В статье кратко описывается о том какое влияние несут нематериальные активы на стоимость предприятия.
Ключевые слова : нематериальные активы, нематериальные активы Луйкол, влияние активов на стоимость предприятия.
The article briefly describes the impact of intangible assets on the value of the enterprise.
Keywords : intangible assets, intangible assets Lukoil, the impact of assets on the value of the enterprise.
В наше время большинство предприятий желает поднять стоимость своей компании на рынке. Поднятие стоимости компании на рынке может говорить нам о том, что это предприятие имеет прирост в его собственном капитале посредством собственного капитала организации или объема продаж на рыночной площадке.
Нематериальные активы — это прежде всего те или иные объекты, которые используются для получения дохода на протяжении длительного времени, но не менее одного года. В настоящее время любая успешная организация включает в себя эффективное управление нематериальными активами. К наиболее ценному нематериальному активу можно отнести бренд организации. К примеру, бренд организации ««Лукойл»».
Ценность бренда устанавливается способностью приносить прибыль владельцу этой организации, например «Лукойл», посредством внедрения автомобильных заправочных станций, акций и нефтедобычи смогли сформировать аудиторию постоянных покупателей на тот или иной товар, это является инструментом повышения стоимости компании.
Бренд «Лукойл» — это коммуникатор, который связывает продавцов, товаров и покупателей, образ продукта организации, который отражает его уникальность и характеристики.
Бренд «Лукойл» показыается нам как элемент интеллектуальной собственности предприятия и может быть отнесен к классу маркетингового актива.
В нынешних условиях становится актуален вопрос о защите нематериальных активов. Защита актива бренда возникает после регистрации этого бренда. При регистрации мы абстрагируемся от незаконных использований третьими лицами, а также бренд работает как подтверждение уникальности при последующей продаже права на использования.
Чтобы объективно рассчитать рыночную стоимость организации «Лукойл» на использование бренда третьими лицами, нам необходимо провести оценку. Мы можем увидеть, что должно входить в основной оценочный спектр
Основные элементы оценки
– Роль бренда «Лукойл» (как влияет бренд на цену продукта)
– Расчет стоимости бренда «Лукойл» (генерируемые денежные доходы, а также прогнозируемые)
– Сила бренда «Лукойл» (Сюда можно включить риски, защищенность, конкурентоспособность)
Наличие нематериального актива говорит нам о возможности получения экономических выгод для организации, которые выражаются в снижении издержек компании, увеличении стоимости других активов, с которыми контактируют нематериальные активы. Нематериальные активы и гудвил «Лукойл» (Таблица 1):
Таблица 1
Нематериальные активы и гудвил Лукйол
Примечания |
31 декабря 2021 г. |
31 декабря 2020 г. |
|
Активы |
|||
Обработанные активы |
|||
Денежные средства |
6 |
677.482 |
343.832 |
Дебиторская задолженность под ожидаемые кред. убытки |
7 |
741.872 |
370.271 |
Прочие фин. активы |
12.289 |
8.350 |
|
Запасы |
8 |
467.960 |
426.536 |
Деб. Задолженности по налогам |
9 |
133.326 |
78.822 |
Прочие оборотные активы |
10 |
116.228 |
48.649 |
Итого оборотные активы |
2.149.157 |
1.276.460 |
|
Основные средства |
12 |
4.263.130 |
4.264.474 |
Инвестиции |
11 |
281.532 |
281.637 |
Прочие активы |
13 |
61.738 |
68.692 |
Активы по отложенному налогу |
28 |
22.842 |
16.298 |
Гудвил |
15 |
44.342 |
50.159 |
Прочие внеоборотные активы |
42.008 |
33.859 |
|
Итого внеоборотные активы |
4.715.592 |
4.715.119 |
|
Итого активы |
6.864.749 |
5.991.579 |
|
Чем больше нематериальных активов используется компаниями в отдельно взятой стране, тем меньше эта страна зависит от импорта и тем большие объемы инвестирования она привлекает.
Преимущества использования нематериальными активами на современном этапе (особенно это актуально в Отечественных компаниях в условиях современной нестабильной экономической ситуации)
– гарантия стабильности на внутреннем и внешнем рынке
– получение дополнительного дохода
– рост инвестиционной привлекательности
– получение кредитных средств по более низким процентным ставкам
– увеличение стоимости бизнеса
Нематериальные активы можно разделить на две группы: идентифицируемые в ходе производства и неидентифицируемые. К идентифицируемым нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности (ноу-хау, патенты на изобретения, авторские права), а также активы, которые влияют на выпускаемый компанией готовый продукт и используемые технологии.
К неидентифицируемым нематериальным активам следует отнести товарные знаки, клиентскую базу компании и ее репутацию, которые составляют маркетинговую стратегию компании, а также социальные факторы (трудовые договора работников, методики обучения персонала, методики управления).
