Комплект материалов для воспитателей по использованию макетирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 27.05.2022

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Дотдаева, М. Е. Комплект материалов для воспитателей по использованию макетирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста / М. Е. Дотдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92061/ (дата обращения: 18.12.2024).



Комплект материалов для воспитателей по использованию макетирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Дотдаева Мария Евгеньевна, МБДОУ №116, г.Иркутск.

Ключевые слова: макетирование, формирование ответственности, старший дошкольный возраст, качество личности.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования указано, что в образовательном учреждении необходимо создавать оптимальные условия для развития детей, реализовать права ребенка на доступное и качественное образование. Для развития детей и формирования их личности необходимо применять как традиционные, так и инновационные педагогические методы, средства и технологии. Эффективным средством развития детей дошкольного возраста является макетирование. [3]

Проблему использования макетирования в работе с детьми дошкольного возраста изучали А.П. Усова, А.В. Запорожца, Ф. Фребеля и М. Монтессори, которые предполагали, что развитие познавательные способности у детей дошкольного возраста могут быть развиты лучше при использование определенных методов и способов работы.

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуя о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

Классификация макетов по Н.А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты. [4]

Макеты – модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением – зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты – карты, это плоскости (не менее 50 x 60 см) с планом – схемой и объектами – маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывания сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняются различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основной для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Существует множество типов макетов, которые могут применяться в работе воспитателя – архитектурные, ландшафтные, промышленные, транспортные, железнодорожные, технические, интерьерные, дизайнерские, игровые и др. [6]

Л.Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения. Одной из целей макетирования являются обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Комплект материалов будет актуален для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат рекомендации для воспитателей по развитию игровой мотивации старших дошкольников посредством создания разнообразных макетов по правилам дорожного движения (ПДД), а также основные подходы по проектированию развивающей предметно-пространственной и игровой среды с использованием разных видов макетов как средство развития игровой мотивации детей старшего дошкольного возраста.

Цель-научить детей макетированию.

Задачи:

1. Развить умения, необходимые для создания макета.

2. Стимулировать интерес к активному участию в создании макета.

3. Создать макет.

Показатели результатов работы:

Первый показатель результатов – приобретение дошкольником специальных знаний о процессе макетирования.

Второй показатель результатов – получение дошкольником опыта совместной деятельности с родителями, воспитателем, другими детьми над созданием макета.

Третий показатель результатов – получение дошкольником опыта самостоятельного действия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: макеты, проекты, результаты наблюдения.

В нашей группе были созданы и планируются настольные макеты на тему: «Наш город», «Пост ГАИ», «Моя улица».

Работу по использованию макетов в детском саду мы начинали с наблюдения. Результаты наблюдения предопределили выбор указанных выше тем. Очень интересным для старшей группы был макет «Наш город». Образовательный процесс с детьми мы строим по тематическому принципу. Также были введены региональные и культурные компоненты в деятельность. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач, чему способствуют макеты на тему: «Наш город», «Пост ГАИ», «Моя улица».

Знакомство детей с макетом будет происходить постепенно. Мы зачитываем отрывки из произведений, отрывков из детских журналов на определенную тематику. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составляем рассказы с детьми, проводим игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности и обмениваются ими друг с другом.

Результаты наблюдения показали, что дети, которые успешно освоили процесс создания макета, более инициативны и самостоятельны, у них лучше развиты воображение и память. Теоретический и практический анализ помогут в дальнейшем разобрать программу по освоению процесса макетирования детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе изготовления макетов можно использовать такой материал: тесто, бросовый материал, бумага, трубочки, картон, пластилин, тесто, лед.

В своей работе воспитатель должен опираться на этапы работы с детьми в процессе изготовления макетов:

- Первый этап. Подготовительный. Цель: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа: обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и.т.д.), подготовка и сбор материалов для создания макета.

