В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: методическая работа, профессиональная компетентность педагогов, самообразование педагогов, квалификация педагогов.
Методическая работа с воспитателями в ДОО представляет собой как средство научного управления полноценным педагогическим процессом, повышением профессиональных качеств воспитателей и развития их творческих способностей, что способствует улучшению компетентности педагогов.
В педагогической литературе встречается множество определений понятия «методическая деятельность». По мнению А.И Васильевой, методическая деятельность ДОО — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обручение воспитателей методам и приёмам работы с детьми [4, с. 7].
К. Ю. Белая считает, чтоб методическая деятельность — целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога [2, с.3].
Л. И. Фалюшина рассматривает методическую деятельность как функцию управления качества воспитательно-образовательной работы в педагогических системах [6, с. 11].
По мнению Л. М. Волобуевой, методическая деятельность — это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений, навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога [3, с.2].
Основная цель организации методической работы заключается в подготовке педагогов к приобретению требуемого качества образования. Поэтому при определении содержания методической деятельности необходимо учитывать все факторы, встречающиеся в работе педагогов, специфику ДОО, а также функции развития методической деятельности в организации.
При организации методической деятельности, педагогам следует придерживаться данных положений (К. Ю. Белая):
— главная задача — формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя;
— методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников;
— система непрерывного образования предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрения достижений науки и передовой практики в деятельность детского сада [2, с. 9].
В роли объектов методической работы выступают педагоги, воспитатели и родители, в роли субъектов — руководитель ДОУ, старший воспитатель, руководители временных творческих коллективов.
Как указывает Е. Ю. Аншукова, грамотно организованная методическая деятельность в ДОО имеет свои преимущества:
- Носит непрерывный характер, способствующий тому, что каждый педагог может определенную часть времени посвящать повышению квалификации, овладению передовым опытом.
- Позволяет непрерывно связывать повышение квалификации педагога с учебно-воспитательным процессом, способствующим изменениям в качестве знаний, умений и навыков воспитанников.
- Способствует изучению деятельности и личностных качеств конкретных воспитателей и педагогов, выявлению затруднения и достижения в их работе.
- Проходит в хорошо организованном педагогическом коллективе, сплоченность которого создает благоприятные условия для ее организации.
- Предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годового плана работы, но и в планировании и разработке программы развития ДОО.
- Позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров, так как тесно связана с учебно-воспитательной работой [1, с. 12].
Современное общество требует от воспитателей нового набора необходимых знаний, умений и навыков. Овладение педагогами ДОО информационными и компьютерными технологиями, умение пользоваться аудиовизуальными средствами обучения и другим учебно-методическим оборудованием — одно из главных направлений организации современной методической работы [3, с.8].
Педагогическая компетентность и методическая работа — два взаимосвязанных понятия, которые при грамотной организации позволяют: непосредственно наблюдать каждого педагога в педагогической деятельности с детьми; наиболее четко выявлять возникающие проблемы; строить и своевременно корректировать индивидуальные программы развития профессиональной компетентности; удовлетворять образовательные потребности педагога с учетом его стажа, уровня образования, индивидуально-личностных особенностей.
Руководство всей работой, в том числе и методической, осуществляет заведующий ДОО. Непосредственный организатор методической работы в ДОУ — заместитель заведующего по воспитательной и методической (учебно-воспитательной) работе или старший воспитатель, должностные обязанности которого связаны с выполнением функций по руководству работой воспитателей.
При планировании и организации методической деятельности в ДОО необходимо придерживаться таких подходов, как:
— системно-деятельный подход: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
— личностно-ориентированный подход: обеспечение раскрытия скрытых возможностей и способностей каждого педагога и коллектива в целом;
— дифференцированный подход: учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении методической работы в ДОО;
— подход свободного самоопределения: свободный выбор образовательных программ и путей их самореализации;
— мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
— коррекционный подход: устранение недостатков в работе и определение причин их возникновения [5, с. 17].
При организации методической работы необходимо использовать в работе с педагогическим коллективом данные формы и методы:
Анкетирование — определение, с помощью анкет, методических проблем, затруднении, возникающих у воспитателей в процессе работы.
Дебаты — обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
Дискуссия — это обсуждение, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов.
Круглый стол — собрание, направленное на выработку навыков критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОО, умению аргументировать, отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.
Педагогические ситуации, экспромт — метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.
КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай — эти формы работы успешно используются для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.
Мастер — класс — знакомство с передовым педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Творческая мастерская — работа небольшими группами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа НОД, внедряются новые нетрадиционные техники работы с детьми.
Педагогическая мастерская — педагог знакомит коллектив с основными идеями воспитательно-образовательного процесса, практическими рекомендациями по ее реализации.
Игровое моделирование — деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций.
Новой формой, позволяющей в комплексе решать практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов, является научно-методический совет . В его основу входит создание коллектива единомышленников, которые разрабатывают стратегию, методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации, а также изучение их влияния на развития ребенка [4, с. 72].
Использование в процессе повышения профессионального мастерства воспитателей ДОО, указанных форм и методов позволяет педагогам в дальнейшем грамотно организовать учебный процесс, способствует развитию инновационной деятельности, формированию потребности в самообразовании и профессиональном совершенствовании, развитию навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
Выводы.
Таким образом, можно сказать, что грамотно организованная методическая работа в ДОО, должна опираться на систему современных форм работы с педагогическими кадрами и подходы организации методической деятельности, для сплочения педагогического коллектива и повышению уровня профессиональной компетентности.
Литература:
- Аншукова, Е. Ю. Методическая служба в ДОУ / Е. Ю. Аншукова // Управление в ДОУ. — 2007. — № 8. — С. 91–96.
- Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
- Волобуева, Л. М. Методическая работа в системе непрерывного образования / Л. М. Волобуева // Управление ДОУ. — 2009. — № 7. — С. 13–17.
- Елжова, Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 247 с.
- Кучергина, О. В. Планирование методической работы в ДОУ / О. В. Кучергина // Управление ДОУ. — 2007. — № 8. — С. 37–47.
- Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л. И. Фалюшина. — М.: Аркти, 2009. — 261 с.