Психологическая готовность к профессиональной деятельности как сложное многоаспектное понятие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 2315 раз

Библиографическое описание:

Кизилова, М. А. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как сложное многоаспектное понятие / М. А. Кизилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92060/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, деятельность, будущий специалист, готовность.

Сформированность психологической готовности к профессиональной деятельности имеет высокое значение в профессиональной деятельности т. к. без нее будущий специалист не приступит к исполнению своих профессиональных обязанностей и работе по профессии в целом.

В настоящий момент, по мнению профессора Э. М. Велиева, при профессиональной подготовке будущего специалиста недостаточно формировать лишь знания умения и навыки, при этом игнорируя предшествующий уровень личностного развития обучающегося, ведь эффективность реализуемой трудовой деятельности будет завесить не только от компетентности самого специалиста, но и от самой личности. Так же Вилиев Э. М. говорит о там, что существует прямая взаимосвязь между личностным ростом и структурой профессиональной деятельности. [2]

Эффективная и успешная профессиональная деятельность определяется соответствием структуры профессиональной деятельности и уровнем личностной структуры. Так, И. А. Зимняя выделяет три плана такого соответствия: профессиональная предрасположенность (пригодность), психологическая готовность к профессиональной деятельности, включаемость в профессиональную деятельность. [5]

Психологическая готовность к деятельности играет огромную роль в жизни человека и является обязательным условием для всего процесса деятельности, а не только для ее начала.

Теоретическая и практическая разработка понятия психологическая готовность осуществлялась в рамках общей и профессиональной педагогики и психологии, акмеологии.

Понятие психологической готовности изучали в междисциплинарных исследованиях, находящихся на стыке педагогики и психологии. Также данное понятие нашло свое отражение при изучении вопросов профессиональной пригодности и профессионального самоопределения.

В частности, данная тема была рассмотрена в работах Л. В. Абдалина, Б.Г., Ананьева, Л. И. Божович, Ф. Генова, С. М. Годника, М. И. В. В. Давыдов, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климова, О. А. Конопкин, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, А. К. Марковой, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонова, А. С. Прангишвили, И. П. Раченко, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Серикова, В.В Сластенин, В. А. Сластёнина, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и других.

По мнению белорусского психолога, М. А. Фурманова, «несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности, в отечественной психологии она понимается как особое, длительное или кратковременное состояние человека, с учетом особенности личности человека». [12]

В силу этого обстоятельства психологические словари определяет готовность как готовность к действию, установку, направленная на выполнение того или иного действия. [1]

В соответствии с пониманием проблемы психологической готовности, советский и российский философ и психолог Парыгин Б. Д., придавал особое значение психологической готовности к деятельности. Он рассматривал психологическую готовность как фактор эффективной деятельности, т. е. результат. [10]

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов направленную на выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи (оперативной или долгосрочной). Данное состояние способствует успешности в выполнении обязанностей, правильности использовании знаний, опыта, личностных качества, сохранению самоконтроля и перестраиванию деятельности при появлении непредвиденных препятствий.

Отечественный психолог Аверкин Р. Г. разделяет готовность на длительное и на временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н. Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский) и на состояние «бдительности» (Л. С. Нарсесян, В. Н. Пушкин). [1, 8]

Отечественный психолог Борис Дмитриевич Прыгин рассматривает состояние психологической готовности (к сложным видам деятельности) как динамическую структуру, целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются: мотивационные, когнитивные (познавательные), эмоциональные волевые [10]

Психологи, исследующие проблему психологической готовности к деятельности, выделяют следующие компоненты психологической готовности: когнитивный, мотивационный, коммуникативный, поведенческий, эмоциональный.

Каждый из компонентов психологической готовности является многогранным процессом, включающим в себя разные аспекты и особенность проявлений.

Когнитивный компонент готовности представляет собой процесс познания, который обуславливает наличие у человека способностей потреблять и перерабатывать поступающую информацию. Основываясь на положениях теории деятельности А. Н. Леонтьева, самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование у студента навыков приобретения новых знаний независимо от предметной области, можно рассматривать как процесс овладения и применения стратегий познания (стратегии информационного поиска, научных исследований, творческого мышления). [6]

Мотивационный компонент готовности предполагает наличие мотива к деятельности. Благодаря мотивам осуществляется взаимодействие личности с окружающей средой и социальными условиями (Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.). Мотивационная готовность в личностной профессиональной сфере рассматривается как актуализация у специалиста потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в труде. По мнению, В. Г. Леонтьева, мотив — это внутренний источник активности человека, мотив является личностным образованием, которое рассматривается как результат аффективной, так и сознательной переработки потребностей, которые имеет личность в данный момент. Из этого следует, что мотив представляет собой некую основу, которая придает значимость для личностной деятельности и наполняет ее смыслом и сопровождается эмоциональными переживаниями и осознанием ценности принятых решений. [5, 8, 12]

