Процедура формирования должности главы государства в странах с различными формами правления: США, ФРГ, Франция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 23.05.2022

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Костяева, А. Э. Процедура формирования должности главы государства в странах с различными формами правления: США, ФРГ, Франция / А. Э. Костяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91987/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается процедура формирования должности главы государства в таких странах как США, ФРГ и Франции, формы правления которых различны.

Ключевые слова: форма правления, глава государства.

The article discusses the procedure for the formation of the post of head of state in countries such as the USA, Germany and France, whose forms of government are different.

Keywords: form of government, head of state.

Форма правления — это способы организации верховной государственной власти. В современном мире каждая страна имеет свою форму правления, которая, в свою очередь, характеризуется несколькими особенностями. Одной из таких особенностей является порядок избрания главы государства.

Итак, нам даны три страны: США, ФРГ и Франция, у которых существует своя процедура формирования должности главы государства. Для начала остановимся на США.

По форме правления США относится к президентской республике. Высшим должностным лицом страны, а также главой исполнительной власти, согласно Конституции США (1787 г.), является президент, избираемый на четырехлетний срок. [2] Также он может быть избран на должность не более двух раз.

Кандидатом на должность президента может быть лицо:

— достигшее 35-летнего возраста;

— являющееся гражданином США по рождению;

— проживающее в стране не менее 14 лет.

Глава государства формируется путем двухступенчатых косвенных выборов. В процессе выборов создается особый орган — коллегия выборщиков, которая впоследствии избирает президента. В соответствии со ст. I Конституции США и XII поправкой к ней, коллегия выборщиков состоит из 538 специально выбранных лиц [2]. Количественный состав коллегии выборщиков любого штата равен количеству сенаторов и членов палаты представителей конгресса США, представляющих данный штат. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме формируется сенаторов и представителей.

Каждая партия во всех штатах выдвигает общий список выборщиков. Голосование проходит за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, то в коллегию выборщиков избирается весь её список, то есть победившая партия в штате получает сразу все голоса выборщиков от данного штата.

Для избрания на должность президента кандидатам необходимо набрать 270 и более голосов выборщиков. В случае, если кандидаты не смогут набрать требуемое количество голосов выборщиков, то применяется экстраординарная процедура избрания президента, установленная XII поправкой к Конституции США [6].

В соответствии с поправкой XII, палата представителей конгресса США избирает президента из числа трех кандидатов, которые набрали наибольшее количество голосов.

Заключительной стадией президентских выборов является инаугурация. На основании поправки XX к Конституции США, вновь избранный президент вступает в должность в полдень 20 января следующего года после проведения выборов [2].

Следующее государство по списку — это ФРГ. Германия по форме правления является парламентской республикой, где глава государства — Федеральный президент. На основании Конституции Германии (1949 г.), выборы Федерального президента проводятся без прений специально созываемым для этого Федеральным собранием. [4] Федеральный президент избирается сроком на 5 лет. Как и в США, президент ФРГ может быть переизбран только один раз.

К кандидатам на должность Федерального президента Германии применяются следующие требования:

— лицо должно быть гражданином ФРГ;

— обладание избирательным правом;

— достижение 40-летнего возраста.

Согласно ст. 54 Конституции Германии, в состав Федерального собрания входят члены Бундестага (парламента) и равное число членов, избираемых парламентами земель по принципу пропорционального представительства. Федеральное собрание созывается Председателем Бундестага. Созыв осуществляется не позднее чем за 30 дней до окончания срока полномочий президента ФРГ, а при их досрочном прекращении — не позднее чем через 30 дней, начиная с этого момента [4].

Для победы на выборах в должность Федерального президента кандидатам необходимо получить большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух турах голосования ни один из кандидатов не сможет получить такое большинство голосов, то проводится дополнительное голосование по двум кандидатам, которые набрали наибольшее количество голосов из всех. Избранным будет считаться тот, кто в последнем туре получит наибольшее число голосов.

Председатель Бундестага информирует избранного об итогах выборов и рекомендует ему в течение 2-х дней известить о личном согласии на вступление в должность президента. В случае, если избранный на протяжении данного времени не подает нужного заявления, его кандидатура считается отклоненной.

Федеральное собрание объявляется закрытым Председателем Бундестага только тогда, когда избранное лицо предоставит согласие на избрание.

Исполнение обязанностей Федерального президента наступает с момента окончания срока полномочий предыдущего президента, но не раньше того, как от избранного лица на имя председателя Бундестага поступит заявление о согласии на вступление в должность президента.

При занятии своего поста Федеральный президент приносит присягу перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата (орган представительства земель).

