Для развития рыночной экономики и инфраструктуры современным городам и агломерациям необходимо взаимодействовать с международным сообществом, учитывая особую историческую обусловленность данного взаимодействия, Пскову требуется куда меньше усилий для реализации поставленной задачи. План развития города и местное законодательство позволяют установить международное сотрудничество Пскова со многими зарубежными странами, привлекать иностранные инвестиции, развивать новые проекты на международных площадках. В статье рассматриваются как исторические аспекты, так и существующая стратегия развития Пскова в рамках международного сотрудничества региона.
Ключевые слова: Псков, Псковская область, Ганзейский союз, международные отношения, экономические связи, регион, дипломатическое сотрудничество, европейские государства.
In order to develop a market economy and infrastructure, modern cities and agglomerations need to interact with international communities, taking into account the particular historical conditionality of this interaction. Pskov requires much less effort to implement the task. The city's development plan and local legislation allow Pskov to establish international cooperation with many foreign countries, attract foreign investment, and develop new projects on international platforms. The article examines both historical aspects and the existing development strategy of Pskov within the framework of international cooperation in the region.
Keywords: Pskov, Pskov Region, Hanseatic League, international relations, economic relations, region, diplomatic cooperation, European states.
В международных отношениях роль Пскова испокон веков была ведущей и определяющей не только в политическом, но и экономическом потенциале России. Возвышаясь, как экономический центр Руси, еще будучи Псковской республикой, данный город выстраивал прочные экономические связи с западноевропейскими странами. Обладая факторией[1] Ганзейской лиги (Псков как самостоятельный город впервые упомянут в новгородско-ганзейском договоре в 1342 г.), Псковские земли успешно торговали с Польским и Литовским княжествами. «Господин Великий Псков» обладал также широким потенциалом в дипломатических отношениях, выборные «посадники» руководили внутренней и внешней политикой республики, входили в состав посольств и заключали договоры. В период политической раздробленности Древней Руси псковский князь по согласованию с вече имел право регулировать международные вопросы. Но отношения с Западом у Псковской республики не всегда были мирными и дипломатическими. Особенно острым являлся вопрос военно-политической угрозы со стороны Ливонского ордена. О провидении тактически грамотной военной политики свидетельствую войны на юге Чудского озера (1458–1463). Исход русско-ливонской (1480–1481) и русско-литовской (1500–1503) войн во многом был предрешен благодаря самоотверженности псковских воинов и установлением грамотных договоренностей псковского князя с остальными княжествами [2, с. 96–98].
Следует заметить, что внешнеполитическое влияние Пскова начинает заметно снижаться после строительства и возвышения Санкт-Петербурга, особенно после переноса столицы в 1712 г. Также огромную роль в падении международного авторитета Пскова сыграло прекращение приграничного положения с зарубежной Европой, вследствие расширения границ на Запад.
Но тем не менее в настоящее время Псковская область обладает огромным ресурсным потенциалом для формирования экономического и социального взаимодействия с европейскими государствами. С точки зрения права статья 13 Устава Псковской области гарантирует возможность международного сотрудничества региона. «Представителем области в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей выступает Губернатор Псковской области (далее — Губернатор области) (статья в редакции, введенной в действие с 15.11.05 Уставом Псковской области от 08.11.05 N 6-У)». Характерной чертой данного субъекта федерации является его местоположение, он граничит с Белорусией, Латвией и Эстонией, а также имеет давние связи с городами-побратимами: Куопио (Франция), Гера и Нойс (Германия), Норртелье (Шотландия), Роанок (США), Витебск (Белоруссия), Маньян (КНР).
Основной задачей Псков ставит привлечение в регион иностранного капитала посредством инвестиций в промышленность. «Среди отраслей промышленности лидерами являются такие отрасли, как стекольная и фарфорофаянсовая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и черная металлургия. К числу лидеров по объему иностранных инвестиций в Псковскую область относятся такие страны как США, Великобритания, Германия, а также Латвия и Эстония [1, с. 237–239]».
Региональная власть нацелена на сохранение исторического и культурного наследия. Бывший губернатор области А. А. Турчак в составе российской делегации с Министром культуры В. Р. Мединским провел встречу с представителями ЮНЕСКО по вопросу включения региональных памятников в перечень объектов Всемирного наследия. Широкого развития достигли взаимодействия в сфере творческой, научной, музейной и библиотечной деятельности. Особую роль в международном сотрудничестве играет образование. Псковский государственный университет нацелен на интернационализацию высшего образования, проведение программ по обмену студентами и на международное сотрудничество в научной сфере, которое заключается в повышении уровня интегрированности в международные образовательные и научные сети.
Регион является крайне привлекательным для иностранных туристов, так, по заявлению председателя госкомитета Псковской области по туризму Натальи Трутневой, на 2010 г. область посетили более 300 000 туристов, а к 2019 году доходность от гостей региона должна вырасти более чем в 10 раз. Для этих целей создан комитет по реализации программ приграничного сотрудничества, основной задачей которого является создание, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение грантов на развитие инфраструктуры города Пскова в рамках программ приграничного сотрудничества и поддержки мер по развитию туристических проектов на территории города Пскова.
Особой вехой дипломатического сотрудничества Пскова с европейскими странами становится международный фестиваль «Ганзейские дни нового времени», организованный городами-участниками неправительственной межмуниципальной международной организациии «Ганзейский союз Нового времени». Что позволяет установить открытое взаимодействие более чем с 16 европейскими странами и 180 городами. Ганзейские дни в 2019 г. прошли в Пскове. В рамках фестиваля реализовалось проведение экономического форума, основной темой которого стало приграничное сотрудничество региона. Губернатор региона Михаил Ведерников также сообщил, что в феврале следующего года состоится бизнес-миссия белорусских предпринимателей в регион. «Я рассчитываю, что это тоже будет важным мероприятием, которое придаст новый импульс двусторонним отношениям», — отметил глава Псковской области.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что международная политика области создает условия для социально-экономического развития региона, позволяет расширить возможности функционирования малого и среднего бизнеса, а также сохранить культурно-историческую незаурядность Псковской земли. Дипломатические отношения на данный момент строятся на инициативных началах неправительственных организаций, но находят широкое одобрение у органов государственной власти, муниципалитета, а в особенности у псковичей. Потенциал в интернациональной сфере в области заложен безграничный, необходимо лишь развитие и поддержка данных начинаний.
Литература:
- М. Ю. Махотаева «Задачи и основные направления международного межрегионального сотрудничества субъектов Северо-Западного федерального округа» — С. 237–239.
- Ганза //Советская историческая энциклопедия. т. 4-М.,1963. — С.96–98.
[1] Факто́рия — торговое поселение, образованное иностранными купцами на территории другого государства или колонии.