Коммуникативный компонент готовности включает в себя коммуникативные навыки (легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах), под которыми понимаются навыки эффективного общения. [3]

Данные навыки позволяют эффективно адаптироваться в и комфортно чувствовать себя в обществе. Отсутствие коммуникативного компонента готовности или его низкий показатель может способствовать понижению активности индивида в его деятельности и, как следствие, снижению познавательных интересов, низкой результативности. [9]

Поведенческий компонент готовности непосредственно связан установкой индивида и его действующей потребностью. По мнению Узнадзе Д. Н. основным фактором регуляции поведения является установка. Понятие установки представляет собой готовность к реализации актуальной в данный момент потребности, которая выражается во внутренней позиции человека, его взглядах, ценностных ориентациях по отношению к событиям, фактам, идеям, другим людям. Регуляция поведения, как готовность к деятельности возникает при наличии у индивида соответствующих потребностей, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с другой. При этом возникает некоторое целостное, динамическое состояние, которое определяет дальнейшее течение его деятельности и выражается в готовности к осуществлению определенных действий в настройке человека к их выполнению. Характерным для явления установки является предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении. [11]

Эмоциональный компонент готовности включает в себя: чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление.

Согласно классификации В. Ф. Жукова, эмоционально-волевой компонент готовности выражается в: чувстве ответственности за результаты деятельности, самоконтроле, моральных принципах, умениях управлять действиями, из которых состоит выполнение функциональных обязанностей. [4]

По мнению В. Н. Мясищева эмоциональный компонент готовности к деятельности способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. [7]

Недостаточность эмоциональной готовности к деятельности, часто сопровождается негативными эмоциональными состояниями: пассивностью, агрессивностью, плаксивостью, страхами, повышенной тревожность, что может привести к трудностям в процессе деятельности. [7]

Таким образом, каждый из компонентов психологической готовности является многогранным процессом, включающим в себя разные аспекты и особенность проявлений.

Литература:

  1. Аверкин, Р. Г. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов /Р. Г. Аверкин, И. О. Александров, Н. А. Алмаев, и др; ред. Дружинин В. Н. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 650с.
  2. Велиев, Э. М. Система непрерывного профессионального образования / Э. М. Велиев. — Москва: Слово, 2005. — 341 c. — Текст: непосредственный.
  3. Егидес, А. П. Лабиринты общения, или, как научиться ладить с людьми / А. П. Егидес. — Мосвка: АСТ-Пресс, 2011. — 368 c. — Текст: непосредственный.
  4. Жукова, В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» / В. Ф. Жукова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost (дата обращения: 3.03.2022).
  5. Зимняя, И. А. Учебник для вузов: Педагогическая психология /И. А. Зимняя. — Москва: Логос, 2010. — 384с.
  6. Леонтьев В. Г. Мотивация и активность личности // Ежегодник РПО: материалы IV Всероссийского съезда РПО: в 3 т. Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. Т. 3. С. 236–237
  7. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — Воронеж:: МОДЭК, 1995. — 356 c. — Текст: непосредственный.
  8. Нерсесян, Л. С. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию / Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 60–69.
  9. Образцов Коммуникативная готовность в системе профессиональной подготовки студентов-юристов / Образцов. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-gotovnost-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-studentov-yuristov/viewer (дата обращения: 2.03.2022).
  10. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2010. — 533 c. — Текст: непосредственный.
  11. Узнадзе, Д. Н. Общая психология /Д. Н. Узнадзе; Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе. Под ред. И. В. Имедадзе. — Москва: Смысл, 2004. — 413с.
  12. Фурманов, М. А. Формирование коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки в вузе: специальность 13.00.08 «теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Фурманов М. А.; Нижегородский государственный лингвистический университет. — Нижний Новгород, 2005. — 157 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, профессиональная деятельность, деятельность, будущий специалист, готовность, коммуникативный компонент готовности, многогранный процесс, особенность проявлений, отечественный психолог, эмоциональный компонент готовности.


Похожие статьи

Взаимосвязь составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и их осмысления жизни

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности

В статье рассматриваются особенности эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности.

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

В данной статье берется во внимание личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры как один из важнейших компонентов культуры педагога.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Похожие статьи

Взаимосвязь составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и их осмысления жизни

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности

В статье рассматриваются особенности эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности.

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

В данной статье берется во внимание личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры как один из важнейших компонентов культуры педагога.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Задать вопрос