В статье рассматривается сущность и основные направления реализации молодежной политики, проводится анализ и выявление проблем молодежи и поиск путей решения этих проблем.
Ключевые слова: молодежная политика, субъекты молодёжной политики, социально-экономическое положение молодежи, объективные и субъективные факторы.
Логичным продолжением масштабных государственных преобразований, начавшихся два десятилетия назад, стал ряд реформ в сфере управления различными социальными процессами, в том числе направленными на повышение потенциала молодежи, ее устойчивого развития. Подростки, молодежь — основные субъекты качественной социализации. Именно в этом возрастном диапазоне (в среднем от 14 до 25,
в Российской Федерации с 2020 года до 35 лет) люди активно интегрируются в общественную жизнь. Они получают образование, начинают трудовую деятельность, проходят военную службу, создают семьи — т. е. становятся сторонами практически всех форм общественных отношений, реализуя тем самым полный спектр своих прав и обязанностей.
Концепция молодежной политики не нашла поддержки в условиях советской действительности. Часто деятельность власти по отношению к молодежи ограничивалась мероприятиями КПСС идейно-воспитательного характера, то есть реализацией партийных позиций по вопросам нравственного облика и образования гражданина. Одним из центральных нововведений периода перестройки стала инициатива создания закона «О молодежи», вызвавшая серьезные дискуссии как в обществе в целом, так и в научных кругах. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» закрепил механизм управления, основанный на создании необходимых условий для самореализации молодежи, поддержки молодежных общественных объединений. Данный механизм получил более грамотное оформление уже после 1991 года и затем неоднократно адаптировался к динамичным изменениям социальных реальностей постсоветского пространства. Уже тогда можно было проследить очевидное противоречие: движение России к рыночной экономике ограничивало сферы, масштабы и способы организованного воздействия на решение проблем молодежи.
Однако и сегодня управление молодежной политикой сталкивается с рядом препятствий практически на всех уровнях его организации, в результате чего даже самые инновационные форматы мероприятий остаются малоэффективными. Поиск рациональных путей управления молодежной политикой является актуальной задачей для современного общества.
Многие исследователи выделяют молодежь в отдельную демографическую группу с особенностями, связанными с социальным статусом и социальными ролями.
Итак, молодежь — это социально-демографическая группа, образующаяся на основе совокупности возрастных характеристик и вытекающих из них физиологических и психологических характеристик. Таким образом, значимость работы с молодежью обусловлена ее местом в социально-экономическом развитии государства.
Государственная молодежная политика регулируется множеством НПА на уровнях: Федеральном; Региональном; Местном.
Документы стратегического планирования социально-экономического развития страны в целом, а также ее регионов также имеют большое значение для эффективной реализации молодежной политики. Основные положения зафиксированы, соответственно, в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденных Правительством, и ФЗ «О молодежной политике в РФ» 2020 г.
Эффективная реализация молодежной политики возможна только после разрешения нескольких вопросов:
- Является ли молодежная политика неотъемлемой частью деятельности государства?
- Следует ли ограничивать молодежную политику реакцией на точечные события (например, на «студенческие бунты», как это было в 1960-х г., или протесты, например, как во Франции в 2000 г. против реформы системы образования и т. п.)? Т. е. инструменты управления могут быть созданы посредством решений, принимаемых «сверху» (законы, стандарты и тому подобное) или конкретной экстренной ситуацией.
- Насколько молодежная политика влияет на политику семейную?
- Должны ли в условиях демократического режима создаваться специальные органы для контроля над всей молодежью?
- Какие аспекты государственной молодежной политики являются приоритетными?
- Как должна выглядеть система управления в сфере государственной молодежной политики?
- Должна ли она быть автономной (с собственным НПА) или обособляться только в процессе достижения общегосудартсвенных целей (без самостоятельной правовой, финансовой и организационной поддержки)?
Проблемы государственного управления в сфере молодежной политики обусловлены, в том числе, отсутствием четких ответов на приведенные вопросы.
Кроме того, государственные органы, которые ответственны за молодежную политику, должны учитывать как современную специфику России, так и ее историческое прошлое.
Литература:
- Государственная молодежная политика: историяи современность: Сборник материалов IIМеждународной научно-практической конференции (21мая 2015г.)/ Под ред. П.АМеркулова. Орел: ОФРАНХиГС, 2015.
- Зеленин А. А., Яницкий М. С. Организация работыс молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: Коллективная монография. Кемерово: ИНТ, 2012.
- Зубок Ю. А., Ростовская Т. К., Смакотина Н. Л. Молодежьи молодежная политика в современном российском обществе.М.: Перспектива, 2016.
- Кара-Мурза С. Г. Сложные проблемы молодежной политики. М.: КогитоЦентр, 2016.
- Тихомиров Ю. А. Последствия правовых актов: оценкаи коррекция // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. No3. С. 23.
- Зайцева И. А. Государственная молодежная политика РФ (исторический и правовой аспекты) // Юриспруденция. 2013. No22. С. 11.