В статье рассматриваются актуальные проблемы экономики Российской Федерации, связанные с преобладанием доходов от продажи сырья и нефтепродуктов в федеральном бюджете, и ряд предложений по их решению в историческом контексте и современной внешнеэкономической/политической ситуацией.
Ключевые слова: экономическая безопасность, бюджет, развитие, экспорт, решение.
Российская Федерация занимает первое место по территории среди прочих стран мира и в силу географических и геологических особенностей обладает значительным запасом природных ресурсов и полезных ископаемых, которые активно задействует в экономике.
Рассматривая исторический срез экономического развития России, мы наблюдаем постепенное включение природных запасов в экономическую деятельность страны по мере освоения ее территорий. Разработка руд и самоцветов Уральских гор при Петре Первом, Черноземья и черноморского побережья при Екатерине Великой, нефтяных месторождений Татарстана и золотоносной Колымы в начале 20 века.
Это изобилие во многом определило роль нашей страны в мировом хозяйстве как основного поставщика сырья на мировой рынок. Основной статьей экспорта РФ на данный момент является продукция ТЭК- нефть/газ и их производные.
Доля экспорта ТЭК составляла до половины всего внешнего экспорта, что говорит о явном перекосе экономики в сторону добывающей промышленности (22 % ВВП, до 60 % экспорта). При таком положении вещей весьма вероятна деградация несырьевых отраслей производства, затухание инновационных процессов.
Рис. 1. Экспорт отдельных видов товаров, тыс. долл. [3]
Доходы от экспорта нефти зависят от уровня мировых цен и являются важным составным элементом бюджетной политики РФ. Любые подвижки в данном секторе напрямую отражаются на состоянии экономики нашей страны.
Рис. 2. Доходы федерального бюджета РФ по годам, млрд руб. [5]
Из данных рисунка 2. мы видим, что доля нефтегазовых поступлений в доходах федерального бюджета составляла до 51,28 % в 2014 году, при среднем значении в 43,44 % за период. Из данных Федеральной Налоговой службы следует, что в 2020 году поступления по статье «Налог на добычу полезных ископаемых» составили 36 % от общего объема администрируемых налогов. [5]
Высокий уровень мировых цен на энергоносители в 2004–2007 гг. позволил создать стабилизационный внебюджетный фонд — Фонд национального благосостояния, увеличить федеральный бюджет, осуществить важные структурные сдвиги и начать реализацию ряда социально значимых национальных проектов, которые должны поднять внутренний рынок и стимулировать производство для решения поставленных целей, а также безболезненно пережить мировой экономический кризис 2007г.
Это драгоценное время было использовано для поиска решений по сокращению зависимости экономики от экспорта углеводородов. Стало совершенно очевидно, что:
- Экономика страны, ее макроэкономическая стабильность на данный момент обеспечена лишь нефтегазовым сектором и благоприятным уровнем цен на них, что означает прямую угрозу экономической безопасности страны, т.к в случае необходимости страны-экспортеры нефти имеют возможность оказывать прямое влияние на экономику и политику, контролируя большую часть рынка нефтепродуктов, используя экономические инструменты для политического давления
- Ресурсы ограничены, даже в такой огромной стране как Россия. Рано или поздно возникнет необходимость поиска новых источников дохода, и чем раньше это произойдет, тем безболезненнее пройдет переход для экономики и населения в целом.
- «Ресурсное проклятие» неспособно обеспечить долгосрочный устойчивый рост экономики, поэтому необходимо максимально эффективно использовать деньги, получаемые от экспорта топливно-энергетических ресурсов, для развития не связанных с ТЭК промышленностей и отраслей экономики. Постепенно проводить замещение доминирующей доли нефтересурсов в общем объеме экспорта на более технологичную продукцию
Исходя из этих положений, был сформирован Указ Президента [1], предполагающий диверсификацию экономики, развитие сферы информационно-коммуникационных технологий и человеческого потенциала. В числе перечисленных угроз экономической безопасности 8 из 25 перечисленных факторов, так или иначе, связаны с проблемой нефте-сырьевой ориентированности экономики РФ.
Создание проектов инфраструктуры, условий для обучения квалифицированных кадров технологических производств, стимулирование малого и среднего предпринимательства в сферах услуг и производства являются первоочередными задачами, на которые государство должно направить все усилия для перелома ситуации.
Рис. 3. Динамика курса валют USD/RUB [4]
Внешние ограничения вызвали ответный комплекс мер: правительство запустило государственные программы по стимулированию импортозамещения. Также происходит поворот на Восток: увеличение товарооборота с Китаем, Индией и другими азиатскими странами. Организовать данные мероприятия в короткое время позволили резервы, запасенные ранее. Также стоит отметить и тот факт, что даже в условиях жесточайших ограничений «закрома Родины»-нефть и газ не позволили утонуть экономике и удержали от падения, как это было в 1998.
Отголоски выбора сырьевого пути развития в 18 веке мы ощущаем до сих пор. Огромность нашей территории доставляет нам массу проблем с логистикой и инфраструктурой., но вместе с тем открывает возможности использования обширной ресурсной базы. Это накладывает определенный отпечаток на модель ведения хозяйства в нашей стране. Наша ресурсная обеспеченность- богатство и проклятие в одном лице. «Широкий тыл», запасы и возможности мобилизовать ресурсы не раз спасали нашу страну не только от экономических бед, но и от внешних агрессоров, посягающих на нашу государственность.
Российская Федерация должна избавляться от сырьевой зависимости, однако на данном этапе развития эта задача является трудно разрешимой. Представляется несколько вариантов перспективных решений, которые могут быть осуществлены в ближайшее время и в определенной степени снизить зависимость экономики РФ от цен на энергоресурсы:
- восстановление нефтехимической промышленности и поставка на экспорт переработанной нефти с большей добавленной стоимостью;
- поддержка на внутреннем рынке отечественных производителей с учетом устойчивого потребительского спроса и ослабления конкуренции со стороны иностранных производителей;
- продвижение IT-технологий являющихся высоко конкурентными благодаря хорошему уровню подготовки специалистов, креативности мысли и низкой стоимости.
- стимулирование инвестиций и деловой активности в частном секторе экономики.
- Использование примера европейских стран по внедрению отчислений по добыче нефти и газа в пользу населения для стимулирования потребительского спроса.
Литература:
- «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»: указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2017. — № 20. — Ст. 2902.
- Шумилин О. В. Об окончании переходного перехода развития экономики Российской Федерации / Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т. — Т. 1. Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. — С. 311–314.
- Государственная статистика. ЕМИСС. «Экспорт отдельных видов товаров» [Электронный ресурс]// URL: https://fedstat.ru (дата обращения 24.02.2021)
- Центральный Банк РФ. Динамика курса валюты Доллар США [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru (дата обращения 24.02.2021)
- Минфин России. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета(данные с 1 января 2006 г.) [Электронный ресурс] //URL: https://www.minfin.ru (дата обращения 24.02.2021)
- Федеральная налоговая служба. Структура поступлений в федеральный бюджет [Электронный ресурс] // https://www nalog.ru (дата обращения 24.02.2021)