В статье рассматриваются основные принципы взаимодействия школы с вузами в трех аспектах: дидактическом, процессуальном и организационном. Также освещено определение понятие «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие» школы и вузов.
Ключевые слова: взаимодействие «школы — вуз», принципы, процессуальные принципы, дидактические принципы, организационные принципы.
Вопрос взаимодействия общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений возник давно. Современный этап развития общества, характеризующийся переходом от индустриализации к информатизации, ставит перед российской системой образования ставит абсолютно новые задачи. Общество остро нуждается в образованных, нравственных людях, способных к постоянному самосовершенствованию, умению творчески подходить к возникающим проблемам и готовых к сотрудничеству [4]. Одним из условий реализации данных задач является использование традиций опыта сотрудничества системы «школа — вуз».
В качестве повышения эффективности выполнения социального заказа, проявляющегося в обеспечении современной подготовки старшеклассников к жизни в информационном обществе может содействовать организация взаимодействия школы с высшими учебными заведениями.
Во-первых, необходимо определить, что входит в понятие «взаимодействие» и «педагогическое взаимодействие» относительно взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений. Согласно И. В. Скляровой под взаимодействием школ и вузов понимается такое социальное взаимодействие, при котором «руководящие педагогические кадры различных звеньев системы образования, администрации образовательных учреждений, научные работники, преподаватели и учителя выступают в качестве опосредованных субъектов отношений» [2].
В связи с этим, в отношениях между разноуровневыми образовательными организациями, помимо чисто педагогических аспектов, должны быть рассмотрены и иные, в том числе социальные, экономические и правовые, аспекты.
При организации взаимодействия школы с различными высшими учебными заведениями необходимо руководствоваться особыми принципами, которые представляют собой основополагающие правила и рекомендации по установлению данного взаимодействия. Рассмотрим принципы взаимодействия школ и вузов в трех аспектах: дидактическом, процессуальном и организационном.
Дидактические принципы в педагогике являются основными требованиями к организации учебного процесса с практической точки зрения. Данный принцип основывается на положении о том, что обучение должно соответствовать потребностям общества во всестороннем развитии личности. Только гармонично развитый ребенок имеет возможность успешно участвовать в общественной жизни общества. Дидактические принципы обучения обосновал еще Я. А. Коменский. К ним относятся следующие принципы: воспитывающий характер обучения; связь обучения с жизнью; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Эти принципы остаются важными в осуществлении процесса обучения в современной школе и при взаимодействии школы с вузами. Вузы могут принимать участие в проведении занятий у обучающихся практической направленности, устраивать мастер-классы, разрабатывать совместные проекты с привлечением имеющегося у вузов лабораторного оборудования и т. д. Все вышеперечисленные мероприятия способствуют повышению у обучающихся познавательного интереса, расширяют кругозор, а также позволяют ученику выбрать интересующее его направление и дальше продолжать совершенствоваться в определенной сфере [1].
Процессуальный аспект представляет собой некую целостную систему деятельности, этого аспекта можно выделить следующие принципы:
— вариативность образования, которая дает возможность выбирать формы взаимодействия в соответствии с их потребностями и возможностями;
— универсальность, что дает возможность применять свои знания в любом роде деятельности.
Наряду с двумя вышеперечисленными аспектами необходимо рассмотреть и организационный аспект взаимодействия школы и высших учебных заведений. К организационным принципам можно отнести маневренность, предполагающая заключение договоров между двумя/тремя сторонами (вуз — школа, вуз — школа — факультет и т. д.) с возможностью вносить коррективы в данным договор, вплоть до его прекращения.
Организационный аспект также включает в себя согласование взглядов представителей администраций вуза и школы для уточнения цели и задач взаимодействия, согласование последующего разработанного плана работы. При этом необходимо учесть полноту возможностей взаимодействия образовательных организаций и совместного использования материально-технических баз.
Перечень рассмотренных принципов взаимодействия школ и вузов не претендует на законченность. Нельзя считать познанными все принципы взаимодействия. Кроме того, на каждом определенном отрезке времени тот или иной принцип взаимодействия может менять значимость и содержание в зависимости от изменившихся потребностей и возможностей общества, педагогической науки и практики, а в отдельных случаях вообще потерять свою актуальность в выработке наиболее эффективных способов практической реализации [2].
Таким образом, взаимодействию в системе образования, в частности взаимодействию школы и вуза на сегодняшний день необходимо отводить большую роль. Именно школа и вуз являются оптимальными партнерами по отношению друг к другу.
Литература:
- Грозян Н. Ф., Прудникова Т. И. Дидактические принципы Я. А. Коменского: принципы реализации в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-printsipy-ya-a-komenskogo-printsipy-realizatsii-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 22.05.2022).
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения // Подласый И. П. Учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
- Склярова И. В. Принципы взаимодействия школы и вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-shkoly-i-vuza (дата обращения: 22.05.2022).
- Щербаков Ю. И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях / Ю. И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 1 (44). — С. 105–107.