В данной статье рассматривается вопрос правового просвещения как юридической категории.Внастоящее время правовое воспитание является самостоятельной частью государственной политики. Меры, реализуемые в системе правового образования, являются уникальным инструментом формирования правовой культуры и стимулирования активной правовой позиции личности. Целью правового воспитания является обеспечение полноценной правовой социализации личности, а конечной целью — достижение высокого уровня правовой культуры в обществе.
Ключевые слова:правовое просвещение, правовая культура, гражданское общество, интернет.
Повышение правосознания, воспитание высокой правовой культуры, борьба с правовым нигилизмом, развитие институтов гражданского общества и укрепление верховенства закона — эти вопросы всегда имели большое значение. Сегодня, в условиях огромного темпа социальных изменений, прогрессирующего усложнения экономических отношений и нарастающих процессов информатизации и цифровизации, вопросы юридического образования, подготовки и преподавания остаются не только актуальными, но и приобретают новое значение. Наиболее перспективным направлением развития России в этой области является создание и развитие прогрессивной системы правового образования граждан, отвечающей современным вызовам.
Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.
С точки зрения теории права чаще принято говорить не о правовом просвещении, а о правовом обучении и правовом воспитании. Так, «воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную» [2., с. 337], но различие между ними можно провести лишь условно, так как оба аспекта находятся в постоянном взаимодействии.
Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью правового просвещения, в том числе правового воспитания учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Правовое образование населения состоит в осуществлении комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, направленных на создание надлежащих условий для приобретения гражданами объема правовых знаний и навыков в их применении, необходимых для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнение возложенных на них обязанностей. Правовое образование является составной частью системы образования и имеет целью формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания личности, ее ценностных ориентиров и активной позиции как члена гражданского общества. Предоставление правового образования должно осуществляться во всех дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, вузах и заведениях последипломного образования.
Безусловно, при проведении информационно-правового просвещения несовершеннолетних необходимо активно включать комплексный подход, учитывая поле интересов ребенка, взаимоотношения в семье и школе.
Работа с родителями может быть более эффективной, если оцениваются нравственные принципы родителей, уровень их правовых и общих знаний, а также условия жизни. Это можно определить с помощью диагностики (тесты, опросники, интервью с родителями). Родители должны активно взаимодействовать со своими детьми. Важно вовлекать взрослых в общественные и местные формы управления (опека, комитеты по управлению, родительские комитеты, семейные клубы, творческие общества и другие мероприятия, благотворительная и спонсорская деятельность).
Кроме того, правовое просвещение и правовое воспитание несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, имеет большое профилактическое значение.
Дети «группы риска» — это дети, которые в силу специфических условий жизни более других категорий подвержены негативному внешнему влиянию со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к дезадаптации несовершеннолетнего.
Понятие «дети группы риска» включает в себя следующие категории детей:
— Дети, потерявшие родителей по разным причинам.
— Дети с признаками социальной, психологической или образовательной дезадаптации.
— Дети из неблагополучных или несоциальных семей.
— Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Использование киберпространства в данном вопросе может способствовать лучшему изучения материала подростками. Всемирная сеть Интернет предоставляет много возможностей и одновременно создает немало проблем. Наши дети используют Интернет как для обучения, так и для развлечений. При правильном использовании сеть приучает детей к самостоятельной работе, работе с большими потоками информации. Однако дети не всегда соблюдают основные правила безопасности в сети Интернет.
Целесообразно создать ряд медиа материалов, доступных в сети Интернет для разных возрастных групп, которыми можно будет пользоваться в течении всего года. Например, создание небольших мультфильмов для детей, чат-ботов для подростков, онлайн-игр для всех категорий школьников. При этом, мы считаем, что необходим соревновательный момент во всех мероприятиях правового просвещения, ориентированность на самостоятельный поиск информации, взаимодействие со сверстниками, учителями и родителями. Для того, чтобы сделать интересные уроки правового просвещения для подростков необходимо учитывать интересы детей, в том числе популярные фильмы, передачи, игры, социальные сети.
Обзор медиа материалов, представленных в общем доступе в сети интернет показался нам недостаточным. Однако, стоит отметить наличие разных викторин по теме, интеллектуальных разминок и квизов (короткий онлайн опрос, в конце которого показывается результат). Игры-квесты чаще представлены в виде презентации и работают некорректно.
Такие формы работы, как Science Slam (неакадемическая форма научной коммуникации, соревнование в виде коротких выступлений учёных с рассказами о своих научных исследованиях в научно-популярной форме) и Stand-up(выступление перед аудиторией с монологом собственного сочинения с элементами юмора, рассказами о себе и своих наблюдениях), фото и видео челленджи обнаружены не были.
Подводя итог, нужно сказать: мы считаем, что правовое просвещение должно быть таким, чтобы абсолютное большинство подростков было ориентировано на социально-активное поведение, основанное на глубоком осознании обоснованности, справедливости, демократичности норм права, и предполагающей активную деятельность лица по естественному правопорядку и пресечения правонарушений [3, с. 475].
«Правовое воспитание… не даст ожидаемых плодов, если не будет сформирована внутренняя среда для аккумуляции правового чувства» [4, с. 25], следовательно, правовые знания могут эффективно применяться лишь тогда, когда имеется их эмоциональное подкрепление [1, с. 9–10]. Как в детском возрасте человек получает базовые знания о праве и морали через сказки и мифы, обучающие его плохому и хорошему не на основе сложных логических конструкций, а на основе чувственных представлений, так и широкие массы должны начать свое развитие в сфере права с формирования у них эмоционально-волевых установок к праву.
Литература:
- Долгова, А. Правовое воспитание несовершеннолетних: Пособие для слушателей / А. Долгова, А. Кожевникова, А. Медведев. — Москва: Знание, 1977. — 95 c. — Текст: непосредственный.
- Перевалов, В. Теория государства и права. Учебник для вузов / В. Перевалов. — 5-е. — Москва: Юр.Норма, 2021. — 620 c. — Текст: непосредственный.
- Самыгин, П. С. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества / П. С. Самыгин, М. Ю. Попов, С. И. Самыгин. — Текст: непосредственный // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». — 2016. — № 2. — С. 295–303.
- Татаринцева, Е. В. Правовое воспитание: Методол. и методика / Е. В. Татаринцева. — Москва: Высш. шк., 1990. — 174 c. — Текст: непосредственный.