Экономика Российской Федерации является достаточно сложной, поскольку в составе государства присутствует 85 различных субъектов. Каждый субъект имеет свой уникальный уровень социально-экономического развития, обусловленный сложившейся внутренней ситуацией, и подвергаемый воздействию внешних факторов объективного и субъективного характера. Соответственно, для оценки инвестиционного климата в Российской Федерации, следует проанализировать общее состояние по регионам, а впоследствии определить динамику иностранных инвестиционных вложений, имеющих место быть.
Национальное рейтинговое агентство Российской Федерации проводит каждый год оценку инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. По итогам 2021 года в оценку инвестиционной привлекательности было включено 85 субъектов Российской Федерации. Все они были разделены на три крупные категории: высокая; средняя; умеренная инвестиционная привлекательность. В составе каждой из этих групп существует три уровня дополнительной инвестиционной привлекательности. По итогам 2021 года 52 субъекта сохранили свои позиции в инвестиционной привлекательности по сравнению с 2020 годом, 23 субъекта смогли улучшить этот параметр, а 10 субъектов Российской Федерации значительно ухудшили свои позиции. Динамика представлена на рисунке 1:
Рис. 1. Изменение оценок инвестиционной привлекательности субъектов РФ в 2021 году по сравнению с 2020 годом [2]
В рамках проводимого исследования по итогам 2021 года 26 субъектов входят в состав категории «высокая инвестиционная привлекательность», и 41 регион входит в категорию «средняя инвестиционная привлекательность». 18 регионов имеют инвестиционную привлекательность умеренного содержания. В целом распределение по группам регионов будет представлено на рисунке 2:
Рис. 2. Распределение субъектов РФ по уровню инвестиционной привлекательности по итогам 2021 года [2]
Инвестиционная привлекательность 26 субъектов Российской Федерации, которая оценивается как «высокая», показывает, что на эти регионы приходится приблизительно 89 % от суммарного поступления прямых иностранных инвестиций. Следует отметить, что в отношении остальных 41 региона, где имеется средний уровень инвестиционной привлекательности, средств поступает чуть более 11 % от общероссийского объёма прямых иностранных инвестиций. В отношении остальных 18 субъектов Российской Федерации, имеющих умеренную инвестиционную привлекательность, следует отметить, что в их экономику поступает около 0,2 % от всего размера прямых иностранных инвестиций (рисунок 3):
Рис. 3. Общее распределение прямых иностранных инвестиций по категориям регионов в 2021 году в долевом выражении [1]
Что касается общероссийского объёма инвестиций, направляемых в основной капитал, то на долю 26 субъектов Российской Федерации, имеющих высокий уровень инвестиционной привлекательности, приходится порядка 64 % ресурсов. Регионы, имеющие среднюю привлекательность, получают приблизительно 31,7 % средств. 18 субъектов Российской Федерации, которые имеют умеренную инвестиционную привлекательность, получают около 4,4 % ресурсов (рисунок 4):
Рис. 4. Распределение инвестиционных вложений в основной капитал по различным категориям регионов в 2021 году [1]
Во многом благодаря устойчивому развитию увеличивается инвестиционная привлекательность субъектов Российской Федерации. При привлечении социальных и экологических инвестиционных вложений, это будет способствовать постепенному переходу субъектов к правильному и стабильному развитию. Если размещаются так называемые «грязные» производственные мощности, то это будет создавать множество проблем для инвестиционной деятельности.
После определения экономического и инвестиционного потенциала регионов в Российской федерации, необходимо определить уровень инвестиционной привлекательности российской экономики. В этом случае следует использовать статистические данные, которые представляет ежегодно Центральный банк Российской Федерации. Он определяет международную инвестиционную позицию российской экономики. Благодаря воздействию значительных переоценок существенный рост внешних обязательств по сравнению с иностранными активами привёл к тому, что наблюдается сокращение чистой международной инвестиционной позиции России. В частности, в начале 2021 года этот показатель составлял 517 млрд. долларов США, а в конце 2021 года показатель составил 483 млрд. долларов США.
Суммарный размер иностранных активов в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года равен 1,648 трлн. долларов США. Данный показатель возрос с начала 2021 года практически на 80 млрд. долларов США. Отрицательные переоценки были созданы в связи с уменьшением долларового эквивалента инструментов, которые были номинированы в валютах. Они значительным образом отличаются от установленных в долларах США. Цена золота также снизилась, и это во многом сказалось на установленной стоимости прямых иностранных инвестиций и резервов, находящихся в других рынках. Статистика иностранных инвестиций представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура и состав иностранных активов РФ в млн. долларов США [1]
Показатель |
На 01.01.2021 |
Изменения по операциям |
Изменения на основе переоценки |
Иные изменения |
На 01.01.2022 |
Общий объём |
1568887 |
158219 |
-71929 |
-7022 |
1648154 |
Прямые инвестиции |
471840 |
65189 |
-53051 |
3082 |
487060 |
Портфельные инвестиции |
107874 |
17964 |
-10398 |
1992 |
117361 |
Производные фин. инструменты |
6736 |
-23683 |
23410 |
-18 |
6444 |
Иные инвестиции |
386664 |
35224 |
-7721 |
-7504 |
406662 |
Резервные активы |
595774 |
63525 |
-24169 |
-4504 |
630627 |
Все активы, которые представлены в качестве прямых инвестиций, возросли благодаря увеличению требований к нерезидентам. Что касается портфельных инвестиций за границу, то они возросли на основе вложений в инструменты участия в капиталах. При этом размер вложений в долговые инструменты значительно уменьшился.
Таким образом в итоге можно сделать вывод о том, что инвестиционная деятельность в российской экономике развивается стремительно по итогам 2021 года, и это связано с тем, что многие субъекты Российской Федерации стремятся повышать свой потенциал.
Литература:
1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] — URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 21.05.2022)
2. Официальный сайт Национального Рейтингового Агентства (НРА). [Электронный ресурс] — URL: https://www.ra-national.ru (дата обращения: 21.05.2022)