Одним из актуальных вопросов современной фоноскопической экспертизы является принадлежность записанного голоса к конкретному лицу. В статье рассматриваются способы идентификации, допускаемые в практике назначения экспертиз для проведения экспертного исследования.
Ключевые слова: идентификация личности, фонетический акцент, носитель языка, речевая акустика.
Большое количество судебных дел связаны с записанными образцами речи. Типичные случаи включают ложные звонки в службы экстренной помощи, непристойные звонки, мошеннические сделки по телефону или требования выкупа. В таких случаях полиция, и органы прокуратуры могут нуждаться в доказательствах того, что подозреваемый является говорящим на записи, и естественно обратиться к фонетикам или другим речевым ученым за экспертным заключением. Необходимость такой экспертизы может возникнуть в случае использования аудио- или видеозаписи в качестве доказательств в судебном процессе.
Наиболее распространенная задача при криминалистической идентификации говорящего по его фонетическому акценту, включает в себя сравнение одного или нескольких образцов неизвестного голоса с одним или несколькими образцами известного голоса. Часто неизвестный голос принадлежит лицу, предположительно совершившему преступление, а известный голос принадлежит подозреваемому. В этом случае и обвинение, и защита заинтересованы в том, чтобы иметь возможность сказать, были ли эти два образца взяты у одного и того же лица, и, таким образом, иметь возможность либо идентифицировать подозреваемого как преступника, либо снять с него подозрения. Чтобы определить, присутствует ли один и тот же голос в двух или более образцах речи, должна быть возможность различать образцы голоса одного и того же говорящего и образцы голосов разных говорящих.
Характеристики голоса говорящего и манера выражения могут имплицитно содержать богатый массив личной информации, в том числе подсказки к биометрической личности говорящего, его личности, физическим чертам, географическому происхождению, эмоциям, уровню опьянения и сонливости, возраст, пол и состояние здоровья. Также социально-экономический статус человека может быть отражен в определенных речевых оборотах [1, с. 2–3].
Значительный вклад в создание естественнонаучных основ современных методов фоноскопического исследования внесли многие видные ученые из различных областей науки и техники: Л. Ю. Тесленко, А. А. Пирогов, В. Н. Сорокин, И. Максимов, В. П. Морозов, С. А. Гельфанд, Р. Юссон, А. В. Оппенгейм, Р. В. Шафер и многие другие.
Л. Ю. Тесленко в своей работе писала: «Для получения фактических данных эксперты должны провести всестороннее исследование объектов, применить в своей деятельности все доступные им приемы и методы анализа, использовать все современные технические и программные средства» [2, с. 90].
Нельзя не согласиться с мнением автора. Прежде всего стоит подчеркнуть всестороннее исследование. Всесторонность — это максимальная полнота обхвата объекта исследования и готовность к проведению дополнительных исследований или принятию иных мер. Так как существуют и усовершенствуются различные программно-технические средства для изменения голоса, иные возможности для маскировки и искажения речевого сигнала, затрудняющие решение задач по идентификации диктора и диагностике, эксперту стоит подойти к этому внимательно.
Фоноскопическая экспертиза носит комплексный характер и требует участия не менее двух специалистов, обладающих специальными знаниями в области акустических исследований речи и лингвистики.
При записи цифровых фонограмм непосредственно в запоминающие устройства малогабаритных средств фиксации речевой информации необходимо подвергнуть проверке само записывающее устройство (цифровой диктофон, мобильный телефон и т. п.) [3, с. 170].
При копировании цифровых фонограмм не допускается изменение частоты дискретизации, сжатия, перекодирования и другие изменения формата аудиофайла [4, с. 20–21]
При задании вопросов о наличии монтажа и изменений фонограммы необходимо предоставить всю аппаратуру, с которой она была получена, включая внешние микрофоны и пульты дистанционного управления, а также информацию об условиях звукозаписи [5, с. 103].
Предметом фоноскопической экспертизы являются фактические данные, обстоятельства дела, устанавливаемые на основе специальных знаний в области исследований звука, условий, средств, материалов, следов звукозаписей, а также технологий закрепления указанной звуковой информации.
Предметами нашего исследования являются способы идентификации.
Целью работы является, применение некоторых способов установления принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) и установления состояния говорящего и характеристик звучащей речи.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
- Распознавание настроения и эмоций
- Вывод социально-экономического статуса
- Определение возраста и пола
- Определение нарушения голоса
- Классификаций акустических сцен и событий
Для решения поставленных задач были взяты, образцы разговора студентов (молодой девушки и парня, каждому по 20 лет), проживающих в общежитие, во время подготовки к сессии.
