В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является актуальной задачей.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, цифровая трансформация компании.
В настоящий период цифровая трансформация компаний сопряжена с общей цифровизацией мировой экономики. Термины «цифровая экономика» и «цифровые технологии» являются одними из наиболее актуальных сегодня в дискуссии, связанной с обеспечением ускоренного технологического развития мировой экономики.
В современной практике еще не сформировано четкого понятия цифровой экономики, тем не менее можно выделить некоторые из них. Согласно определению Всемирного банка [1] цифровая экономика характеризуется новым экономическим укладом, который формируется на основании знаний и использования цифровых технологий. В итоге предопределяет расширение возможностей как общества, так бизнеса и государства.
В свою очередь согласно определению международной сети консалтинговых компаний Deloitte [2] цифровая экономика представляет собой форму экономической активности, которая в своей основе предполагает сетевое взаимодействие как между людьми, так и между предприятиями. В итоге гиперсвязуемость является определяющим свойством цифровой экономики. Снижение вычислительных затрат, а также превращение Интернета в коммуникационный инструмент изменило функционирование современной экономической системы.
Рассматривая цифровые инновации как метод развития бизнеса можно рассмотреть такой инструмент как «цепочка стоимости», которая «введена в научный оборот М. Портером и затем получила свое дальнейшее развитие в управлении бизнесом» [3]. Также данный инструмент известен под таким названием как цепочка создания ценности (рис. 1).
Рис. 1. Цепочка создания ценности
Цепочка создания ценности представляет собой комплекс мероприятий, которые компания выполняет в рамках определенной отрасли для того, чтобы предложить ценный продукт или услугу на рынке. Идея цепочки создания ценности основана на представлении процессов организаций и идее рассматривать производственную (или сервисную) организацию как систему, состоящую из подсистем, каждая из которых имеет свои входные данные, процессы преобразования и выходные данные.
В эпоху цифровой трансформации компаний изменяется и цепочка создания ценности, предполагая повсеместное внедрение инновационных цифровых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие современной компании (табл. 1).
Таблица 1
Современные цифровые технологии для развития бизнеса
Элемент цепочки добавленной ценности |
Цифровые технологии |
|
Big Data, блокчейн |
|
ERP-система, роботизация, 3D-печать, |
|
E-commerce, Dark store |
|
Карты лояльности, таргетинг, Big Data, чат-бот, AR и VR, QR-коды |
|
Чат-бот, Internet of Things |
|
Big Data, 3D-печать |
|
Machine Learning, искусственный интеллект |
|
Виртуальный офис, дистанционное обучение, CRM |
|
ERP-система |
Использование современных цифровых технологий позволяет наращивать стоимость бизнеса за счет развития бизнес-процессов. При этом отдельно стоит выделить такой процесс как цифровизация каналов коммуникации.
Цифровизация каналов коммуникации стала наиболее актуальной задачей в период действия пандемии, что предопределило перевод трудовой деятельности в дистанционный формат. При этом согласно опроса [4], проведенного компанией VMware в декабре 2020 года 67 % респондентов считают, что больше не смогут вернуться к прежним условиям труда. В опросе приняли участие 2850 респондентов в регионе EMEA. Также 76 % респондентов уточнили, что дистанционный формат работы позволил улучшить личные контакты с коллегами, а 64 % — стали активнее высказывать свое мнение во время видеоконференций.
В итоге многие специалисты повсеместно отмечают, что рассчитывают на сохранение гибких условий труда, включающих возможность выполнения работы в дистанционном формате. При этом по данным We Work Remote еще до 2019 года ежегодны прирост удаленных рабочих мест составлял 30 % [5]. Также по данным Global Workplace Analytics к 2025 году в том или ином дистанционном формате уже будут работать 70 % всех работников [6].
В свою очередь удаленный рабочий формат требует изменения системы внутренних коммуникаций компании. В таблице 2 представлены инструменты дистанционных коммуникаций по ключевым взаимодействиям.
Таблица 2
Инструменты дистанционных коммуникаций
Ключевые взаимодействия |
Описание |
Индивидуальные встречи для обсуждения текущей работы |
Телефонная связь и видеосвязь от раза в неделю до раза в месяц (но не реже), а продолжительность может быть от 30–45 минут до 1,5 часа. |
Координация работы команды |
Технологии для дистанционной демонстрации слайдов Webex, Adobe Connect, Zoom, Click-Meeting и др. Также используются удаленные планировщики задач (Jira, Asana, Trello и др.). |
Общее собрание команды |
Технологии, обеспечивающие интерактивное взаимодействие с участниками. |
Поддержание информационного потока |
Рассылка по электронной почте, веб-форум, аудио- и видеоподкасты руководителя. |
Обмен знаниями |
Канал в коммутаторе, раздел на корпоративном портале |
Неформальная коммуникация |
Мессенджер (WhatsApp, Slack и др.). |
В целом необходимо отметить, что процессы цифровизации осуществляются повсеместно в современной экономике. Тем не менее обеспечение ускоренного развития компании может быть достигнуто при использовании системной цифровой трансформации за счет интеграции цифровых технологий во всех бизнес-процессах. В связи с чем требуется актуализация определения специфики управления проектами разработки, внедрения и интеграции цифровых продуктов в деятельность современной компании.
Литература:
- Всемирный банк. Развитие цифровой экономики в России. — Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/events/2016/12/20/developing-thedigital-economy-in-russia-international-seminar-1.
- Deloitte. What is Digital Economy? — Режим доступа: https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html.
- Крохин, В., Каменнова, М., Машков, И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для бакалавриата / В. Крохин, М. Каменнова, И. Машков. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 282 с.
- Удаленная работа в мире. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Удаленная_работа_в_мире.
- Remote Work Statistics. — Режим доступа: https://usefyi.com/remote-work-statistics/.
- The Future of Remote Work. — Режим доступа: https://usefyi.com/future-of-remote-work/.