Подросток и интернет: правовой обзор современной проблемы компьютерной игровой аддикции и кибербуллинга в мировом масштабе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Кеворкова, М. А. Подросток и интернет: правовой обзор современной проблемы компьютерной игровой аддикции и кибербуллинга в мировом масштабе / М. А. Кеворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 528-531. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92128/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается вопрос современной проблемы игровой аддикции и кибербуллинга в мировом масштабе. Автор рассматривает инструменты, позволяющие бороться с травлей, основанной на клевете. Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием должного научного анализа указанной проблемы и необходимостью изучения кибербуллинга как противоправного общественно опасного деяния.

Ключевые слова: кибербуллинг, аддикция, интернет, сеть, травля, УК РФ, подросток.

Несколько десятилетий подряд современное общество диктует компьютеризацию всех сфер жизни человека. Большое количество людей уже говорят об интернет-зависимости, однако о её частном случае — компьютерной игровой зависимости, зачастую умалчивают.

Хотелось бы рассмотреть данный вопрос более детально, так как такой вид аддикции часто отнимает свободное время, позволяет уйти от реальности путём изменения своего психического состояния. Увлекаясь такими играми, человек меньше интересуется саморазвитием, чтением книг, ставит на второй план свои умения и навыки, и всё чаще стремится к виртуальным играм.

Можно выделить несколько причин появления такой зависимости: дефицит общения, внутрисемейные конфликты, социальные фобии, желание реализовать детские фантазии и страхи, а в некоторых случаях отмечаются разнообразные психические нарушения.

Чаще всего к такой зависимости предрасположены дети от 10 до 18 лет. Однако не исключаются и люди старшего возраста. Так, от проблем в личной жизни, на работе в игровой мир уходят люди от 25 до 40 лет. Почти каждый четвертый проводит за компьютером более 20 часов в неделю, что больше проведенного на работе времени при восьмичасовом рабочем дне. Около 700 тыс. геймеров не могут оторваться от светящегося экрана — это люди с компьютерной зависимостью.

Согласно исследованиям 2016 года, в России более 16 млн. человек в возрасте от 10 лет пользуются компьютерами. Около 8 миллионов (примерно 51 %) на вопрос «Зачем вам нужен ПК?» ответили: «Для компьютерных игр». Почти 3 млн. из них — молодежь в возрасте от 10 до 18 лет. Продолжительность времени, отведенного игре, в среднем составляет от 20 до 50 часов в неделю. [12].

Стоит отметить, что любая аддикция не приходит внезапно, её можно разложить на несколько фаз: начало, индивидуальное течение и исход. Кроме того, любая зависимость позволяет зависимому человеку испытывать те значимые переживания, которых он не может достичь в реальной жизни. Важнейшее значение имеет формирование аддиктивной установки — совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих осовенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни. [13, с.117]

Сейчас разработано множество разнообразных компьютерных игр, но мы бы хотели выделить их основные жанры. Это квесты, РПГ, стратегии, симуляторы и экшн (игры от первого лица). Вне зависимости от игры, прослеживается понимание определенной идеи: человек хочет добиться чего-либо (заработать очки в игре, получить награду), но скрывается за маской своего персонажа. Очень популярны игры, где есть право выбора персонажа, когда сам аддикт решает, как он будет выглядеть, какие способности будет иметь.

Анализируя работу Никитиной Л. Н. «Компьютерная игромания в структуре аддиктивного поведения», мы обнаружили исследование в области компьютерной игромании. В ходе индивидуальных бесед с несовершеннолетними потенциальными игроманами было отмечено, что многие респонденты употребляли слово «удовольствие» при описании своего эмоционального состояния в игре, отмечали удовлетворение при прохождении уровня (то есть при достижении какой-либо цели), желание демонстрировать своё первенство, особенно после многочисленных побед в игре. Но что не мало важно, поражение так же стимулировало продолжать игру, чтобы в следующий раз выиграть. [12, 13]

Таким образом, можно сказать, что ключевое чувство при игре — удовольствие, которого всеми силами аддикты и пытаются добиться, если не в реальной жизни, то хотя бы в виртуальной.

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых.

Наиболее частое явление в игровом пространстве на данный момент — буллинг. На сегодняшний день этот общепринятый международный термин, в переводе с английского языка означает «запугивать, задирать, изводить» и определяется как физическая, вербальная или психологическая агрессия с целью нанести вред жертве, запугать её или стрессировать. Процентные данные в разных источниках не совпадают. И понятно почему, ведь одни называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие — любые угрозы и оскорбления.

