On ships and waterways, human health and life can be endangered by the actions of crew members. Despite the introduction of a number of scientific and practical measures to preserve human life, passenger vessel safety and environmental safety on sea and river, maritime and river disasters continue to occur. This article deals with the psychological aspect of ore safety in production activities on passenger ships of sea and river transport due to the necessary continuous psychological education provided by modern specialists. It is connected with the fact that protection of life and health of workers is the most important task of the present government of Russia.
Keywords : psychological aspect, labour safety, production activity, passenger ships, sea transport, river transport.
На данном этапе развития цивилизации психология приобретает все большее значение как в государственном, так и в коммерческом секторе. В 21 веке морским специалистам необходимо получить знания о социально приемлемом развитии морских и речных операций. В современном мире человек должен иметь прочный и твердый стержень, мировоззрение, социальные и моральные идеалы, высокую степень психической устойчивости, способность учиться и понимать новое и способность постоянно генерировать новые идеи.
Психологическое развитие порождает, казалось бы, противоречивые обстоятельства. С одной стороны, психологическая культура все еще недостаточно развита, несмотря на интерес и потребность людей в психологических знаниях. А с другой стороны, необходимо подчеркнуть особую важность психологических знаний в обеспечении безопасности производственных операций пассажирских судов в море и на реке. Самая базовая форма психологии — это механизм для очень успешной организации деятельности человека, ориентированной на удовлетворение потребностей [3].
Психология в настоящее время пользуется большим спросом в связи с характером работы, связанной с морским и внутренним водным транспортом. Понимание важности человеческих факторов в профессиональной деятельности специалистов развивалось в течение последнего десятилетия. Профессиональные потребности современного судоходного специалиста быстро растут, как и интерес к его мнению и взглядам на социальные нормы.
К психологически непродуктивным факторам относятся ограничение работы, сенсорная депривация, повышенная ответственность, высокорегламентированная деятельность, однообразный ландшафт, снижение способности удовлетворять культурные потребности, общение, сексуальная неадекватность, продолжающиеся эмоциональные нарушения, ежедневные социальные требования, экстремальные условия труда и психосоциальные нарушениях [2].
Работники пассажирских судов морского и речного транспорта имеют обычные социальные удобства, частые встречи между членами экипажа, женские обстоятельства и желание побыть в одиночестве.Экстраверты реже, чем интроверты, испытывают длительную психосенсорную изоляцию, поскольку они более эмоционально вовлечены и нуждаются в постоянном контакте [5].
Важным фактором для таких сотрудников является обеспечение надлежащего досуга во время и между командировками. Многие аварии на море и реках со смертельным исходом напрямую связаны с употреблением алкоголя и других веществ. Эти элементы часто вызывают невроз и не способны поддерживать нормальное функционирование центральной нервной системы профессионалов навигации. Профессиональное поведение экипажа свидетельствует о длительном психическом напряжении, вызванном наличием доминирующих мыслей и отягчающих обстоятельств. Этот аспект следует подчеркнуть, чтобы пассажирский экипаж знал, что профессионализм не гарантирует безотказной работы, а человеческие особенности и старение затрудняют надежность. Мастера наиболее продуктивны в возрасте от 36 до 55 лет, а моряки старше 56 лет часто имеют отличное здоровье. В результате, независимо от их должности, увольнение моряков этого возраста является неоправданным [4].
Сейчас нередко судовые специалисты после пяти-семилетнего перерыва снова работают на речных или морских пассажирских судах.
Котельное отделение — это место, где происходит большинство поломок на пассажирском судне, и начальник этого отделения (главный и вахтенный инженер) отвечает за то, чтобы оборудование судна всегда было в отличном рабочем состоянии. Так, двадцать процентов судоходного персонала в возрасте от 46 до 55 лет имеют невротизм, психоз или личностную тревожность. В чрезвычайной ситуации сменные механики должны уметь действовать самостоятельно и эффективно. Умственная и эмоциональная нагрузка на работников снижается, поскольку главный монтажник имеет полномочия и ответственность за принятие окончательных решений. Однако среди этой группы профессионалов в возрасте 46–55 лет уровень невротизма, психоза и тревожности повышается (11 %)[1].
Так, нехватка квалифицированных техников на судах возникает из-за сокращения числа членов экипажа. Чтобы продолжать работать на пассажирских судах морского и речного транспорта, высококвалифицированные механики с опытом работы более 15 лет по одной специальности вынуждены переквалифицироваться на другую (в большинстве случаев — на судового механика). Характер профессиональной задачи определяет степень тревожности в данном случае. По этой причине данная группа экипажа считается опасной, и специалисты в области психического здоровья должны уделять особое внимание инициативам по психологической реабилитации после поездки.
Таким образом, большинство специалистов, работающих на пассажирских морских и речных суднах, обладают базовыми навыками, необходимыми для их работы, а определенные психологические навыки становятся еще более важными в чрезвычайной ситуации. Судовые специалисты с высокой степенью невротизма, психоза и личностной тревожности относятся к категории риска и нуждаются в особой психологической подготовке, а также в психологической помощи, которая включает в себя выполнение и осознание советов психолога. Россия и другие члены Содружества Независимых Государств (СНГ) мало что сделали для развития комплексной системы психологической помощи работникам пассажирских судов. Постоянная психологическая подготовка должна обеспечивать непрерывное получение новой информации и ее включение в ранее изученные системы. Поскольку этот вид обучения является частью социальной жизни, он окажет значительное влияние на психическую культуру тех, кто работает на борту пассажирских судов, курсирующих по современным морям и рекам. Экипажи кораблей нуждаются в помощи по охране психического здоровья. При разработке помощи необходимо учитывать то, что отличает российский национальный характер и психологические особенности морских и речных пассажирских судов как отдельного подмножества российского народа. Наиболее типичные части катастроф часто необходимо «переиграть» с помощью упражнений, симуляций и психологической подготовки в обычных рабочих ситуациях (обучение и переподготовка). Необходимо разработать методы формирования психологической культуры, которая будет содействовать в соблюдении стандартов безопасности на морском и речном пассажирском транспорте, облегчит судовым специалистам сохранение спокойствия в опасных ситуациях, позволит лучше использовать имеющиеся ресурсы и улучшит общение с подчиненными и пассажирами.
Литература:
1. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. — М.: Норма, 2017. — 123 с.
2. Даниленко А. А. Психологические основы управления судовым экипажем / А. А. Даниленко. — СПб.: Пресс, 2017. — 82 с.
3. Козлов В. В. Человеческий фактор как современная методология обеспечения надежного функционирования эргатических систем / В. В. Козлов. — М.: Безопасность жизнедеятельности, 2020. — № 7. — с.5–7.
4. Стрелкова О. В. Психология профессиональной деятельности моряков / О. В. Стрлков. — Калининград: Аврора, 2018. — 219 с.
5. Ушаков И. Б. Аппаратно-программные комплексы для медико-психологического обеспечения контроля надежности профессиональной деятельности человека в условиях высокого риска возникновения чрезвычайной ситуации / И. Б. Ушаков. — М.: Безопасность жизнедеятельности, 2018. — № 3. — с.21–22.