Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, М. Б. Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку / М. Б. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 445-450. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92164/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки к ВПР по русскому языку в начальной школе.

Ключевые слова: Всероссийская проверочная работа, ВПР, средний балл, умения, универсальные учебные действия, трудности.

Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения является одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку [7].

В современном школьном образовании помимо единого государственного экзамена (ЕГЭ) и общеобразовательного государственного экзамена (ОГЭ) появилась еще одна итоговая работа проверки знаний школьников в России — Всероссийская проверочная работа (ВПР).

ВПР — это комплексная работа проверки базовых знаний школьников за определенный период времени, посредством которой оценивается соответствие этих знаний федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) [2].

ВПР и ЕГЭ похожи тем, что оба мероприятия проводят проверку знаний школьников, но от ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все учащиеся, написавшие ВПР, не зависимо от результатов, продолжат учиться в тех же школах.

В чем отличие ВПР от обычной итоговой контрольной работы? Во-первых, задания по ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с ФГОС, а результаты учеников заносятся в информационную систему; во-вторых, дают возможность оценить личностные, индивидуальные достижения учащегося; в-третьих, позволяют осуществить диагностику предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями; в-четвертых, проводятся в один день по всей стране.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

Нами была проведена предварительная работа с 4 классом по подготовке к Всероссийской проверочной работе, построенная с учетом направленности оценки сформированности следующих УУД, указанных в документе «Описание контрольных измерительных материалов для проведения проверочной работы по русскому языку».

Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [5].

Для оценки качества сформированности УУД, которые проверяются благодаря Всероссийской проверочной работой по русскому языку, нами было проведено исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 города Ставрополя. Проверка и анализ работ обучающихся позволили выделить средний балл первичного оценивания по классу, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Средний балл по итогам первичного оценивания

Проверяемые требования (умения)

Максимальный балл

Средний балл по классу

Часть 1

1

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы

7

4,75

2

Умение распознавать однородные члены предложения

3

1,8

3

1) Умение распознавать главные члены предложения;

2) Умение распознавать части речи

4

2,9

Часть 2

4

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму

2

1

5

Умение классифицировать согласные звуки

1

0,65

6

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

2

0,6

7

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

3

0,9

8

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста

2

0,55

9

Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

1

0,5

10

Умение подбирать к слову близкие по значению слова

1

0,45

11

Умение классифицировать слова по составу

2

0,8

12

Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного

3

1,25

13

Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного

3

0,65

14

Умение распознавать глаголы в предложении

1

0,5

15

Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

3

0,55

Нами была проведена целенаправленная систематическая работа, которая заключалась в отработке наиболее трудных для обучающихся заданий, проверяющих умения находить безударные гласные и проверочные слова к ним, выделять однородные члены предложения, умение работать с текстом (составлять план, определять основную мысль текста).

Необходимо обратить внимание, что задания ВПР по русскому языку разбиты на две части: первая часть — с первого по третье задание, вторая часть — с четвертого по пятнадцатое задание.

При подготовке к диктанту, это является первым и самым весомым заданием, ведь за него дают самое большое количество баллов — семь, большая часть времени уделялась работе над ошибками, поскольку именно в этом задании было допущено наибольшее количество ошибок, недочетов и помарок. Была проведена работа по повторению таких тем, как безударная гласная в корне слова, удвоенная согласная, мягкий знак на конце слова после шипящих и др.

Средний балл по заданию 1

Рис. 1. Средний балл по заданию 1

Данная работа помогла улучшить результаты, которые представлены в виде диаграммы 1, на ней наглядно видно, что показатель среднего балла по классу за данный вид работы увеличился в 1,2 раза.

При проработке второго и третьего задания были использованы художественные тексты русской и зарубежной литературы, представленные как в школьной программе, так и в списке внеклассного чтения, так как там можно найти в большом количестве предложения с однородными членами. Также стоит указать, что эти предложения были выписаны учащимися и указаны части речи, которые им известны.

Средний балл по заданию 2 и 3

Рис. 2. Средний балл по заданию 2 и 3

По данным диаграммы 2 можно увидеть, что средний балл работы по классу улучшился в 1,4 раза по выполнению задания 2 и в 1,15 раз при работе с заданием 3.

Во второй части ВПР происходит проверка читательской компетентности, поскольку из двенадцати предложенных заданий большая часть, а именно девять, относится к работе с текстом.