Россия — в лидерах по уровню кибербуллинга среди подростков. По данным исследования Microsoft (2012), почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет заявила, что они становились объектами травли. По этому показателю Россия заняла пятое место среди 25 государств. [8]

По данным исследования ВОЗ (2013–2014), среди одиннадцатилетних детей 11 % мальчиков и 8 % девочек сталкивались с травлей — их оскорбляли в сообщениях по меньшей мере два-три раза в месяц. Это самый высокий показатель среди 42 стран (средний — 3–4 %). Российское исследование 2012 года подтверждает, что в России школьники часто страдают от травли в интернете — 10 % в среднем по стране (в Европе — 6 %). [11]

Согласно данным ВОЗ 2018 года российские школьники в среднем в полтора-три раза чаще своих сверстников из стран Европы и Северной Америки по себе знают, что такое травля в интернете. Россия оказалась на первом месте из 42 стран по кибербуллингу среди детей 11 лет: 11 % девочек и 8 % мальчиков получали сообщения с оскорблениями не менее 2–3 раз в месяц. [11]

«Интернет насилие» привлекает подростков тем, что они могут оставаться в тени, не видя ни жертву, ни её реакцию. Таким образом прозе подавить чувство жалости. При этом важно помнить, что социальный статус собеседника, возраст, особенности здоровья остаются неизвестны для агрессора. [14, с.20]

Итак, кибербуллинг хотя и предполагает собой феномен, возникнувший сравнительно не так давно, однако он ранее явно вошел в современную жизнь. В данный период времени уже имеется всемирный опыт борьбы с интернет-насилием, и эксперты по всему миру вносят свой вклад в исследование и формирование таких сфер, как киберэтика и кибербезопасность, включающие в себя в том числе и законные способы защиты от кибербуллинга. [10, с.259]

В законодательстве РФ существуют инструменты, позволяющие бороться с травлей, основанной на клевете. Уголовный кодекс предусматривает наказание за клевету (128.1 УК РФ), шантаж и вымогательство (163 УК РФ), за доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), оскорбление представителя власти (статья 319 УК РФ). [2] В Административном кодексе тоже есть ответственность за оскорбление (5.61 КоАП РФ). [1] Но как показывает практика, все эти законы не позволяют предотвратить распространение клеветы в интернете и кибербуллинг, поскольку прямой ответственности за травлю в сети российское законодательство не предусматривает.

Рассмотрим меры по противодействию кибербуллингу в других странах. На сегодняшний день в Германии нет отдельного уголовного преступления за кибербуллинг. Тем не менее, многие действия, связанные с насилием в сети Интернет, могут быть наказуемы в соответствии с применимым законодательством, поскольку они затрагивают общее право личности, закрепленное в законе. Например, статьи Уголовного кодекса § 185 — пренебрежительные оценочные суждения и умышленное заявление о неуважении к человеку, § 186 — клевета, § 202 — хищение личных данных и другие.

В Южной Корее закон против травли в сети был принят еще в 2007 году. В Новой Зеландии публикация сообщений, наносящих вред другому лицу в интернете (оскорбления, угрозы и т. д.), может грозить их автору двумя годами тюрьмы и штрафом в размере 42 тысяч долларов, а владельцу сайта или платформы — до 167 тысяч долларов. Закон о домогательствах охватывает притеснения и запугивания в самых разных формах, будь то текстовые сообщения, электронные письма или публикации в Интернете, а также притеснения лицом к лицу, преследование или письма. Закон гласит, что он применяется, когда кто-то оставляет оскорбительные изображения или текст там, где вы их увидите, и это, в частности, касается онлайн-материалов. Кроме того, закон о цифровых коммуникациях 2015 года включает в себя наказание за подстрекательство кого-либо к самоубийству, даже если человек не пытается покончить с собой. Отметим, что лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к ответственности за уголовные преступления, предусмотренные Законом.

В Австралии вопрос о диффамации в Интернете был вынесен на референдум. В ходе подготовки к законодательной реформе граждан просили высказаться по вопросам привлечения к ответственности за посты пользователей в социальных сетях и критериев компенсации, опровержениях и оправданиях для социальных сетей и других компаний, использующих цифровой контент с целью внесения поправок в закон.

Бороться с запугиванием детей в сети в США помогает некоммерческая организация The Fight Crime: Invest In Kids. В нее входят около пяти тысяч полицейских, шерифов, юристов и других людей, которые тщательно изучают стратегии предупреждения преступности, а также информируют общественность и политиков о сделанных выводах.

