Ашташускас А.Д. ,
студент,
ФГБОУ «ХГУ им. Н. Катанова»,
г. Абакан
Научный руководитель: Федорова Т.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: Статья посвящена одному из важных направлений внеурочной деятельности начальной школы - формированию эстетических потребностей, воспитанию представлений младших школьников. Рассмотрены основные требования эффективного формирования эстетических потребностей у обучающихся начальной школы, охарактеризованы педагогические условия, способствующие углублению эстетических представлений и чувств обучающихся.
Ключевые слова: , эстетические потребности, младший школьник, эстетическое воспитание, педагогические условия, внеурочная деятельность.
Annotation: The article is devoted to one of the important areas of extracurricular activities of elementary school - the formation of aesthetic education of the ideas of younger students. The main requirements for the effective formation of aesthetic needs in elementary school students are considered, pedagogical conditions are characterized that contribute to the deepening of aesthetic ideas and feelings of schoolchildren.
Key words: extracurricular activities, aesthetic needs, junior schoolchild, aesthetic education, pedagogical conditions.
В современных условиях одной из перспективных задач начальной школы является воспитание личностных качеств у младших школьников, формирование у них эстетических и этических ценностей. Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, решение которой связано с формированием устойчивых нравственных, эстетических, эмоциональных свойств личности младшего школьника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) прописаны требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые, в том числе, должны отражать формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» [4].
Одним из благоприятных периодов формирования эстетических потребностей ребенка является младший школьный возраст, так как у него еще не сформирована система ценностей, но при этом у них присутствует интерес и стремление к новым знаниям, эмоциональным впечатлениям.
В настоящее время существует множество различных теоретических подходов к проблеме развития эстетических потребностей младших школьников, научных позиций, в которых категория потребности рассматривается в различных областях научного знания (Б. И. Додонов, А. Г. Здравомыслов, П.М. Ершов, Ф.Н. Ильясов, П.В. Кикель, К. Ц. Левин, Т.А. Марченко, В. В. Монастырский, Х. А. Мюррей и др.).
Для успешного формирования эстетических потребностей у обучающихся начальной школы необходимо соблюдение следующих требований:
– выявление педагогических средств для формирования компонентов эстетического развития личности (эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности);
– развитие у детей способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны;
– создание запаса эстетических впечатлений и представлений в наглядно-чувственно воспринимаемой и образно-понятийной формах;
– учет возрастных психических особенностей в процессе формирования компонентов эстетического развития личности младшего школьника (наглядно-образное мышление, высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость воображения, предрасположенность к творчеству);
– выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [2, С.326].
В настоящее время особенностью эстетического воспитания младших школьников является подбор содержания, форм и методов, соответствующих современному образованию, которые обеспечивают развитие эстетических потребностей.
Развитие эстетических потребностей, как направления эстетического воспитания, происходит как в урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет значительные возможности детям для занятий творчеством, интеллектуальной, исследовательской и проектной работой в соответствии с их желаниями, интересами.
В формировании эстетических потребностей у младших школьников особое место занимают непосредственное посещение учреждений культуры. Во время посещения музеев, галерей, театров, младшие школьники знакомятся с творчеством выдающихся писателей, композиторов, художников, расширяя при этом свой кругозор. Экскурсии учат их видеть, представлять, сопоставлять, обобщать, что способствует развитию творческого воображения и эстетических потребностей. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность детям получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. По ходу участия в мероприятиях, общаясь с другими участниками, ребенок усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Благодаря экскурсиям происходят существенные изменения в психических процессах ребенка, развиваются наблюдательность, способность эстетического восприятия объектов окружающей действительности, формируется эстетическая восприимчивость и эстетический вкус.
Для эффективного формирования эстетических потребностей у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо соблюдение педагогических условий.
Во-первых, это создание эстетически развитой насыщенной среды, способствующей развитию эстетических потребностей. Эстетическая среда образовательной организации – это педагогически организованная микросреда, которая располагает высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой эстетического развития, способствующая творческой мотивации ребенка. Школьник, находясь постоянно в художественно-эстетической обстановке, постепенно развивает в своей душе потребность в красоте, учится ценить «прекрасное» в искусстве и в жизни, вырабатывает тонкий вкус [1].
Во-вторых, это наличие программы внеурочной деятельности, направленной на развитие эстетических потребностей младших школьников. Внеурочные программы эстетического развития младших школьников должны быть направлены на формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения, на выработку умений видеть, понимать и чувствовать красоту природы и окружающего мира, воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного. При разработке данных программ педагог должен также учитывать возрастные особенности детей.
В-третьих, необходимо инициирование самостоятельной художественной деятельности ребенка, использование возможностей поликультурного подхода к организации внеурочной деятельности. В процессе внеурочной деятельности педагог должен поддерживать творческое самовыражение младших школьников, стремление их к импровизации, экспериментированию с художественными материалами, придумыванию композиций, освоению новых творческих техник и методов и средств [1, с.16].
Работа по развитию эстетических потребностей должна проходить в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, художественному конструированию, пению, выразительным движениям, развитию словесного творчества.
Еще одним педагогическим условием формирования эстетических представлений детей младшего школьного возраста является возможность обучающимся чаще выражать свое эмоциональное состояние, настроение, свои чувства и переживания словами. Для формирования у обучающихся правильной личностной оценки о красоте, о «прекрасном», педагогу следует проводить доверительные беседы о пережитых эмоциях и впечатлениях детей. В процессе таких обсуждений педагог может поделиться своими впечатлениями, чувствами, жизненным опытом. Также сами школьники могут рассказать истории из своей жизни, которые произвели на них сильное впечатление [3, с.14]..
Важным педагогическим условием формирования эстетических потребностей являются способы и методы подачи материала, которые должны подаваться в понятной, доступной форме, с использованием современного наглядного материала. В последнее время для этой цели педагоги все чаще стали использовать информационные ресурсы, средства информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайды, интерактивную доску и др.).
Таким образом, эффективность педагогических условий по формированию эстетических представлений младшего школьника состоит в том, что они позволяют организационно и содержательно преобразовать взаимодействие педагога и детей, активизировать школьников в мотивированной творческой деятельности, реализовать потенциал разных видов искусств с целью углубления эстетических представлений и чувств обучающихся.
Библиографический список
- Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 9-27.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 608 с.
- Михеева, Л.Н. Взаимодействие и преемственность формального и неформального дополнительного образования художественно-эстетического профиля в основной школе (к вопросу интеграции содержания образования) // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 6. – С.14.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства России от 06.10.2009 №373 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.