Излагается методический подход к исследованию проблематики содержания контекстного наполнения образовательной и социокультурной среды, в которой находится современный «взрослеющий» (человек, в возрасте от 7 до 18 лет, находящийся в переходном этапе от детства в юношество) на примере прочтения японских комиксов манга.
Ключевые слова: взрослеющий, инициация, индивидуализация, путь героя, английский язык, манга, архетипические практики.
Исследование раскрывает необходимость внимательного обращения к содержанию интересов подрастающего поколения, которые выражается в обращении к героям зарубежных литератур и массовых культур на примере популярных комиксов манга (Япония).
Теоретической основой методической разработки стало обращение к понятию «мономиф» мифолога и антрополога Дж.Кэмпбелла (monomyth, Joseph Campbell, «The Hero with a Thousand Faces» (1949) в ее применении к переводческому контенту текстов сказок, мифов и легенд, которая раскрывает значимость и необходимость принципа открытости образования в феномене трансляции истории архетипов через современные формы массовой культуры.
Теория Дж. Кэмбелла «путь героя» (Hero’s Journey) объясняет важность глубинной проработки выбранного взрослеющим персонажа, которая способна обеспечить его бережное психологическое воспитание.
В комбинации внимание к содержанию интересов подрастающего поколения, обращенных к плеяде героических персонажей, подвиги которых транслируются через зарубежную массовую культуру: кинематограф, мультипликацию, литературу (в данном случае через комиксы), и антропологические заключения Дж. Кэмбелла становятся основой для «реализации индивидуальной образовательной программы ученика» с возможностью выхода «на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры» [3, стр. 8–9].
Данный поиск подтверждает необходимость присутствия в образовательной и воспитательной практике современности фигуры наставника, способного обеспечивать плавный переход (инициацию) взрослеющего в моменте выбора героического образа для подражания, определения идеалов, становления личности.
В представленном методе индивидуализированного преподавания иностранного языка интерес и впечатления обучающегося берутся за основу, чтобы максимально охватить педагогическим воздействием те ценности, которые заключены в важном периоде взросления.
Применение принципа индивидуализации образования, когда « предоставленный учащемуся выбор образа » [3, стр. 10] падает на архетипический образ героя, следует подвергать структуре разработанного метода, состоящего из 4-х этапов и 8-ми шагов.
Этап I, шаг 1 Кто герой? (поиск истории образа, корни персонажа в мифах, легендах, сказках, определение личной истории героя, выявление качеств героя) (беседа на английском языке, лексика по теме внешность, умения, качества).
Этап I, шаг 2 Выбор контента (определиться с материалом для работы: аудио / видео / визуальный контент — в зависимости от способности взрослеющего воспринимать информацию (от лучшего к худшему), задачей и целей занятия и доступности контента (работа с языковым материалом, перевод, обсуждение).
Этап I, шаг 3 Работа с контентом в проекции аналогии личностных качеств взрослеющего с качествами героя (попытка понимания взрослеющим собственного «пути героя», эвристическая беседа, закрепление лексики по темам качества, умения, грамматическая конструкция сравнения).
Этап II, шаг 4 Поиск аналогий с другими мифологическими / сказочными персонажами (беседа, лексика по теме внешность, умения, качества, грамматическая конструкция сравнения).
Этап II, шаг 5 Определение интересных взрослеющему «архетипических практик» и проведение практических занятий (продуктивные виды деятельности, разговор во время выполнения: техника, части тела, цвета, размеры, описание)
Этап II, шаг 6 Тандем-метод (tandemmethod). Занятие методом тандема (пара учеников, носителей разных языков, выбравших одного героя в качестве «любимого», встречается для обсуждения личности персонажа и представления своих работ-изображений (беседа-модерация).
Этап III, шаг 7 «Вторая задача». Дж. Кэмпбелл видит героя не только в прохождении пути, но и в обязательном возвращении, преображении и научении других тому, что он узнал об обновленной жизни.
Суть этапа заключается в создании итогового продукта — изображении или описании героя, к которому можно возвращаться на протяжении всей линии индивидуализированного образовательного пути (я взрослеющий на разных этапах), а также в возможности презентации знания о герое (себе самом) родителям, друзьям, одноклассникам. Целью является постоянное утверждение и положительное убеждение в правильно выбранных ориентирах и верном пути.
Этап VI, шаг 8 Культурный контекст . На основе интереса к персонажам разных культурных традиций (японская мифология и фэнтези (аниме, манга), британская сказочно-легендарной традиции (Толкин, Роулинг), плеяда супергероев американской культуры (Марвел, Х-Men) и т. п.) следует развивать интерес к истории и культуре страны их происхождения.
В языковой практике применение этого метода может быть выражено в следующих блоках:
- страноведение;
- культурно-ориентированное изучение языка.
Представленный способ языковой работы с иностранной «героической» литературой (в данном случае с переведенными на английский язык текстами комиксов манга, японских сказок и легенд), предназначенной для детского чтения, раскрывает новые возможности для применения методов глубинной психологии в практике обучения языкам, а также приближает взрослеющего к осознанному пониманию собственной личности, к самопознанию.
Разработанный метод предполагает применение архетипических практик, содержащих в себе действия мыслительного характера (перевод, эвристическая беседа, соотнесение, сравнение, проведение аналогий, частично-поисковый и поисковый методы) и деятельного характера (рисование, лепка, шитьё, конструирование, телесные практики).
Понятие архетипические практики в этом способе работы перекликается с понятием анимационные техники (оживление архетипического образа из сновидения в виде рисунка, лепной фигурки, куклы, движения), описанные психологом С.Айзенстатом в теории дримтендинга (Dream Tending).
Представленная деятельность, заключенная в рамки метода, предполагает развитие навыка самостоятельного использования предложенного сопровождающим способа прочтения и перевода текстов, содержащих архетипические образы героев, для определения и использования взрослеющим собственных особенностей и возможностей.
Изготовление образа героического персонажа с применением одной из перечисленных архетипических практик, является итогом работы цикла.
Литература:
- Випулис И. В. Упанаяна как инициация в культуре Индии. https://cyberleninka.ru/article/n/upanayana-kak-initsiatsiya-v-kulture-indii/viewer
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, Педология подростка, 1982.
- Ковалёва Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. — М.: // Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996.
- КэмпбеллДж. Тысячеликийгерой Joseph Campbell / The Hero with a Thousand Faces, «Питер», 2018.
- Мангалекторий — это проект, посвящённый практике, теории, истории и анализу японских комиксов манга http://mangalectory.ru/about .
- Цендровский О. Ю. Письма к самому себе»;
- # 29. То, что нас убивает, может сделать нас сильнее? https://podcasts.apple.com/ru/podcast/ %D0 %BF %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %8C %D0 %BC %D0 %B0- %D0 %BA- %D1 %81 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %BE %D0 %BC %D1 %83- %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %B1 %D0 %B5/id1504541331?i=1000469496520
- Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2008.
- Эльконин Б. Д. Психология развития: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008.
- Aizenstat S. Dream Tending: Awakening to the Healing Power of Dreams. USA: SpringJournal, 2011
- Eisner Will Comics and Sequential Art. USA: «Poorhousepress», 1985.
- International Companion Encyclopedia of Children’s Literature / Peter Hunt / Katia Pizzi / Emer O’Sullivan. USA-UK: «Taylor & Francis e-Library, Routledge», 2004.
- Rosembaum R. Manga and the Representation of Japanese History. UK: Routledge, 2015.