В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В своей работе с детьми дошкольного возраста мы используем здоровьесберегающие технологии с целью достижения новых образовательных результатов.
Задачи здоровьесбережения:
— сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
— создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
— создание положительного эмоционального настроя.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности.
В работе нашего дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:
— технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дорожки здоровья, динамические паузы, кинезиологические игры и упражнения, подвижные и спортивные игры и т. д.;
— технологии обучения здоровому образу жизни: оздоровительная гимнастика, игры-релаксации, точечный массаж, привитие детям гигиенических навыков, физкультминутки во время занятий, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги;
— коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, тестопластика и т. д.
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, а также словарный запас. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с первой младшей группы и до подготовительной к школе.
В работе с детьми раннего возраста (первая младшая группа) педагоги активно используют такую здоровьесберегающую технологию, как арт-терапия, и один из ее видов — тестопластику. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности.
Тестопластика является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей. Работа с солёным тестом способствует более успешному развитию речи детей, тактильной стимуляции движения рук, познавательному, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию. Игра с тестом помогает раскрыть творческие возможности малышей. Детей приводит в восторг то, что тесто можно потрогать, понюхать, помять, разорвать на кусочки, и даже попробовать. Для поддержания интереса детей каждое занятие имеет свой сюжет. В гости к детям приходят разные персонажи, для которых малыши лепят подарки. В ходе таких занятий детям необходима психологическая поддержка воспитателя, а именно похвала, одобрение, и даже восхищение. Это способствует коррекции психоэмоционального состояния ребёнка, более спокойной адаптации малышей в детском коллективе.
Вот такие пуговки слепили и раскрасили трехлетние малыши вместе с воспитателем для куклы Маши и ее друзей.
А ватрушки, булочки и крендельки для сюжетно-ролевой игры «Булочная» помогали лепить ребята из старшей группы.
Развитие моторики рук очень важно, так как это основа почти всех видов деятельности человека.
Воспитатели старшего дошкольного возраста средством работы в этом направлении выбрали кинезиологические игры и упражнения. Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» — это наука о движении, о движении мышц, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления, укрепляют мелкую моторику пальцев рук. Дети с удовольствием выполняют упражнения, а игры проходят весело и вызывают большой интерес.
Вот некоторые игры и пособия, которые дети используют в самостоятельной деятельности.
|
|
|
Во всех возрастных группах педагоги широко используют пальчиковые игры во время динамических пауз. Игры проводятся систематически, ежедневно. Вместе с проговариванием стишков дети массируют пальчики, учатся ими двигать двумя и одной рукой. Повторяя движения педагога в ходе игры, дети активизируют моторику рук. Это способствует выработке ловкости, умению управлять своими движениями. Большой плюс пальчиковых игр в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка и успокаивают его, что благотворно влияет на сохранение физического и психического здоровья детей во время нахождения в коллективе.
Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.
Цель пальчиковых игр:
— помочь ребенку гармонично развиваться согласно возрасту;
— укрепить здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.
Задача педагога — добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили им радость.
|
|
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в течение всего дня, которое помогает успешному овладению речью, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать. А это значит, что дети развиваются всесторонне.
Закончить нашу статью хочется словами И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».