Четвертое задание показало, что дети прекрасно справляются с расстановкой ударения. Но этот результат тоже улучшился благодаря работе со словарем ударений, которую необходимо проводить на постоянной основе. После проведенной работы результат улучшился на 0,2 раза, что показано на диаграмме 3.

Средний балл по заданию 4

Рис. 3. Средний балл по заданию 4

По результатам анализа работ мы определили, что наиболее трудными заданиями являются с шестого по девятое, в которых проверяются умения определять главную мысль текста, составлять план и задавать вопросы по содержанию прочитанного. Здесь была проведена усиленная работа с литературными произведениями современных писателей, которые не входят в программу школьного чтения, учащиеся составляли план каждого рассказа и учились задавать вопросы. Данная работа привела к улучшению показателя, который представлена на диаграмме 4.

Средний балл по заданиям 6, 7, 8 и 9

Рис. 4. Средний балл по заданиям 6, 7, 8 и 9

Далее затруднительным моментом являлись задания с одиннадцатого по четырнадцатое, в которых требуется умение определять состав слова, классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. С детьми были проработаны эти темы с помощью учебника и проведены игровые формы работ по запоминанию грамматических признаков частей речи. Эта работа повлияла на улучшения показателя среднего балла по классу (диаграмма 5).

Средний балл по заданиям 11, 12, 13 и 14

Рис. 5. Средний балл по заданиям 11, 12, 13 и 14

Наибольшие трудности вызвало в пятнадцатое задание — дать письменный ответ на то, как учащиеся понимают ту или иную поговорку и указать ситуацию, в которой будет уместно ее употребить. Здесь очень помогла работа по написанию этих поговорок с проговариванием их смысла, дети приводили примеры из своей жизни и также записывали их. Можно назвать это неким словарем поговорок. Такая работа заинтересовала учащихся, что положительно повлияло на увеличение среднего балла в 2,27 раза (диаграмма 6).

Средний балл по заданию 15

Рис. 6. Средний балл по заданию 15

После проведения корректировочных работ, в ходе которых учащимся разъяснялись их ошибки, недочеты, а также проходила дополнительная подготовка к написанию ВПР, можно было сделать анализ, который показал улучшения, представленные на диаграмме 7. Данные представлены виде среднего балла.

Средний балл на начало и конец работы

Рис. 7. Средний балл на начало и конец работы

Таким образом, по данным проведенной работы можно сказать, что подготовка школьников к ВПР является неотъемлемой частью работы с ними. Чем качественнее будет проведена подготовительная работа, тем успешнее будут показатели на Всероссийской проверочной работе. Мы убедились, что проведенная систематическая целенаправленная работа на подготовку к каждому заданию сыграла немалую роль для улучшения каждого показателя и положительную динамику в целом.

Литература:

  1. ВПР. — Текст: электронный // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. — URL: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/ (дата обращения: 13.05.2022).
  2. Всероссийские проверочные работы. — Текст: электронный // Департамент образования и науки города Москвы: [сайт]. — URL: https://www.mos.ru/donm/function/activities/vserossiiskie-proverochnye-raboty/ (дата обращения: 13.05.2022).
  3. Всероссийские проверочные работы: что это и как подготовиться. — Текст: электронный // Фоксфорд. Домашняя школа: [сайт]. — URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/vpr (дата обращения: 13.05.2022).
  4. Комиссарова, Л. Ю. Русский язык. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. 25 вариантов. ФГОС / Л. Ю. Комиссарова. — Москва: Экзамен, 2021. — 72 c. — Текст: непосредственный.
  5. Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году проверочной работы по русскому языку. — Текст: электронный // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. — URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ВПР %202021/VPR_RU-4_Opisanie_2021.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
  6. Шихалеева, Д. Н. Изучение психологической готовности младших школьников к выполнению различных видов учебной работы / Д. Н. Шихалеева. — Текст: электронный // Старт в науке: [сайт]. — URL: https://school-science.ru/4/8/1380 (дата обращения: 13.05.2022).
  7. ФГОС Начальное общее образование. — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 20.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): умение, Всероссийская проверочная работа, задание, русский язык, балл, письменная форма, работа, значение слова, норма построения предложения, часть речи.


Похожие статьи

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе

В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области

В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Сложности в работе учителя биологии при разработке рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программыпо биологии.

Похожие статьи

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе

В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области

В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Сложности в работе учителя биологии при разработке рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программыпо биологии.

Задать вопрос