В статье авторы приходят к выводу, что международная конкурентоспособность такой сложной отрасли, как инфраструктура, это способность конкретного инфраструктурного проекта соответствовать мировым стандартам эффективности, безопасности судов, осведомленности потребителей, но более важно иметь возможность решать проблемы и снижать риски конкретного инфраструктурного проекта. В понимании авторов международной конкурентоспособности международного инфраструктурного проекта инфраструктурному проекту разрешено иметь свои особые и индивидуальные проблемы и риски, но у него должны быть все возможности для их решения. Главная идея достижения надлежащего уровня международной конкурентоспособности это способность выработать, по крайней мере, некоторые первоначальные идеи решений этих рисков и проблем.
Ключевые слова: конкурентоспособность, мировая логистика, инфраструктура.
Введение
Сегодня инфраструктура оказывает значительное влияние на любую экономическую систему, в том числе и на российскую. Российская Федерация — это самая большая страна в мире, ее территория простирается от восточных границ Польши до северных границ Японии. Рельеф этой территории неоднороден, он включает в себя большое количество рек, озер, прудов, полей, долин, густых лесов и высоких гор. Эта огромная территория населена многоконфессиональным народом, и иногда довольно сложно организовать идеальную экономическую взаимосвязь внутри этой территории.
Эти трудности можно было бы смягчить и решить путем разработки конкурентоспособных инфраструктурных проектов. Именно поэтому инфраструктура сама по себе играет большую роль в экономике Российской Федерации, а хорошо развитые инфраструктурные проекты оказывают долгосрочное положительное влияние на всю экономическую систему. Что касается международных инфраструктурных проектов, то они оказывают влияние не только на национальную экономику, но и на внешнюю торговлю, глобальные производственно-сбытовые цепочки и международные репродуктивные анклавы.
Далее в этом исследовании мы определили актуальные, секторальные риски и проблемы для Северного морского пути. В качестве логического дополнения нашего исследования мы представили первоначальные идеи для рекомендаций по повышению конкурентоспособности Северного морского пути при помощи смягчения или решения указанных проблем.
1. Международная конкурентоспособность инфраструктурного проекта, современная сущность, особенности в транспортном секторе
Таблица 1
Определения конкурентоспособности по мнению разных авторов
Автор [год] |
Определение |
Altomonte et al. [2012] [16] |
Внешняя или международная конкурентоспособность — это способность обменивать товары и услуги, которые имеются в изобилии в стране, на товары и услуги, которых в этой стране недостаточно. |
Barker, Köhler [1998] [5] |
Конкурентоспособность страны — это степень, в которой она может производить товары или услуги, отвечающие требованиям международных рынков, в условиях свободного и справедливого рынка, одновременно сохраняя и увеличивая реальные доходы населения в долгосрочной перспективе. |
Bobba et al. [1971] [6] |
Конкурентоспособность — это способность стран, регионов и компаний генерировать богатство, что является предпосылкой для высокой заработной платы. |
European Commission [2001] [8] |
Конкурентоспособность нации — это способность экономики обеспечивать своему населению высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе. |
Flejterski [1984] [9] |
Конкурентоспособность — это способность сектора, отрасли или отрасли разрабатывать и продавать свою продукцию по ценам, качеству и другим характеристикам, которые являются более привлекательными, чем аналогичные характеристики продуктов, предлагаемых конкурентами. |
Krugman [1990, 1994] [2, 11] |
Если конкурентоспособность вообще имеет значение, то это просто еще один способ выразить производительность. Способность страны повысить свой уровень жизни почти полностью зависит от ее способности повышать свою производительность. Конкурентоспособность — это бессмысленное слово по отношению к национальной экономике. |
Porter [1990] [12] |
Единственной значимой концепцией конкурентоспособности на национальном уровне является национальная производительность. Конкурентоспособность — это способность экономики обеспечивать своим жителям растущий уровень жизни и высокую занятость на устойчивой основе. |
Scott, Lodge [1985] [3] |
Конкурентоспособность — это способность страны создавать, производить, распространять и/или обслуживать товары в международной торговле, получая при этом растущую отдачу от своих ресурсов. |
Tyson, D’Andrea [1992] [4] |
Конкурентоспособность — это наша способность производить товары и услуги, соответствующие критериям международной конкуренции, в то время как уровень жизни наших граждан постоянно растет и устойчив. |
WEF [Schwab, Sala-i-Martin 2013] [17] |
Конкурентоспособность — это совокупность институтов, политики и факторов, которые определяют уровень производительности в стране. |
WEF [1996] [7] |