В США нет федерального закона о кибербуллинге, но ответственность за травлю закреплена законодательно в некоторых штатах. С 1999 года в Джорджии запрещено использовать гаджеты в целях травли. Позже подобные меры применили и в Неваде, где за устные или письменные угрозы школьникам грозит уголовное наказание.

С одной стороны, социальные сети помогают детям и подросткам найти сверстников-единомышленников и друзей, а иногда и влюбиться по переписке. С другой стороны, в цифровой среде они защищены от издевательств еще меньше, чем в реальной жизни. Вероятность того, что взрослый станет свидетелем инцидента в Интернете и сможет вмешаться, чтобы помочь человеку, который подвергается травле, еще меньше, чем в школе или где-либо еще.

Необходимо осуществлять мероприятия с целью решения данной проблемы и следовать мерам осторожности, которые помогут не стать жертвой кибербуллинга детям и подросткам, находящимся в сети интернет ежедневно. Школьник, который становится жертвой кибербуллинга, подвергается психическим заболеваниям, происходит нарушение нервной системы. Результаты могут быть весьма печальными и могут привести вплоть до суицида.

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022). — Текст: электронный // «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 25.05.2022).
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022). — Текст: электронный // «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 25.05.2022).
  3. Auf dem rechtsweg gegen cybermobbing. — Текст: электронный // das landesmedienzentrum baden-württemberg: [сайт]. — URL: www.lmz-bw.de/medien-und-bildung/jugendmedienschutz/cybermobbing/rechtsweg-gegen-cybermobbing/ (дата обращения: 25.05.2022).
  4. Cyberbullying Research in Australia. — Текст: электронный // The Cyberbullying Research Center: [сайт]. — URL: https://cyberbullying.org/research/map/australia (дата обращения: 25.05.2022).
  5. Cyberbullying. When bullying goes online. — Текст: электронный // Bullying-Free NZ: [сайт]. — URL: https://bullyingfree.nz/about-bullying/cyberbullying/#law. (дата обращения: 25.05.2022).
  6. Going to the police: when the criminal law can help with harassment. — Текст: электронный // Community Law: [сайт]. — URL: https://communitylaw.org.nz/ (дата обращения: 25.05.2022).
  7. HDC Act. — Текст: электронный // Netsafe Kit: [сайт]. — URL: https://www.netsafe.org.nz/the-kit/foundations/legislation/hdc-act/ (дата обращения: 25.05.2022)..
  8. Online Bullying Among Youth 8–17 Years Old — Russia. — Текст: электронный // Microsoft: [сайт]. — URL: https://download.microsoft.com/download/E/8/4/E84BEEAB-7B92–4CF8-B5C7–7CC20D92B4F9/WW %20Online %20Bullying %20Survey %20- %20Executive %20Summary %20- %20Russia_Final.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
  9. Баранов, А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика. — 2015. — № 1. — С. 37–41.
  10. Вест, А. А. Кибербуллинг: факторы, ресурсы, практики / А. А. Вест, Т. И. Черняева. — Текст: непосредственный // «Социальный мир человека»: материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». — Ижевск: ООО Издательский дом «ERGO», 2016. — С. 257–260.
  11. Кибербуллинг (виртуальные формы оскорбления/унижения/издевательства). — Текст: электронный // Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hbsc_32-cyber-bullying/ (дата обращения: 25.05.2022).
  12. Никитина, Л. Н. Компьютерная игромания в структуре аддиктивного поведения / Л. Н. Никитина. — Текст: непосредственный // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. — № 4. — С. 47–53.
  13. Сельченок, К. В. Психология зависимости. Хрестоматия / К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 2007. — 592 c. — Текст: непосредственный.
  14. Шевко, Н. Р. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях / Н. Р. Шевко, И. И. Исхаков. — Текст: непосредственный // Учёные записки Казанского Юридического Института МВД России. — 2017. — № 3. — С. 19–22.
Основные термины (генерируются автоматически): россия, УК РФ, игра, интернет, травля, реальная жизнь, сеть, компьютерная игромания, США, Уголовный кодекс.


Похожие статьи

Киберпреступность как угроза безопасности современного общества: виды, особенности, методы борьбы и профилактики

Автор статьи рассматривает киберпреступность как реальную угрозу безопасности современного общества, определяет виды кибермошенничества, анализирует особенности преступлений, совершаемых в электронной среде. В заключение статьи следует вывод о том, ч...