Корпоративная репутация (гудвилл) относится к неидентифицируемым и не отделимым от предприятия нематериальным активом. По МСФО (№ 22 «Объединение компаний») корпоративная репутация определяется как разница между ценой предприятия и справедливой стоимостью всех его активов.
Достижение целей роста доходности компании невозможно без использования идентифицируемых нематериальных активов, таких как:
– эффективное производство (экономия на масштабах, использование продвинутых технологий, система контроля качества, эффективная система закупок и т. п.);
– интеллектуальные права (патенты, торговые знаки и т. п.);
– потребители (лояльность, доверие к бренду);
– повышенный спрос (выход на новые рынки);
– профессиональный менеджмент
Рыночная стоимость компании оценивается инвесторами и рынком, основываясь на основе публичных данных, раскрываемых компанией. Это, прежде всего финансовая отчетность, то есть финансовые результаты компании. Учитывает рынок в своих оценках и нефинансовые факторы, а также предыдущую динамику рыночной стоимости компании.
Руководство компании должно понимать, что эффективное использование нематериальных активов приводит к достижению устойчивых конкурентных преимуществ, и, таким образом, позволяет увеличить стоимость компании. Поэтому оценка и анализ стоимости конкретной компании (или группы компаний) должны учитывать не только фундаментальные характеристики компании, но и ее нематериальные активы.
Важно понимать, что увеличение стоимости компании определяет не самоценность нематериальных активов как активов вообще, а способность руководства компании эффективно использовать имеющиеся в распоряжении неосязаемые ресурсы. Ключом к этому должна стать количественная оценка влияния нематериальных активов на стоимость компании, а также последующее формирование алгоритма использования нематериальных активов, направленного на увеличение стоимости компании.
Нематериальные активы — дают возможность очень просто оптимизировать структуру актива предприятия и добиться увеличения текущих активов. Переоценка нематериальных активов помогает достичь результата по увеличению активов предприятия, но включает в себя последствия, связанные с необходимостью постоянной переоценки объекта.
Увеличение нематериальных активов способствует получением предприятием заемных средств.
Корпоративная репутация (Гудвил) — это формирующееся в сознании потребителей (целевых групп) в течение длительного времени коллективное мнение о компании, в основе которого лежит экспертная оценка основных аспектов ее деятельности — экономического, социального, экологического.
Миллионы компаний на сегодняшний день вкладывают большие суммы денег для построения доброго имени компании (гудвил) –это говорит о положительной репутации компании.
Нематериальные активы становятся предметом сделок по купле-продаже, играют значительную роль в деятельности хозяйствующих субъектов, что приводит к расширению рынка интеллектуальной собственности.
Интеллектуальные активы «Лукойл» с 2018 -2021 года на таблице 2.
Таблица 2
Интеллектуальные активы «Лукойл»
Показатели |
31.12.2018 |
31.12.2019 |
31.12.2020 |
31.09.2021 |
Нематериальные активы |
816 |
1722 |
2365 |
2601 |
Результаты исследований |
14 |
9 |
11 |
9 |
Нематериальные активы |
- |
- |
- |
- |
Итого |
832 |
1731 |
2376 |
2609 |
Справка |
||||
Баланс |
2.182.647 |
2.219.229 |
1.728.328 |
2.231.952 |
Доля ИС % |
0.04 |
0.08 |
0.14 |
0.12 |
Видно, что доля бухгалтерской, учтенной по РСБУ интеллектуальной собственности в балансе ««ЛУКОЙЛ»а» сравнительно мала, порядка 0,1 %, тогда как у аналогичных компаний, например «Роснефти» примерно 1 %.
В заключение хотелось бы сказать о том, что ресурсная база, высокие доходы и опыт покупки интеллектуального труда из Евросоюза –основана на накопление интеллектуальной собственности «Лукойл»а. Создание и выявление нематериальных активов становится все более эффективным механизмом для увеличения актива предприятия. Идет увеличение финансового результата.
Литература:
- Каширина М. В., Головина Е. Д. «Татнефть» — экономические показатели и проблемы группы компаний, Гуманитарные научные исследования. 2017. [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2017/04/23241.
- Каширина М. В., Сергеева С. А. Тенденции экономического развития и налогообложения при добыче нефти, Научно-практический журнал «Московский экономический журнал», № 2, 2017. -44с.
- Каширина М. В., Будкина Е. С. Актуальные вопросы налогообложения нефтяного сектора в России, Инновации и инвестиции, № 4, 2015 г. — М., с. 75–80.
- Каширина М. В., Палювина А. С. Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России, Налоги и налогообложение, научно-практический журнал, № 2, 2016 г. М. МГЮА им. Кутафина, с. 170–178.