- Второй этап. Практический. Цель: создание атрибутов для макета в ходе продуктивной деятельности (конструирование, ручной труд, рисование, аппликация, лепка); вовлечение родителей в творческую деятельность; работа по обогащению развивающей среды; изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

- Третий этап. Обобщающий. Цель: обобщение результатов по образовательному проекту, анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов с детьми. Включение макета в развитие и активизация игры, образовательную деятельность.

Следует подчеркнуть, что макеты могут быть изготовлены как воспитателем, воспитателем и детьми, так и детьми с родителями.

На основе анализа литературы были выведены требования к макетам:

1. Макет должен быть безопасным для детей.

2. Устойчивым (т.е. макет не должен разваливаться от любого прикосновения и быть просто для красоты, а наоборот активно использоваться в деятельности, как детей, так и воспитателя).

3. Эстетически оформлен (детям интересен красочный и яркий макет, который сам по себе может привлечь их внимание).

4. Удобен в обращение (детали и макет не должны быть слишком маленькими или слишком большими, они должны соответствовать возрасту и среднему росту детей).

5. Доступен дошкольникам для игр.

Работа родителей с детьми по данной деятельности включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества.

Так мы составили рекомендации для родителей по созданию игровых макетов, которые включают в себя следующее:

1. Чтобы в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра не ушла на второй план, необходимо сделать ее зоной ближайшего развития ребенка. Для детей 5-7 лет такой зоной могут стать игры с макетами.

2. Что представляет собой такая игра? Это сюжетно-ролевая игра с мелкими игрушками. Макет- уменьшенный предметный образец пространства объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

3. Как сделать универсальный макет для игры? Очень просто. Самое главное, что нужно иметь, - любовь к своему ребенку и желание играть с ним; второе- различный бросовый материал, ножницы, цветную бумагу, ткань, клей; третье- определить, во что хочет играть ваш сын или дочка. При изготовлении макета нужно выполнить следующие условия: весь игровой антураж помещается в плотную коробку с крышкой, основные макеты пространства наклеиваются прочно, все остальные фигурки (предметы-фигурки, предметы, обозначающие действия: качели, машины) хранятся в той же коробке или другой, поменьше. При этом игра не доставляет хлопот при уборке, занимает немного места, удобна в обращении, не портит интерьер квартиры.

4. Ваш малыш мечтает об игре-макета «Улица города»? Возьмите картон, оклейте цветной бумагой, разметив места для домов, дорог, оформите клумбы, сделайте разметку на проезжей части. Можно все покрыть прозрачной бумагой или скотчем. Из коробки сделайте дома, их надо прочно прикрепить к основанию, так же как и светофоры, деревья, светильники, дорожные знаки, мост, гараж, автозаправочная станция и.т.д. Подберите мелкие машинки, фигурки персонажей людей и животных. Игра готова.

5. Темы игр подскажет вам ребенок. В игры он может играть и один, выполняя роль режиссера, процесс сюжетосложения захватывает его, но играть с партнером-взрослым еще интереснее и полезнее, так как увеличивается зона развития, а особенно ценно то, что взрослый учится понимать ребенка и может незаметно влиять на его воспоминание.

Следует отметить, что макетирование имеет много сложностей в моментах организации, планирования и выполнения работы, прежде всего это ограничение возраста, в котором его можно ввести. Не будем забывать о том, как много материалов, труда и времени потребуется для создания макета. Но сколько радости, удовольствия, пользы и интереса может принести этот вид деятельности. Ведь в создание макетов можно включить и родителей, что несомненно вызовет в детях еще больший интерес и рвение к деятельности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Толмачева, С. М. Консультация для воспитателей ДОУ «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре» [Текст] / С. М. Толмачева. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Чукавина, Е. В. Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Чукавина. – М.: Сфера, 2012.
  4. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текс] / Н. А. Короткова. – М.:
  5. Доронова, Т. Н. из опыта работы «Играют взрослые и дети» [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2010. -111 с.
  6. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей практических работников ДОУ / Л. С. Киселева. – М.: Академия, 2013. – 218 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, макет, старший дошкольный возраст, создание макета, игра, дошкольный возраст, Образовательный процесс, показатель результатов, развитие детей, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Похожие статьи

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Задать вопрос