Во время распознавания настроения и эмоций, были замечены изменения дыхания, которое в свою очередь, влияют на процесс речеобразования. Кроме голосовых вариаций возможно обнаружение неречевых звуков, связанных с определенными эмоциональными состояниями, такими как плач, смех, вздохи. В данном случае это были вздохи. Анализируя записанный разговор, можно определить, есть ли спор или неловкое, напористое, дружелюбное настроение между говорящими. Некоторые из настроений и эмоций, которые можно распознать в голосовой записи, — это грусть, веселье, дружелюбие, разочарование и сарказм.
Определенные характеристики речи могут позволить понять социально-экономический статус человека. Например, в записи молодая девушка имела явное преимущество того, что её языковые способности, включая словарный запас, грамматическое развитие, сложность высказываний, продуктивный и рецептивный синтаксис, значительно различаются в отношении молодого человека. Поэтому людей из разных социально-экономических слоев часто можно отличить по «совершенно разным манерам речи». Помимо грамматики и словарного запаса, обнаружили межклассовые различия в разнообразии точек зрения, используемых в общении, и в использовании стилистических приемов.
При определении возраста и пола человека, например, пол может отражаться во времени начала голоса, артикуляции и длительности гласных, что обусловлено различными причинами, в том числе различиями в анатомии голосовых связок, размерами голосового тракта, уровнем гормонов и социофонетическими факторами. Также было замечено, что молодой парень использовал заметно меньше слов при разговоре, в отличие от девушки. Длительность гласных в женской речи было больше, чем в длительности в мужской речи. В конце фраз девушка обычно повышала голос, так что остается впечатление какой-то неуверенности, повышенной осторожности.
Для определения примерного возраста, запись была передана лицу незнакомому с людьми на записи. По выводам на записи были лица, в пределах 16 до 20 лет, точный ответ был не дан. Точно определить возраст невозможно. Только возрастную категорию. В период полового созревания голосовые связки утолщаются и удлиняются, гортань опускается, голосовой тракт удлиняется. У взрослых возрастные физиологические изменения продолжают систематически трансформировать параметры речи, такие как высота тона, формантные частоты, скорость речи и звуковое давление.
Благодаря показательным звукам, таким как кашель или чихание, и определенным параметрам речи, таким как громкость, грубость, охриплость и гнусавость, записи голоса могут содержать богатую информацию о состоянии здоровья говорящего. В данном случае это чихание молодого парня, что свидетельствуют о перенесенной или наступающей болезни.
Помимо человеческой речи, голосовые записи часто содержат некоторую форму окружающего шума. Анализируя фоновые звуки, можно распознать среду, в которой был записан аудиоряд, в том числе внутреннюю среду, внешнюю среду и виды транспорта. На голосовой записи это дом. Так же были звуки: тиканье часов, переворачивание страниц.
Значимые выводы можно сделать из человеческой речи и других звуков, обычно встречающихся в записанном аудио. Помимо лингвистического содержания записи голоса, модели словоупотребления говорящего, манера произношения и характеристики голоса могут имплицитно содержать информацию о настроении и эмоциях, социально-экономического статуса, возраста и пола, нарушения голоса, акустических сцен и событий и многое другое. Применив некоторые способы установления принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу и установив состояние говорящего и характеристик звучащей речи, можно сделать вывод, что это весьма трудные задачи, которые требуют весомый опят и знания. Несмотря на то, что существует обширный и растущий объем исследований, подтверждающих приведенное выше утверждение, следует признать, что многие из исследований, цитируемых в этой статье, получили результаты классификации в идеальных лабораторных условиях.
Литература:
- Сафронский, Г. Э. Судебная фоноскопическая экспертиза на стадии судебного разбирательства по уголовным делам / Г. Э. Сафронский. — Текст: непосредственный // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2012. — № 3. — С. 2–3.
- Тесленко, Л. Ю. Задачи и принципы фоноскопической экспертизы / Л. Ю. Тесленко. — Текст: непосредственный // Мнение ученых — С. 90.
- Сафронский, Г. Э. Судебная фоноскопическая экспертиза на стадии судебного разбирательства по уголовным делам / Г. Э. Сафронский. — Текст: непосредственный // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2012. — № 3. — С. 170.
- Галяшина, Е. И. К вопросу о достоверности криминалистической идентификации личности по цифровым фонограммам устной речи / Е. И. Галяшина. — Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 1. — С. 20–21.
- Трифонова, Н. А. Использование в раскрытии и расследовании преступлений специальных знаний в области фоноскопии / Н. А. Трифонова. — Текст: непосредственный // Сибирский юридический вестник. — Иркутск: Юридический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет», 2007. — С. 103.