Современное общество называют информационным, так как идёт бурное развитие техники и телекоммуникаций. Человек получает доступ к различным видам информации в режиме реального времени, тем самым получая мгновенное взаимодействие с источником информации. Для грамотного обращения с этой информацией люди должны обладать необходимыми знаниями в области современной техники и информации. Человечеству необходима определённая культура отбора и поиска достоверных источников информации, а также человечеству нужно приобрести умение грамотного и качественного продвижения информации в массы [1].
Термин «информационная культура» образовался во второй половине XX века в связи с большим появлением информационных технологий, которые помогают людям для обмена информации и коммуникации. Информационная культура человека чаще всего рассматривается с общей культурой личности. Все эти качества взаимосвязаны.
При социализации и становлении личности человека идет его информационное развитие, которое определяется уровнем развития и культуры общества в целом. Мы считаем, что в скором времени уровень информатизации будет определять роль и место государства на мировой арене. В процессе глобализации мировые культуры принимают очертания друг друга, но все, же остаются уникальными.
С помощью интернет ресурсов открывается доступ к мировой культуре, с их помощью появляется большое количество профессий, связанных с информационными технологиями. В условиях обмена культурными наследиями стираются временные и пространственные барьеры и формируется единое информационное поле.
С развитием новых технологий идёт постоянное усовершенствование и повышение квалификации специалистов разных направлений. От студентов требуется применение универсальных знаний и умений, которые они получили на протяжении обучения в высшем учебном заведении.
По нашему мнению профессиональные навыки у студентов формируют самообучаемость, самодисциплину, а опыт самостоятельной деятельности приводит к тому, что студент анализирует выбранную методику обучения, находит в ней дополнительные знания и умения. От грамотного поиска и обработки информации зависит эффективность учебного процесса, ведь способность к обучению студент должен приобрести в высшем учебном заведении, так как дальнейшая жизнь зависит от знаний, полученных в ходе освоения дисциплин.
Самообразование — ключ к успеху в дальнейшей трудовой деятельности, а самообразование — предмет достижения целей. В наше время важный критерий «научиться учиться», который приводит к самостоятельной работе над получением новых знаний, которые в современном мире быстро обновляются [6].
Особая проблема современности — формирование информационной культуры у студентов. Приоритетная задача ВУЗа, по нашему мнению, повысить общую культуру, жизненный опыт, приобретенный в студенчестве и определение его благополучия в профессиональной деятельности [2].
Информационная культура является инструментом освоения нового, а она в свою очередь является главной составляющей профессионального мастерства в будущем [3].
Профессионально-значимые качества студента считаются его информационной культурой, эти качества гарантируют результативное, разумное и взвешенное взаимодействие с информационной средой в ходе изучения нововведений [8].
В профессиональную подготовку будущих специалистов вносят коррективы: развитие науки и техники, общественные отношения, большой объем новой информации, всё это способствует для более коммуникативного развития специалиста.
Формирование в студентах информационной культуры является важной задачей высшего образования, всё это привело к пересмотрению методик и стилю преподавания некоторых дисциплин [4].
С большим разнообразием информации в свободном доступе студентам всё сложнее отобрать ту, которая будет проста и понятна для усвоения. Иногда студенты и специалисты могут путать информационную культуру с компьютерной грамотностью, но компьютерная грамотность — это навыки работы с новыми компьютерными технологиями.
Мы рассмотрели информационную культуру, как способность студента к самообразованию и выделили следующие моменты:
— самостоятельный поиск и отбор информации;
— умение воспользоваться дополнительными источниками информации, такие как библиотека, книги, рекомендуемая литература;
— способность правильной формулировки мыслей, составление списка литературы, свободное владение информацией.
Когда студент или специалист сталкивается с дефицитом знаний в его профессиональной деятельности, то чаще всего на помощь приходит — самообразование. В таких ситуациях проявляется его рвение к самосовершенствованию, ведь без дополнительной подготовки и новых знаний, невозможно выйти на новый уровень развития профессиональных качеств [5].
Также в эти моменты можно столкнуться с тем, что информации в мире много, доступна она для всех, но не вся пригодна для использования, мы пришли к выводу, что перед тем как осваивать новое нужно произвести тщательный отбор.
Поиск и отбор новой информации проходит в три уровня.
Низший — репродуктивный, основан на собственной памяти человека и на наличии житейского опыта работы с информацией. Информационная культура проявляется: в воспроизведении уже созданной и введенной в общественный оборот информации, основанной на простых процессах работы с ней.
Средний уровень основан на развитии читательской деятельности человека. Переход на второй уровень характеризуется на осознании потребности в новых знаниях.
Высший уровень развития информационной культуры отличается осмыслением информационных ценностей. Переход на этот уровень связан с умением студента не только осознанно воспроизвести знания, творчески применять их в учебной, производственной и жизненной практике, но и самостоятельно производить новые знания [9].
Преподаватели высших учебных заведений тоже занимаются информационной культурой студентов, приобретая новые знания для себя, они делятся ими с обучающимися. В вузах страны накоплен большой опыт преподавания курса «Информационная культура». Наиболее активно курс вводится в преподавание вузов культуры и искусств, традиционно готовящих специалистов информационной сферы.
Многолетний опыт преподавания «Информационной культуры» доказал практическую востребованность как для студентов, так и для преподавателей. Однако всё в нашей жизни требует развития и совершенствования. Рассмотрение данной проблемы упирается в определение критериев информационной культуры студента, которая необходима для понимания того, что же в конечном итоге мы хотели бы сформулировать [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в информационной культуре постоянно растет. В современном мире недостаточно широко освещается проблема неподготовленности студентов в получении самостоятельных знаний. Мы считаем для того чтобы поднять уровень информационной культуры студентов, ВУЗ должен приложить все усилия для успешного развития учащихся. За информационной культурой будущее, а будущее студентов — это их профессиональная деятельность, которая напрямую зависит от новых технологий.
Литература:
- Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде//Высшее образование в России. — 2002.
- Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учеб-метод.пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. — М, 2007. — 171 с.
- Евтюхина, Е. А. Предмет информационной культуры личности / Е. А. Евтюхина // Библиогр. — 2003. — № 4. — С. 56–60.
- Карташева М. Д., Гордеева Д. Д., Сулейменова Р. Д. Перспективы развития информационных технологий и уровень информационной культуры в современном мире// Интернаука. 2022 № 2–1 (225). С. 26–28.
- Костова, Р. С. Об информационной культуре студента / Р. С. Костова // Социол. исслед. — 2007. — № 8. — С. 134–136.
- Лавриненко, Н. А. Педагогический потенциал курса «Информационная культура специалиста» и условия повышения его эффективности: автореф.дис. канд. пед.наук. — 13.00.08 / Н. А. Лавриненко. — Краснодар, 2004.- 20 с.
- Павлидис В. Д., Сулейменова Р. Д., Чкалова М. В., Федоров Ю. И. Некоторые критерии и уровневые показатели формирования информационной культуры будущих инженеров//Наукосфера. 2021. № 5–2. С. 36–41.
- Сулейменова Р. Д., Василенко В. Ю., Скопинцев К. В. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры//В книге: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Махачкала, 2021. С. 113–116.
- Сулейменова Р. Д. Применение информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками//В сборнике: Развитие цифровой экономики в Союзном Государстве Беларуси и России: достижения, проблемы, перспективы. Сборник статей международной заочной научно-практической конференции, Минск, 2021. С. 130–131.