Самая последняя страна, порядок избрания главы государства которой будет мною упомянут, это Франция. Форма правления Франции является президентско-парламентская или смешанная республика. В соответствии с Конституцией Франции, глава государства — президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории и соблюдения международных договоров [3]. Он избирается на основе всеобщих прямых выборов сроком на 5 лет. В сравнении с США и ФРГ, президент Франции также может быть избран не более двух сроков подряд.

Кандидатом на пост президента Франции может быть лицо:

— являющееся гражданином Франции;

— достигшее 18-летнего возраста.

Согласно Конституции Франции, выборы проводятся по объявлению Правительства. Избрание нового президента осуществляется не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до окончания срока полномочий действующего президента [3].

Для того, чтобы быть претендентом на пост президента, требуется получиться поддержку в виде выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц. Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них) [7]. На сбор подписей выделяется три недели со дня объявления выборов.

Президент Франции формируется абсолютным большинством поданных голосов. Если в первом туре выборов это большинство голосов не набрано, то через две недели проводится второй тур голосования, в который проходят только два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Избранным будет считаться кандидат, который набрал наибольшее количество голосов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: процедура формирования должности главы государства может отличаться в зависимости от формы правления страны, но самым главным сходством между странами с различными формами правления является её важность существования.

Литература:

  1. Конституционное право зарубежных стран: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Попова, М. Г. Абрамова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 371 с.
  2. Конституция Соединенных Штатов Америки (1787 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 18.05.2022 г.)
  3. Конституция Французской Республики (4 октября 1958 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/france.htm (дата обращения: 18.05.2022 г.)
  4. Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 18.05.2022 г.)
  5. Процедура выборов президента Германии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20170212/1487677516.html
  6. Процедура выборов президента США [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20201103/vybory-1582257306.html
  7. Процедура выборов президента Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20170423/1492761143.html
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральный президент, США, федеральное собрание, форма правления, глава государства, должность президента, кандидат, Конституция США, ФРГ, коллегия выборщиков.


Похожие статьи

Полномочия главы государства в сфере исполнительной власти

В данной научной статье автор рассматривает полномочия главы государства в сфере исполнительной власти. Анализ будет проводиться в рамках таких государств как Франция, США и ФРГ, а также Саудовская Аравия. Сравнить объём полномочий глав государств ра...

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Различия смешанной республики в Российской Федерации, Франции и Португалии

В статье автор пытается определить различия смешанной республики в разных странах (РФ, Франция, Португалия).

Основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире

В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире. Обосновано, что монархическая форма правления не изжила себя и является действующей во многих странах мира. Монархию поддерживает большое коли...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...

Сравнительная характеристика организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц по законодательству Республики Таджикистан и Российской Федерации

В статье дана сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц, формы организаций, как в Российской Федерации, так и в Республике Таджикистане, которые регулируются идентичными законами, и имеют незначительные различия в законодательства дву...

Особенности конституционного строя Швейцарии, Австрии и Германии

Данная статья посвящена сравнению особенностей конституционализма в Швейцарии, Австрии и Германии, рассматриваются особенности структуры и содержания их конституционно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

Особенности функционирования органов государственной власти и развития права в Алжире

В статье проанализированы особенности функционирования и развития органов государственной власти и права Алжирской Народной Демократической Республики, что позволило нам выявить феномен дуализма в правовой системе.

Похожие статьи

Полномочия главы государства в сфере исполнительной власти

В данной научной статье автор рассматривает полномочия главы государства в сфере исполнительной власти. Анализ будет проводиться в рамках таких государств как Франция, США и ФРГ, а также Саудовская Аравия. Сравнить объём полномочий глав государств ра...

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Различия смешанной республики в Российской Федерации, Франции и Португалии

В статье автор пытается определить различия смешанной республики в разных странах (РФ, Франция, Португалия).

Основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире

В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире. Обосновано, что монархическая форма правления не изжила себя и является действующей во многих странах мира. Монархию поддерживает большое коли...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...

Сравнительная характеристика организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц по законодательству Республики Таджикистан и Российской Федерации

В статье дана сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц, формы организаций, как в Российской Федерации, так и в Республике Таджикистане, которые регулируются идентичными законами, и имеют незначительные различия в законодательства дву...

Особенности конституционного строя Швейцарии, Австрии и Германии

Данная статья посвящена сравнению особенностей конституционализма в Швейцарии, Австрии и Германии, рассматриваются особенности структуры и содержания их конституционно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

Особенности функционирования органов государственной власти и развития права в Алжире

В статье проанализированы особенности функционирования и развития органов государственной власти и права Алжирской Народной Демократической Республики, что позволило нам выявить феномен дуализма в правовой системе.

Задать вопрос