Конкурентоспособность — это способность страны достигать стабильно высоких темпов роста ВВП на душу населения. |
OECD [1996] [10] |
Конкурентоспособность — это способность страны производить товары и услуги, которые могут быть обменены на мировом рынке в условиях свободной и справедливой рыночной экономики, сохраняя при этом и увеличивая реальные доходы своего населения. |
IMD [2000] [1] |
Конкурентоспособность — это способность стран создавать условия, в которых предприятия могут конкурировать. |
Источник: составлено автором |
|
В таблице 1 продемонстрированы разные точки зрения авторов на тему международной конкурентоспособности как отдельных стран, так и компаний. Разъясняя наш взгляд на значение международной конкурентоспособности для международного инфраструктурного проекта, мы считаем, что международная конкурентоспособность такой сложной отрасли, как инфраструктура, это способность конкретного инфраструктурного проекта соответствовать мировым стандартам эффективности, безопасности судов, осведомленности потребителей, но более важно иметь способность решать проблемы и смягчать риски конкретного инфраструктурного проекта. Мы хотели бы отметить, что в нашем понимании международной конкурентоспособности международного инфраструктурного проекта инфраструктурному проекту разрешено иметь свои особые и индивидуальные проблемы и риски, но у него должны быть все возможности для их решения. В современном мире каждый проект из любого сектора бизнеса имеет свои собственные проблемы и риски, которые связаны только с этим конкретным видом сектора, операциями, управлением, деятельностью государственных администраций, системой законодательства и климатическими условиями. Анализируя Северный морской путь, мы определили ряд проблем и рисков для него, что нормально для бизнеса. Но главная идея достижения соответствующего уровня международной конкурентоспособности это способность выработать, по крайней мере, некоторые первоначальные идеи решений этих рисков и проблем.
2. Анализ рисков и проблем Северного морского пути, и разработка их решения
Таблица 2
Актуальные отраслевые проблемы и риски для Северного морского пути
Риски и проблемы СМП |
Сегмент риска |
Описание рисков и проблем |
Решение проблемы |
Таймырский угольный проект [14] |
Грузовая база |
Неопределенность с ключевыми инвестиционными решениями (КИР) и проектным парком, риск нехватки грузовой базы |
Государственная поддержка таймырского угольного проекта, решение вопроса с флотом |
Экология [15] |
Транзитные перевозки |
Отказ международных компаний от использования СМП из-за экологических рисков проекта |
Перевод флота на более экологичное топливо |
Неопределенность с перевалочным хабом на Востоке (Владивосток/Сахалин/Камчатка/Чукотка) [13] |
Эффективность/ Конкурентоспособность |
Отсутствие временных и стоимостных ориентиров с точки зрения создания инфраструктуры, что приводит к невозможности рассчитать стабильную логистическую модель |
Определение местоположения перевалочного хаба на востоке Северного морского пути |
Отсутствие флота, пригодного для контейнерных перевозок по Северному Морскому Пути |
Транзитные перевозки |
Отказ международных контейнерных компаний работать на СМП |
Строительство собственного контейнерного флота и организация контейнерных линий |
Источник: составлено автором на основе [36, 37]
В таблице 2 представлены актуальные отраслевые проблемы и риски для проекта Северного морского пути, которые мы можем начать снижать в обозримом будущем. Это показывает, что первым отраслевым риском для Северного морского пути является неопределенность с ключевым инвестиционным решением и созданием флота для угольных проектов Таймыра, что приводит к дополнительному риску для дальнейшего развития и улучшения грузовой базы СМП. Это можно было бы смягчить за счет государственной поддержки таймырского угольного проекта и решения вопроса с флотом. Другим риском для Северного морского пути является экологическая повестка дня, которая может быть использована международными компаниями для отказа от операций на СМП из-за экологических рисков проекта. Экологический риск может быть снижен путем перевода автопарка на более экологичное топливо. Неопределенность с перевалочным хабом на Востоке также является риском для Северного морского пути из-за неустановленных временных и стоимостных ориентиров с точки зрения создания инфраструктуры, что впоследствии приводит к невозможности расчета стабильной логистической модели для судоходных компаний. Последним отраслевым риском для Северного морского пути является отсутствие флота, пригодного для контейнерных перевозок по СМП, поскольку международные контейнерные компании отказываются работать по СМП. Решением этой проблемы могло бы стать строительство российского контейнерного флота и организация контейнерных линий. В дополнение к отраслевым рискам, существуют также общие риски для Северного морского пути, которые могут негативно повлиять на эффективность проекта, безопасность судов и осведомленность потребителей.
