В статье рассматриваются правовые аспекты регулирования статуса самозанятых, проанализирована сущность самозанятости, как социально-экономического явления, рассмотрены правовые проблемы статуса самозанятого гражданина в Российской Федерации.
Вопрос правового регулирования самозанятости достаточно остро стоит перед всеми государствами, и Российская Федерация не является исключением. В последнее время по всему миру наблюдаются тенденции к росту масштабов нестандартных видов занятости, а также тенденции к снижению зависимости работников от работодателей.
В российском законодательстве до недавнего времени достаточно остро стоял вопрос, связанный с определением правового статуса самозанятых, а именно его четко определенного положения на рынке труда, а также выделения данных работников в отдельный институт.
На данный момент, с принятием Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, самозанятые во всех регионах РФ становятся полноценными элементами экономики, на уровне со всеми работниками, вносящими вклад в ее развитие и увеличение производительности труда.
Данный законопроект пока принят только в рамках эксперимента. Но он уже пользуется достаточным спросом со стороны различного рода профессионалов. Так, самозанятым может стать любое физическое или владелец ИП, желающий принять участие в эксперименте по установлению специального налогового режима для самозанятых (НПД).
Самозанятые граждане — это физические лица, которые самостоятельно осуществляют трудовую профессиональную деятельность, направленную на систематическое получение дохода, не имея при этом работодателя и не привлекая наемных работников по трудовым договорам [3].
Доход получаемый самозанятыми именуется профессиональным доходом и является представляет собой сумму денежных средств, которые получает самозанятый в рамках реализуемой профессиональной деятельности по производству товаров, выполнения работ или оказанию услуг.
Под налоговой базой для НДП подразумевается весь доход от выполнения профессиональной деятельности, выполняемой самозанятым. В качестве налогового периода выступает календарный месяц, в течении которого налоговой инспекцией рассчитывается налог, подлежащий уплате.
Проблема разделения терминов возникла сразу после распада СССР, так как согласно статье 7.1–1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032–1, посвященной полномочиям органов государственной власти в сфере занятости населения «государство оказывает помощь безработным гражданам посредством содействия их самозанятости, регистрации как индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства» [3]. Из этого следует, что в данном законе отсутствует четкое разграничение термина «самозанятость» и «индивидуальный предприниматель».
Стоит также отметить, что определением термина «самозанятость» занимается и научное сообщество, а особый интерес данному понятию уделяется экономистами, юристами и социологами.
Важным является заметить то, что термин самозанятость рассматривается по-разному. Например, одни ученые самозанятость как нестандартную форму занятости, а другие рассматривают ее в широком смысле, а именно, как деятельность, осуществляемую человеком лично, без привлечения дополнительной рабочей силы [1, С. 9].
А. В. Бурлак отмечает, что ««Самозанятые граждане» сочетают в себе характеристики собственника капитала, работодателя и управленца. Основное их отличие от других социальных групп — наличие функций управления капиталом и личного труда позволяет выделить их в качестве пограничного слоя в классе мелких собственников» [2].
Абрамова Е. А. под самозанятыми гражданами, в основном, рассматривает лиц, которые владеют малыми предприятиями; предпринимателей, которые заняты трудовой деятельностью без создания юридического лица; лиц, занятых в домашних хозяйствах [1].
В п. 70 ст. 217 НК РФ установлены лишь некоторые критерии самозанятого гражданина:
1 — это физическое лицо, не имеющее статуса ИП;
2 — это лицо, которое не привлекает наемных работников;
3 — это лицо, которое уведомило налоговый орган об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу.
В судебной практике также нет единого мнения по вопросу, связанному с понятием «самозанятый гражданин». Примером могут служить акты Конституционного Суда РФ, в которых адвокатов относят и к самозанятым, и к ИП.
В ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», при делении застрахованных лиц на группы, можно выделить следующую классификацию [4, С. 74]:
1 — лица, которые работают по трудовому договору;
2 — лица, которые сами обеспечивают себя работой;
3 — иные лица.
На данный момент отнесение самозанятости к какому-либо виду
деятельности является если не невозможным, то достаточно затруднительным. Также, стоит отметить, что без законодательного закрепления статуса самозанятого наравне с такими понятиями как «юридическое лицо», «индивидуальный предприниматель» с проблемами могут столкнуться как граждане, так и регулирующие органы государственной власти. Сам термин должен отражать суть самозанятости и содержать определенные пункты, характеризующие и выделяющие ее среди остальных форм занятости: самозанятые работаю исключительно на себя; самозанятые являются субъектами экономической деятельности; перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые и т. д.
Для устранения данной проблемы, предлагаем ввести понятие «самозанятый» гражданин в следующей формулировке: «самозанятый гражданин — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, самостоятельно осуществляющее определенную экономическую деятельность с целью получения прибыли, без привлечения наемных работников» [4, С. 244].
Литература:
- Абрамова Е. А. Самозанятость как инструмент сокращения безработицы в период кризиса. Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 11–1 (69). — С. 9.
- Бурлак А. В. о понятии «самозанятые граждане» // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2016. — № 4 (49). — С. 173–177.
- Григорьева Е. Все плюсы и минусы самозанятости для граждан в 2020 году. URL: http:/nalig-nalog.ru/vseplusy-i-minusysamozanyatosti-dlya-grazhdsnv-2020-godu.
- Смирнова В. В., Колесников Н. В. Правовые проблемы понятийного аппарата самозанятости в Российской Федерации // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития. — 2021. — С. 244.