В статье проведено исследование понятия «товарный знак», которое представлено в разных научных источниках. Автором предложены признаки товарного знака.
Ключевые слова: индивидуализация, знак, охрана, товар, регистрация.
Определение ГК РФ представлено следующим образом: «…на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» [1].
Далее выделяются следующие признаки, которые закреплены в тексте документа:
— наличие правообладателя (юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо);
— наличие права на товарный знак — это исключительное право, которое также является имущественным правом и позволяет правообладателю использовать его любым не противоречащим закону способом [1, ст. 1484];
— необходимость регистрации права на товарный знак в обязательном порядке [1, ст. 1480].
Проведём комплексный теоретический анализ научно-правовых источников по исследуемому вопросу.
Рассмотрим определение, выделенное доктором экономических наук, профессором Ю. В. Гусаровым: «Под товарными знаками и знаками обслуживания понимают зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для отличия товаров и услуг одних предприятий от аналогичных товаров и услуг других предприятий [7, c. 48]».
Признаки, закрепленные в определении термина:
— факт регистрации права;
— наличие внешнего признак товарного знака.
Советский и российский юрист С. П. Гришаев полагает, что товарный знак — это условное и необходимое обозначение, которое может быть размещено как на самом товаре, так на упаковке или сопроводительной документации [6, c. 52].
Ученый-правовед В. С. Толстой выделяет товарный знак как способ разграничения среди других аналогичных товаров или услуг [13, c. 48].
Рассмотрим определение, выделенное заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором юридических наук В. Н. Лопатиным: «Товарный знак — охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другое обозначение или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак. В обиходе для обозначений товарных знаков используются термины, заимствованные из английского языка: торговая марка, бренд, логотип, слоган [8, c. 48]».
Признаки, закрепленные в определении термина:
— обозначена цель товарного знака;
— наличие внешнего признака товарного знака;
— наличие правообладателя;
— обозначена связь товарного знака с товаром;
— наличие исключительного права на пользование товара [12, c. 185].
Способы использования товарного знака — это действия с материальным носителем, выражающиеся в размещении товарного знака на объектах идентификации, то есть товарах, либо на их упаковках. Это правило касается всех товаров, находящихся в гражданском обороте на территории нашей страны, включая и импортируемые товары [9, c. 54]. Однако совсем не обязательно размешать товарный знак непосредственно на самом товаре.
Размещение товарного знака также возможно на различных рекламных стендах, брошюрах, газетах, широкую популярность в городах получили баннеры. Размещение товарного знака на рекламе в сети «Интернет» также относится к способам использования товарного знака без непосредственного воздействия на материальный носитель [2, c. 193].
Товарный знак как особое средство индивидуализации той или иной продукции ввиду отнесения к достаточно действенному способу защиты исключительных прав участников гражданского оборота на практике применяется достаточно часто. В науке гражданского права существует множество подходов к определению содержания понятия товарного знака. Чаще всего данный объект гражданского права рассматривают как зарегистрированное в установленном законом порядке обозначение для целей индивидуализации, рекламы товаров (услуг) определенной организации или индивидуального предпринимателя между однородными товарами (услугами) иных лиц, удовлетворяющее требованиям новизны и другим требованиям различного характера, предъявляемым законом [3, c. 39]. Как отмечает А. К. Шульга, посредством товарного знака возможно проведение ассоциации между товарным знаком и товаром [14, c. 8].
Различительная способность товарного знака не тождественна оригинальности его обозначения. Это проявление его индивидуальности [10, c. 102]. Существует предположение, согласно которому фигуры, линии, бессмысленный набор слов и чисел не иллюстрируют различительную способность товарного знака, а вот слова, выражения, которые можно запомнить, являются проявлением изучаемого свойства товарного знака [4, c. 89].
Различительная способность товарного знака направлена на его быстрое запоминание, при условии несения определенной смысловой нагрузки, обусловленной свойствами объекта, который идентифицирует товарный знак. Согласно данному предположению числа, набор букв не характеризуют различительную способность товарного знака. Данный пример опровергается складывающейся практикой. Например, международная сеть ресторанов общественного питания KFC. Данное название сети ресторанов общественного питания представляет собой сочетание букв, не связанных между собой, однако многие представители потребительского сообщества смогут без труда ассоциировать данное сочетание букв с сетью ресторанов общественного питания. Следовательно, фигуры, сочетание цифр и букв также могут выражать различительную способность товарного знака. Однако в этом случае возникают трудности при регистрации такого товарного знака. Для его регистрации, необходимо чтобы в этом сочетании было что-то запоминающееся или какая-либо яркая ассоциация у потребителя такого продукта [5, c. 48].
Особое внимание следует обратить на то, что товарный знак, который идентифицирует определенный вид товара, регистрировать не допустимо. Например, не будет зарегистрирован такой товарный знак как «молоко», так как данное название противоречит требованиям добросовестной конкуренции и фактически не идентифицирует какой-либо вид молока, однако вполне возможно зарегистрировать такой товарный знак, как «Вятское молоко», так как это место производства продукции [44, c. 43]. То есть в качестве товарного знака нельзя зарегистрировать общепринятые обозначения, символы, которые не позволяют идентифицировать конкретный товар, а лишь служат описанием его формы.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что товарный знак как средство индивидуализации служит для обозначения товаров, при этом он должен обладать различительной способностью, благодаря которой потребитель сможет идентифицировать конкретный товар. Товарный знак подлежит обязательной государственной регистрации и учитывается в специальном реестре. Только с момента государственной регистрации осуществляется правовая охрана товарного знака. Таким образом, товарный знак является эффективным средством для защиты деловой репутации производителей товаров, работ, услуг.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч.). — ст. 5496.
- Алексеева Е. В. Различительная способность товарного знака, как основание для его правовой охраны // Гуманитарный научный вестник. — 2021. — № 6. — С. 191–195.
- Биденко В. В., Глинщикова Т. В. Система международно-правового регулирования защиты исключительного права на товарный знак // В сборнике: Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права. Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции молодых ученых. Отв. ред. В. П. Камышанский, Е. Ю. Руденко. — 2017. — С. 38–40.
- Бубнова О. Ю. Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки // Вестник современных исследований. — 2017. — № 8. — С. 87–91.
- Вацковский Ю. Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований. — М.: Статут, 2018. — 210 с.
- Гришаев С. П. Гражданское право: учебник для средних специальных учебных заведений. — М.: Норма, 2018. — 688 с.
- Гусаров Ю. В. Менеджмент рекламы: учебное пособие. — М.: Экономика, 2007. — 527 с.
- Лопатин В. Н. Интеллектуальная собственность Словарь терминов и определений. Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности (РНИИИС). — М.: ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2012. — 150 с.
- Наврузалиева В. Н. Понятие и признаки товарных знаков и знаков обслуживания в современных рыночных условиях // Юридические исследования. — 2013. — № 3. — С. 53–56.
- Рабец А. П. Правовая охрана товарных знаков в России. Современное состояние и перспективы. — Москва: Проспект, 2017. — 385 с.
- Романова Е. А. Сущность товарного знака как средства индивидуализации // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». — 2017. — № 5. — С. 42–43.
- Сапелкин Э. С. Понятие товарного знака // XV Международная научно-практическая конференция. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 183–185.
- Толстой В. С. Гражданское информационное право. — Москва: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. — 188 с.
- Шульга А. К. Правовой режим товарных знаков по современному гражданскому законодательству Российской Федерации: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2010. — 26 с.