Вывод
После всех этапов проведенного анализа ситуации в инфраструктурном и транспортном секторе, мы поняли что, сегодня Северный Морской Путь имеет различные риски и проблемы, это: проблемы с угольным проектом Таймыра; экологические риски; неопределенность с перевалочным хабом на востоке СМП; отсутствие флота, пригодного для контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Указанные риски и проблемы должны быть смягчены или решены, чтобы уменьшить их негативное влияние на международную конкурентоспособность Северного морского пути. Так что, чтобы повысить конкурентоспособность проекта, мы разработали наши рекомендации. Это: государственная поддержка проекта «Таймырский уголь», решение вопроса с флотом; перевод флота на более экологичное топливо; определение местоположения перевалочного узла на востоке Северного морского пути.; строительство собственного контейнерного флота и организация контейнерных линий. Мы считаем, что реализация вышеуказанных рекомендаций возможна в обозримом будущем и приведет к росту конкурентоспособности Северного морского пути. Реализация вышеуказанных рекомендаций в обозримом будущем позволит снизить негативное влияние рисков и проблем СМП.
Тем не менее, развитие и совершенствование Северного морского пути не может быть связано только с вышеуказанными рекомендациями. Рост его конкурентоспособности является темой разработки стратегии в рамках национальных геоэкономических горизонтов, где первым пунктом является продвижение всех участков Северного морского пути за счет внутренних проектов. Мы имеем в виду, что, во-первых, необходимо развивать Северный морской путь как маршрут доставки углеводородов и сырья, добываемых в Российской Арктике. Он будет играть роль фундаментальной основы всех операций на Северном морском пути. Затем, когда первоначальная цель будет достигнута, маршрут будет уверенно эксплуатироваться, сроки выполнения всех операций будут конкурентоспособными, а рентабельность положительной и стабильной, можно будет перейти к развитию транзита и последующему росту геокономического влияния России с помощью инструмента геологистики.
Литература:
- Garelli S. IMD. The World Competitiveness Yearbook 2000 / S. Garelli. — IMD, 2000. — 562 p.
- Krugman P. The Age of Diminished Expectations / P. Krugman. — Cambridge: The MIT Press, 1990. — 244 p.
- Scott B. R. US Competitiveness in the World Economy / B. R. Scott, G. C. Lodge. — New York: Mc-Graw Hill, 1985. — 552 p.
- Tyson L. Who's Bashing Whom? Trade Conflicts in High-Technology Industries / L. Tyson. — Washington: DC: Institute for International Economics, 1992. — 324 p.
- Barker T. Environmental Policy and Competitiveness. Environmental Policy Research / T. Barker, J. Köhler // International Competitiveness and Environmental Policies. — 1998. — pp. 1–12.
- Bobba F. Bericht über die Wettbewerbsfähigkeit der Europäischen / F. Bobba, W. Langer W., J. W. Pous // Analysis of the Global Competitiveness of the EU Countries. — Volume 2. — № 1. — 2020. — pp. 87–96.
- Bruce-Lockhart A. China’s $900 billion New Silk Road. What you need to know / A. Bruce-Lokhart // World Economic Forum. 26.01.2017 URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/06/china-new-silk-road-explainer (accessed: 15.11.2021).
- European Competitiveness Report 2001 / European Commission. — Brussels: DG for Enterprise and Industry, 2001. — 131 p.
- Flejterski S. Istota i mierzenie konkurencyjności międzynarodowej / S. Flejterski // Gospodarka Planowa. — № 9. — 1984. pp. 390–394.
- Hatzichronoglou T. Globalization and Competitiveness: Relevant Indicators / T. Hatzichronoglou // OECD Science, Technology and Industry. № 5. — 1995. 61 p.
- Krugman P. Competitiveness: A Dangerous Obsession / P. Krugman // Foreign Affairs. — № 73 (2). — 1994. pp. 28–44.
- Porter M. The Competitive Advantage of Nations / M. Porter // Harward Business Review. — № 2. — 1990. — pp. 71–91.
- Заявление Юрия Трутнева. Грузопоток. URL: https://t.me/gruz0potok/1791 (accessed 27.02.2022).
- Роман Троценко нашел партнера для строительства флота. Грузопоток. URL: https://t.me/gruz0potok/2906 (accessed 19.02.2022).
- Чем больше информации о перспективах контейнерного транзита по Севморпути, тем более туманными они выглядят. Грузопоток. URL: https://t.me/gruz0potok/1614 (accessed 27.02.2022).
- Altomonte C.. The Triggers of Competitiveness. The EFIGE Cross-Country Report / C. Altomonte, T. Aquilante T. G. I. P. Ottaviano // The Bruegel Blueprint Series. — 2012. — 67 p.
- World Economic Forum, Global Competitiveness Report. URL: https://www.weforum.org/ (accessed: 15.02.2022).