Киберпреступность: проблемы уголовно-правовой оценки и организации противодействия

Представленная статья посвящена актуальной проблеме науки уголовного права. На современном этапе развития общества киберпреступность приобрела глобальный характер. Рассматриваются проблемы организации противодействия преступлениям, совершаемым в сфер...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

Статья посвящена проблемам защиты детей в Интернет-пространстве, дана характеристика общего спектра виртуальных угроз, а также рассмотрены проблемы подростковых суицидов, совершаемых посредством «групп смерти» в сети Интернет. Приведен зарубежный и о...

Имплементация норм зарубежного антикоррупционного законодательства в систему отечественного права

В статье анализируется сущность и масштабы современной коррупции как угрозы национальной безопасности. Автор обращается к проблеме совершенствования международного взаимодействия по борьбе с коррупцией. В работе были использованы методы анализа, синт...

Институт медиации в российском гражданском процессе: проблемы и перспективы

В статье рассматривается примирение сторон в гражданском процессе посредством медиации. Автором проанализированы понятие, признаки и основные недостатки медиации, а также обозначены перспективы ее дальнейшей реализации в гражданском процессе. На осно...

Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет)

В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.

Киберпреступления: криминалистическая характеристика и особенности расследования

В статье рассматривается криминалистическая характеристика киберпреступлений, выделяются такие инструменты, как киберпространство, информационно-коммуникационные сети и технические средства компьютерной обработки данных. Также подробно освещается спе...

Медиация как способ урегулирования корпоративных споров

В статье исследуются альтернативные методы регулирования корпоративных споров на основе международного опыта и отечественного права. Автор актуализирует внимание на различные подходы в научной литературе к пониманию процедуры медиации и посредничеств...

Криминологическая характеристика семейного насилия: виктимологические аспекты, проблемы и меры противодействия в Российской Федерации

На сегодняшний день в России проблема насилия в семье привлекает все больше внимание общества. В статье приводится исследование института семьи, в результате которого автор приводит к виктимологическим аспектам насильственных преступлений, совершаемы...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Похожие статьи

Киберпреступность как угроза безопасности современного общества: виды, особенности, методы борьбы и профилактики

Автор статьи рассматривает киберпреступность как реальную угрозу безопасности современного общества, определяет виды кибермошенничества, анализирует особенности преступлений, совершаемых в электронной среде. В заключение статьи следует вывод о том, ч...

Киберпреступность: проблемы уголовно-правовой оценки и организации противодействия

Представленная статья посвящена актуальной проблеме науки уголовного права. На современном этапе развития общества киберпреступность приобрела глобальный характер. Рассматриваются проблемы организации противодействия преступлениям, совершаемым в сфер...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

Статья посвящена проблемам защиты детей в Интернет-пространстве, дана характеристика общего спектра виртуальных угроз, а также рассмотрены проблемы подростковых суицидов, совершаемых посредством «групп смерти» в сети Интернет. Приведен зарубежный и о...

Имплементация норм зарубежного антикоррупционного законодательства в систему отечественного права

В статье анализируется сущность и масштабы современной коррупции как угрозы национальной безопасности. Автор обращается к проблеме совершенствования международного взаимодействия по борьбе с коррупцией. В работе были использованы методы анализа, синт...

Институт медиации в российском гражданском процессе: проблемы и перспективы

В статье рассматривается примирение сторон в гражданском процессе посредством медиации. Автором проанализированы понятие, признаки и основные недостатки медиации, а также обозначены перспективы ее дальнейшей реализации в гражданском процессе. На осно...

Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет)

В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.

Киберпреступления: криминалистическая характеристика и особенности расследования

В статье рассматривается криминалистическая характеристика киберпреступлений, выделяются такие инструменты, как киберпространство, информационно-коммуникационные сети и технические средства компьютерной обработки данных. Также подробно освещается спе...

Медиация как способ урегулирования корпоративных споров

В статье исследуются альтернативные методы регулирования корпоративных споров на основе международного опыта и отечественного права. Автор актуализирует внимание на различные подходы в научной литературе к пониманию процедуры медиации и посредничеств...

Криминологическая характеристика семейного насилия: виктимологические аспекты, проблемы и меры противодействия в Российской Федерации

На сегодняшний день в России проблема насилия в семье привлекает все больше внимание общества. В статье приводится исследование института семьи, в результате которого автор приводит к виктимологическим аспектам насильственных преступлений, совершаемы...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Задать вопрос