This article presents the most priority directions of cooperation between Russia and the USA in international security. The Russian-American interaction on upholding of strategic stability is considered. The importance of joint action in international informational security implementation is stressed.
Keywords : Russia, the USA, international security, intergovernmental cooperation, Russian-American relational, international informational security.
Взаимодействие России и США как одних из наиболее влиятельных государств мира на данный момент рассматривают как критически важный элемент системы международных отношений, несмотря на ограниченный характер их сотрудничества из-за напряженной международной обстановки. При нестабильности и переменчивости межгосударственных отношений этих двух стран на современном этапе все еще имеются возможности для их дальнейшего сотрудничества в области международной безопасности.
Исследователи говорят о том, что с началом политического кризиса в Украине можно говорить о новом этапе во взаимодействии РФ и Соединенных Штатов. При этом не все из них считают этот этап новой «холодной войной». [1]
В первую очередь в рамках российско-американского взаимодействия стоит рассмотреть тему ПРО и обеспечения стратегической стабильности. К сожалению, спустя двадцать лет после выхода США из договора ПРО ситуация все еще остается проблемной, поскольку до сих пор не существует юридически оформленного договора, который бы регулировал вопросы, касающиеся систем ПРО. [2]
Несмотря на выход из совместных договоров и то, что США много раз обвиняли Российскую Федерацию в несоблюдении международных соглашений, в ядерной доктрине Штатов говорится о том, что они стремятся обеспечить стабильные отношения с Россией. [3] К тому же, исходя из проведенных в последние годы переговоров и встреч главных лиц российской политической элиты, данная тема стратегической стабильности имеет если не центральное, то очень важное значение в российско-американских отношениях в области международной безопасности.
Сотрудничество в области международной информационной безопасности является одним из основных направлений отношений между Россией и США. Конечно, ввиду характера взаимоотношений двух стран, и в этой сфере имеются определенные противоречия, но нельзя отрицать и достигнутые успехи.
Опытным путем американские политические лидеры пришли к заключению, что кибербезопасность может быть обеспечена только путем сотрудничества органов власти, бизнеса, гражданского общества и международного сообщества. [4] Обеспечение информационной безопасности является одним из основных направлений внешней политики и в России, согласно Стратегии национальной безопасности РФ.
Главный приоритет сотрудничества России и США в области обеспечения международной информационной безопасности — это согласование позиций государств по данной теме, поиск взаимовыгодных путей взаимодействия в киберпространстве; так же необходимо нивелировать существующие между государствами противоречия и по возможности предотвратить эскалацию конфликта. [5]
Очевидно, не последнее по важности место в рамках российско-американского диалога по вопросам международной безопасности занимает обсуждение проекта двустороннего Договора о гарантиях безопасности, который в декабре 2021 года Россия направила Соединенным Штатам, после чего состоялся ряд консультаций, направленный на согласование условий Договора. В случае утверждения Соединенными Штатами условий договора НАТО лишится возможности расширения на восток и включения в члены организации стран, ранее входивших в состав СССР. Однако это не самые выгодные для них условия, в связи с чем подписание Договора затягивается. В результате 24 февраля началась специальная военная операция России в Украине (которая напрямую касается сути упомянутого Договора), что усложнило российско-американские отношения и еще больше отодвинуло срок достижения каких-либо договоренностей. [6]
Эксперты в области международной безопасности сейчас задаются вопросом о том, как будет реализовываться российско-американское сотрудничество в ближайшие годы и насколько большое значение оно будет иметь для всего международного сообщества в целом. Американский политолог Томас Грэм приходит к выводу о том, что сотрудничество России и США как одних из ключевых субъектов системы международных отношений продолжит во многом влиять на политику других стран мира, хоть и в его реализации будут наблюдаться определенные трудности. Обострение Украинского кризиса (следствием чего стали очередные санкции против России) из-за действий Российской Федерации сделало бóльшую часть возможностей для осуществления совместных инициатив, направленных на обеспечение международной безопасности, неосуществимой в новых реалиях. [1]
Несмотря ни на что, некоторые соглашения продолжают действовать, из которых одним из важнейших является Двусторонний договор между Россией и США о взаимном сокращении арсеналов развёрнутых стратегических ядерных вооружений (СНВ-III), в соответствии с положениями которого стороны должны поддерживать ограничения, касающиеся ядерного арсенала, в течение всего времени действия Договора. Включены в Договор и условия об обмене данными о действиях, касающихся ракет, и проверках соблюдения ограничительных мер, что значительно уменьшает вероятность нарушения обязанностей по Договору. Пусть Россия и США критиковали друг друга по поводу реализации положений Договора, обе страны подтверждают, что вторая сторона полностью соблюдает свои договорные обязательства. [7]
Таким образом, когда будет обеспечена возможность неограниченного санкциями и противоречиями сотрудничества по вопросам международной безопасности в рамках российско-американских межгосударственных отношений, наиболее внимание этих государств будет направлено на поиск взаимовыгодных условий Договора о гарантиях безопасности и продолжение работы по Договору СНВ-III и дальнейшему урегулированию проблемы ядерного вооружения. Еще одним поводом для проведения ряда переговоров станет необходимость окончательного решения конфликта с Украиной и урегулирования принадлежности Крыма с тем, чтобы не допустить новой эскалации.
Литература:
- Грэм, Т. Американо-российские отношения в новую эпоху / Грэм Т. — Текст: электронный // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2019. — № 1(589). — С. 76–89.
- Максимова Е. А. Коммуникативные доминанты российско-американских отношений в современных условиях / Максимова Е. А. — Текст: электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2016. — С. 67–76.
- Кузнецов, В. С. Политика России и США в области ядерных вооружений на современном этапе / Кузнецов В. С., Степанова Н. В. — Текст: электронный // Россия и Америка в XXI веке. — 2019. — № 4. — С. 14.
- Executive Order on Improving the Nation’s Cybersecurity. — [Электронныйресурс]. — 2021. — URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/05/12/executive-order-on-improving-the-nations-cybersecurity/ (датаобращения: 22.04.2021). — Текст: электронный.
- Шариков П. Российско-американские отношения в сфере информационной безопасности. — [Электронный ресурс]. — 2013. — URL: https://carnegie.ru/2013/11/01/ru-pub-63143 (дата обращения: 22.04.2022). — Текст: электронный.
- Проект Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности. — 2021. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/print/?id=1790818&lang=ru (дата обращения: 06.05.2022). — Текст: электронный.
- Договор СНВ-III. — 2011. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/translations/russian/договор-снв-iii/ (дата обращения: 06.05.2022). — Текст: электронный.