Проведен теоретический анализ проблем международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой. Выявлены преимущества обмена внешними информационными данными для внедрения инноваций в условиях конкурентоспособности для стран с переходной экономикой. Показано, что информационный обмен позволяют компаниям в странах с переходной экономикой добиваться положительных результатов в области инноваций.
Ключевые слова: инновации, информационный обмен, институциональное развитие, переходная экономика, научно-технологический обмен, сотрудничество.
A theoretical analysis of the problems of international innovation cooperation in countries with economies in transition has been carried out. The advantages of the exchange of external information data for the introduction of innovations in the conditions of competitiveness for countries with economies in transition are revealed. It is shown that information exchange allows companies in countries with economies in transition to achieve positive results in the field of innovation.
Keywords: innovations, information exchange, institutional development, transitional economy, scientific and technological exchange, cooperation.
В условия глобализации международную конкурентоспособность и экономический рост определяют именно инновации. В ведущих странах они обеспечивают до половины прироста ВВП. В аналитической литературе инновациям также придается ключевое значение как инструменту успешной бизнес-деятельности на уровне фирмы. Высокий уровень инновационного развития предопределяет активный темп не только экономического роста, но и общественного развития в целом.
Одним из важнейших факторов развития международной инновационной деятельности является научно-технологический обмен. Развитие международного научно-технологического и производственного сотрудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.
Международный научно-технологический обмен — это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую деятельность.
Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Это не только невозможно, но и экономически нецелесообразно. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.
Международная передача технологий — совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.
В подавляющем большинстве случаев технология выступает одним из развитых факторов производства, которые, как известно, обладают большей способностью к международной мобильности по сравнению с основными.
Как правило, технологии промышленно развитых стран являются трудо-ресурсосберегающими и капиталоемкими в то время, как технологии развивающих стран с переходной экономикой — капиталосберегающими, трудо-и ресурсоемкими.
Обмен технологиями строится не на случайных, эпизодических и стихийных сделках, а носит в значительной степени заранее подготовленный характер (нередко осуществляется в тесной связи со стратегическими целями материнских компаний). Именно они оказывают серьезное воздействие на степень новизны технологии, попадающей на рынок, географию и отраслевую структуру ее размещения.
Начиная с 80-х годов, на мировом рынке технологий доминирующей линией поведения ТНК становится межфирменное сотрудничество (вместо конкуренции). Межфирменное сотрудничество включает в себя: венчурные соглашения, совместные исследования и разработки. Обмен технологиями, прямые капиталовложения, договоры о поставках, одностороннюю передачу технологий.
Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования в виде Международного кодекса поведения в области передачи технологий (Женева, ЮНКТАД, 1979) и международные органы (организации) регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).
Основные пути и формы международной передачи научно-технических знаний.
Различают следующие основные пути передачи технологий.
На некоммерческой основе:
— информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и др.;
— конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе и постоянно действующие;
— зарубежное обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных началах вузами, предприятиями, организациями;
— перекрестное лицензирование;
— международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов»;
На коммерческой основе:
— продажа воплощенных технологий;
— прямые зарубежные инвестиции и сопровождающее их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;
— продажа патентных и ноу-хау лицензий;
— совместное проведение НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;
— координирование и кооперирование НИОКР;
— лизинг;
— инжиниринг;
— консалтинг;
— портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров;
— научно-техническое и производственное кооперирование.
В международной коммерческой практике используются самые разнообразные виды научно-технического сотрудничества в зависимости от целей, которые ставят пред собой партнеры. Конечной целью указанного сотрудничества обычно является создание какого-либо продукта или усовершенствования его для собственных нужд и реализации на мировом рынке. Без проведения научных исследований создание такого продукта было бы невозможным. Исключение составляют некоторые виды сотрудничества, где отсутствует сам «продукт» в осязаемой форме такие как, например, конференции, семинары, симпозиумы.
Инновации имеют решающее значение для конкурентоспособности. Однако не все условия способствуют развитию инновационной стратегии. В частности, эффективность инноваций компаний в странах с переходной экономикой является актуальной темой для дискуссий среди ученых и практиков.
Институциональный переход от централизованно планируемой к открытой и ориентированной на рынок экономической системе подтолкнул предприятия в этих условиях к изучению новых способов ведения бизнеса и укреплению своих конкурентных позиций внутри страны, а также предоставление им стимулов для создания инноваций.
