Модернизация государственно-общественных институтов приводит к появлению новых форм регламентирования социально и экономически значимых процессов хозяйственной деятельности. В последние годы в научном сообществе ведется активная дискуссия о возможностях саморегулирования, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности федеральным законодательством. Несмотря на в целом сложившуюся систему правового регулирования данной сферы, а также наработанную практику функционирования саморегулируемых организаций, эффективность и востребованность саморегулирования предпринимательской деятельности продолжает оставаться под вопросом, что вызвано как объективными, так и субъективными причинами.
В настоящей статье проводится анализ института саморегулирования применительно к субъектам предпринимательской деятельности, выявляются положительные и отрицательные стороны данного правового явления, вносятся предложения, направленные на совершенствование законодательства.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, саморегулирование, саморегулируемые организации, правила, стандарты, контроль, надзор.
Как известно, предпринимательская деятельность представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими отличительными признаками:
1) это самостоятельная деятельность;
2) данная деятельность сопровождается значительными рисками;
3) результатом и целью предпринимательской деятельности является получение прибыли.
Первые два признака позволяют вести речь, во-первых, о высокой автономности предпринимательской деятельности, ее самостоятельности и индивидуальности; во-вторых, о нестабильности и угрозах, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в процессе выполнения работ, оказания услуг, совершения различных сделок.
Вышеизложенное обусловливает необходимость поиска путей, позволяющих повысить защищенность сообщества предпринимателей, снизить имеющиеся финансовые риски и экономические угрозы, укрепить конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности. Один из легальных вариантов — добровольное приобретение статуса участника одной из саморегулируемых организаций (СРО).
Правовое регулирование СРО в Российской Федерации осуществляется рядом нормативных актов федерального уровня. Правовой основой функционирования и деятельности СРО является Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ) [ 1 ]. Можно выделить следующие ключевые аспекты нормативной регламентации рассматриваемого института:
1) саморегулирование распространяется только на субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности;
2) сущность саморегулирования состоит в формировании стандартов и правил, которым обязаны следовать все участники СРО;
3) по общему правилу, членство в СРО является добровольным, никто не может быть принужден к вступлению в саморегулируемую организацию, за исключением случаев, предусмотренных другими федеральными законами;
4) СРО выполняет контрольно-надзорные и охранные функции;
5) СРО действует на принципах информационной открытости, прозрачности и публичности;
6) финансирование СРО осуществляется силами и средствами участников саморегулируемой организации, а также иными не запрещенными законом способами;
7) деятельность СРО подлежит государственному надзору.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определена организационно-правовая форма саморегулируемых организаций — ассоциация или союз. По своему правовому режиму саморегулируемые организации являются некоммерческими юридическими лицами, то есть организациями, целью создания которых не является извлечение прибыли.
Из вышеизложенного следует, что СРО в сфере предпринимательской деятельности выполняют важные функции. Во-первых, являясь юридическим лицом, организация вправе взаимодействовать с иными субъектами предпринимательской деятельности, с органами публичной власти, органами местного самоуправления, посредством:
– представления интересов предпринимателей;
– обжалования актов и решений, исходящих от органов власти, и нарушающих права субъектов предпринимательской деятельности;
– направления запросов в официальные органы по вопросам выполнения саморегулируемыми организациями своих функций;
– обращения в суд с исками о защите прав и законных интересов предпринимателей, в том числе — вследствие причинения вреда незаконными действиями органов и должностных лиц публичной власти.
Во-вторых, участие в СРО накладывает на субъектов предпринимательской деятельности определенные обязанности дисциплинирующего и социально полезного характера, а именно — обязанность соблюдать правила и стандарты, установленные нормативными документами СРО для ее участников, в целях формирования высокой и безупречной деловой репутации СРО и ее членов, что должно презюмироваться и не подвергаться сомнению со стороны контрагентов.
Между тем, роль СРО в предпринимательской деятельности продолжает подвергаться критическому осмыслению в доктрине.
Например, О. А. Герасимов усматривает в саморегулировании властный элемент, имеющий значительное сходство с административно-командными методами публичного регулирования хозяйственной деятельности. Фактически, считает автор, саморегулирование подменяет собой государственный контроль и надзор, тем самым лишая предпринимательскую деятельность ее ключевых признаков — самостоятельности, автономности и индивидуальности [ 2 , c. 26].
О. А. Тарасенко критикует такую особенность саморегулирования, как наличие множества отраслевых актов в этой сфере, вступающих в противоречие с концепцией деятельности СРО, заложенной Федеральным законом № 315-ФЗ [ 3 , c. 33].
Действительно, несмотря на декларируемую вышеуказанным правовым актом добровольность участия в СРО, на деле довольно много сфер предпринимательской и профессиональной деятельности предполагают обязательное участие физических лиц в одной из саморегулируемых организаций, которые создаются для объединения аудиторов, арбитражных управляющих, застройщиков, микрофинансовых организаций и других субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
Нельзя не сказать и о юридических противоречиях, заложенных в самом Федеральном законе № 315-ФЗ. Достаточно сравнить статьи 12 и 14 настоящего Закона, чтобы убедиться в наличии серьезного пробела правовой регламентации саморегулирования. Так, вводя прямой запрет на возможность осуществления предпринимательской деятельности СРО в статье 14 Закона, одновременно с этим законодатель к источникам финансирования СРО относит средства, полученные от оказания услуг, продажи материалов, связанных с предпринимательской деятельностью (п.п. 4, 5, 7).
Подобные противоречия формируют неопределенный правовой статус СРО, создают почву для широкой трактовки законодательных норм в части формирования источников обеспечения деятельности саморегулируемых организаций, что приводит к беспрепятственному обходу требований нормативных актов.
Итак, подводя итоги, хотелось бы акцентировать внимание на следующих аспектах.
Первое. По замыслу законодателя, саморегулируемые организации должны занять промежуточное положение между государственным регулированием предпринимательской деятельности и декларируемой автономией хозяйствующего субъекта, что способствует достижению баланса между частными и публичными интересами.
Второе. На текущий момент эффективность СРО остается под сомнением, что можно подтвердить следующими доводами:
– во-первых, участие субъекта предпринимательской деятельности в СРО не гарантирует избавление как предпринимателя, так и контрагента от рисков и убытков;
– во-вторых, отдельные сферы предпринимательской деятельности требуют обязательного участия в СРО, что лишает предпринимателя автономности и свободы осуществления хозяйственной деятельности;
– в-третьих, наличие большого количества правовых актов в сфере саморегулирования неизбежно влечет противоречия и пробелы в правовом регулировании СРО, размывает правоспособность саморегулируемых организаций, создает условия для правового нигилизма со стороны руководителей СРО.
Вышеизложенное обусловливает необходимость существенного пересмотра государственной политики в области саморегулирования, устранения выявленных пробелов, формирования четкого и единого правового статуса СРО в сфере предпринимательской деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. — 2007. — № 273.
- Герасимов, О. А. Лицензирование и саморегулирование предпринимательской деятельности как средство обеспечения эффективности правового регулирования реального сектора экономики / О. А. Герасимов // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 2. — С. 22–25.
- Тарасенко, О. А. Тенденции правоприменительной практики в сфере саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России / О. А. Тарасенко // Предпринимательское право. — 2018. — № 4. — С. 29–41.