В статье автор рассматривает практику налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации, предлагает рекомендации по совершенствованию механизма налогообложения некоммерческих организаций.
Ключевые слова: налогообложение, некоммерческая организация, налог, доход, налоговые льготы.
В настоящее время в Российской Федерации некоммерческие организации занимают особое место в государственной политике, так как активно развиваются гражданские инициативы. Некоммерческие организации призваны стать центром социальных отношений, и в связи с этим государство может и должно осуществлять государственную поддержку и стимулировать некоммерческие организации, и особенно некоммерческие организации, занимающиеся благотворительностью [1 ].
Прежде чем говорить о налогообложении некоммерческих организаций, автор предлагает выяснить, какие же структуры относятся к некоммерческим организациям в России.
Некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [2].
Некоммерческие организации (НКО) в России могут создаваться в виде общественных организаций, ассоциацией, союзов, религиозного объединения, фонда и т. д. Учредителями НКО могут являться юридические и физические лица, иностранные организации. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для покрытия расходов по своей уставной деятельности.
Особых налоговых преференций для некоммерческих организаций в Российской Федерации не предусмотрено. Как и любая коммерческая организация, некоммерческая может претендовать на применение упрощенной системы налогообложения, при условии, что в составе учредителей юридические лица занимают менее 25 % [3].
Объектом налогообложения могут быть «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов», при этом налоговая ставка при выборе базы налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» налоговая ставка в пределах от 5 до 15 % может устанавливаться исполнительными органами регионов России.
Например, в Республике Саха (Якутия) налоговая ставка установлена в размере 10 % (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).
По объекту налогообложения «доходы» налоговая ставка установлена на уровне 6 %. Для некоммерческих организаций действует налоговая преференция в виде освобождения от налогообложения грантов, целевых поступлений на осуществление уставной деятельности. Налоги с доходов физических лиц взимаются в общеустановленном порядке. Существуют льготы в части уплаты налога на имущество.
Далее автор предлагает рассмотреть налоговые льготы для НКО, действующие в Российской Федерации.
Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения [2; 6]:
– право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения — налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные согласно ст. 251 Налогового кодекса РФ;
– при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);
– право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.
Налогом на прибыль не облагаются:
– целевые, вступительные, страховые, членские взносы учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций;
– пожертвования;
– доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
– отчисления на формирование в установленном порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами;
– наследуемое некоммерческими организациями имущество;
– финансовые перечисления из бюджетов всех уровней на определенные цели, указанные в уставе некоммерческой структуры;
– средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
НДС не облагаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд на территории РФ [4; 7]:
– услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;
– отдельных медицинских товаров и услуг;
– услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов; социальных услуг разным слоям населения, указанных в НК РФ;
– работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия; услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
– предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утвержденному Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
– товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых: общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
– организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
– учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
– услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности; — иных товаров и услуг в соответствии с действующим законом.
Отдельно следует отметить, что от уплаты НДС освобождаются организации, если их выручка от товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает два миллиона рублей.
От налога на имущество освобождены:
– религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
– общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы — те же, что и по освобождению от НДС;
– созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
– организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество — те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.
Проанализировав действующие льготы для российских некоммерческих организаций, автор может констатировать, что налоговые преференции установлены в большем объеме для религиозных организаций и общественных организаций инвалидов. В отношении благотворителей существует лишь освобождение от НДС.
По мнению автора, следует уделить большее внимание вопросам налогообложения организаций — доноров, установления им налоговых льгот, так как это будет способствовать более тесному сотрудничеству коммерческих и некоммерческих структур.
Учитывая проведенные исследования, автор предлагает следующие рекомендации по совершенствованию механизма налогообложения некоммерческих организаций.
В части налогового стимулирования организаций — доноров в Российской Федерации за последнее десятилетие не произошло никаких значимых изменений. Безусловно, государству выгодно, чтобы коммерческие структуры поддерживали некоммерческий сектор, ослабляя финансовую нагрузку государства в части финансирования, к примеру, социальных проектов. Вместе с тем, такие начинания благотворителей необходимо «оценивать» на государственном уровне, предоставляя налоговые преференции [1; 5].
Так, например, очень крупные масштабные мероприятия проходят в области спорта, где очень развиты некоммерческие структуры, однако, привлечь спонсоров достаточно сложно, поскольку отсутствует стимул у коммерческих структур, а НКО обязаны уплачивать налоги с доходов. Коммерческим организациям невыгодно заключать спонсорский договор, договор о безвозмездной передаче либо платить членские взносы в общественные организации, так как с целью формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль такие расходы будут трактоваться как «расходы, не учитываемые в целях налогообложения» (ст. 270 НК РФ). Поэтому выгоднее заключить договор об оказании рекламных услуг и зачесть такие расходы в уменьшение налогооблагаемых показателей (в пределах установленного лимита).
Автор считает, что целесообразно применить особую схему взаимоотношений «государство — НКО — Организации-доноры».
Если организации — доноры смогут засчитывать суммы благотворительной помощи в уменьшение налогооблагаемых показателей, то государственный бюджет сможет значительно сэкономить на организации различных социальных проектов. Налоговая льгота может быть представлена в виде вычетов из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, УСНО. Вместе с тем, регионы должны определить приоритетные направления развития субъекта федерации в рамках общего экономического курса России.
Таким образом, выделяя приоритетные направления, каждый регион может стимулировать развитие определенных социальных направлений: образование, здравоохранение, спорт и т. д.
Литература:
- Гренадерова М. В., Гренадеров А. А. — Реализация налоговой политики в отношении некоммерческих организаций: сравнительный анализ «Россия — США» // Налоги и налогообложение. — 2019. — № 2. — С. 1–9.
- «О некоммерческих организациях» Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022).
- «Об общественных объединениях» Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
- Бунеева Р. И. Теоретические аспекты развития некоммерческих организаций (на примере организаций потребительской кооперации): Монография / Р. И. Бунеева.-М.: Изд-во ЭФ МГУ, 2010. — С.103
- Гамольский П. Ю. Некоммерческие организации: особенности налогообложения и бухгалтерского учета: Учебное пособие. — М.: Книга и бизнес, 2013. — С. 316
- Грищенко А. В. Сравнительный анализ моделей государственного регулирования налогообложения некоммерческих организаций // Некоммерческие организации в России — 2014 — № 2 — С. 16–25