Страны с переходной экономикой демонстрируют институциональные характеристики, которые могут быть важными предикторами условий, необходимых для достижения положительных инноваций и экономических показателей. С институциональной точки зрения государственная политика и решения влияют на результаты инноваций. Без сомнения, страны с переходной экономикой имеют менее сложную правовую базу, в связи с чем сбои в общей правовой системе, в частности те, которые связаны с правами интеллектуальной собственности, могут помешать успешным инновациям. А в свою очередь страны, которые обеспечивают более слабую защиту прав интеллектуальной собственности, страдают от более низкой эффективности инноваций и инвестиций в технологии.
Таким образом, предприятиям в странах с переходной экономикой необходимо адаптировать свои системы и стратегии к условиям, в которых технологические нормы и рынки недостаточно развиты. Существующие в этих странах институциональные пустоты могут помешать компаниям самостоятельно создавать технологические возможности, необходимые для инноваций.
С одной стороны, условия нормативно-правовой базы оказывают решающее влияние на инновации в компаниях, отраслях и экономике; например, регулирование естественных монополий и государственных предприятий привело к незначительным инновациям в некоторых регулируемых отраслях. В связи с этим сохраняется определенное участие государства в деловой активности предприятий, которые вынуждены действовать в условиях прежних политических и экономических систем, унаследованных норм и ценностей плановой системы, одновременно борясь с требованиями конкурентной рыночной экономики.
С другой стороны, страны с переходной экономикой менее развиты из-за сокращения инвестиций и устаревшей технологической специализации. Эти специфические внешние факторы, связанные с институциональной структурой и условиями регулирования, могут влиять на инновационную стратегию и эффективность деятельности компаний.
Чтобы воспользоваться внешней информацией для инноваций, компании должны быть в состоянии успешно их интегрировать. Если не принимать во внимание индивидуальные различия между компаниями, способность интегрировать эти знания во многом зависит от таких факторов, как социальные структуры, бизнес-сети, национальные и региональные инновационные инициативы и системы образования.
Компании из стран с переходной экономикой, как правило, основывают свою деятельность на сетевых стратегиях в качестве альтернативы наследию плановой экономики. И полагаются на стратегии сотрудничества для преодоления внутренних ограничений и внешних факторов, что позволяет развивать возможности, способствующие обмену информацией, но в этих переходных условиях страдают от финансовых и технологических ограничений. Тем не менее, компании могут приобретать, поглощать и интегрировать внешнюю информацию, которая будет очень ценной для инноваций.
Общие экономические и институциональные структуры, а также микроэкономические связи между субъектами в одной и той же стране также важны для инноваций. Действительно, некоторые модели взаимодействия, процессы обучения и получаемая информация зависят от географической близости и местных институциональных структур. Обмен некоторыми видами информирования с партнерами, находящимися поблизости, вносит значительный вклад в создание инновационных продуктов. Таким образом, в этих переходных контекстах базовые структуры и национальные ценности, которые разделяют компании, облегчают интеграцию внешней и внутренней информационной базы, одновременно упрощая поиск партнеров, а также процессы переговоров и координации.
По инновационным системам изучается, как компании внедряют инновации на основе их экономического, институционального и социального контекста, а также выявляются конкретные модели инновационных систем на национальном и субнациональном уровнях. Институциональные особенности играют роль в конфигурации различных национальных бизнес-систем и составляют контекст, в котором действуют компании и механизмы обучения. А накопления информационных данных, при этом в региональных инновационных системах определяются, как ключевые институциональные особенности, которые формируют и ограничивают инновационную деятельность.
При этом подход инновационной системы рассматривает инновацию как сложный и интерактивный процесс, в котором компании взаимодействуют с другими организациями и учреждениями и в котором взаимодействие, как информационный обмен способствует развитию инновационного потенциала и распространению новых технологий. Это процесс, в котором определенные технологические модели, механизмы и правила служат кодексами поведения для координации действий различных участников. Когда эти механизмы не работают эффективно, могут возникнуть системные недостатки, которые блокируют инновационную деятельность компаний.
Таким образом, внутренние и внешние источники информации, в отношении обмена инновационными технологиями, укрепляются по мере улучшения несовершенства управления. Этот результат можно объяснить влиянием общей инновационной системы. Конкретные и схожие инновационные возможности и результаты конкретной инновационной системы могут компенсировать повышенные транзакционные издержки, возникающие в институциональных контекстах более низкого качества.
Что касается управления инновациями, в части международного сотрудничества, в странах с переходной экономикой, инновационные стратегии в контексте с различными характеристиками, могут влиять на инновационную деятельность и эффективность, учитывая роль внешних международных информационных источников — как определяющих факторов инновационной деятельности.