Само по себе предпринимательство в России, несмотря на тридцатилетнее существование, и сегодня остается относительно молодым институтом экономики. Поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне по-прежнему актуальна и необходима.
Начавшаяся в конце 2019 года пандемия коронавируса соответствующим образом отразилась на экономических процессах внутри стран мирового сообщества: высокая смертность населения, введенные по медицинским показаниям ограничения и многое другое нашли свое негативное воплощение и в бизнес-процессах.
Современные реалии, в которых сейчас находится все мировое сообщество, делают экономику большинства стран уязвимой. Наиболее чувствительной частью бизнеса в России к происходящим переменам является малое и среднее предпринимательство.
В условиях экономических санкций Российской Федерацией предпринимается ряд мер, направленных на поддержку предпринимательства.
Так, 11 марта 2022 года вступил в законную силу Указ Президента России В. В. Путина от 02.03.2022 г. № 83 «О принятии мер по обеспечению ускоренных мер развития IT-отрасли».
В марте 2022 года Правительством Российской Федерации объявлены антикризисные программы льготного кредитования малого и среднего предпринимательства, благодаря которым предприятия смогут получить оборотные кредиты сроком до одного года, а инвестиционные кредиты на срок до 3-х лет.
Льготный кредит (или рефинансирование ранее полученного) малым предприятиям предоставят по ставке не выше 15 % годовых, а средним предприятиям — не выше 13,5 %. Программа будет действовать до 30 декабря 2022 года.
Условия по инвестиционным кредитам для малого и среднего предпринимательства будут рассчитываться по ставкам, аналогичным оборотному кредитованию.Бюджетное финансирование по программам государственной поддержки составляет 675 млрд руб.
Также Правительством РФ был одобрен ряд новаций в сфере налогового и таможенного регулирования для поддержки бизнеса и населения в условиях экономических санкций [12].
В налоговой сфере предусмотрено снижение налоговой нагрузки для граждан в части налогообложения процентных доходов по вкладам, транспортного налога, а также стимулирования отдельных отраслей экономики, в частности:
— Для организаций IT-отрасли на 2022–2024 годы устанавливается ставка налога на прибыль организаций в размере 0 %.
— В рамках поддержки туриндустрии и гостиничного бизнеса сроком на 5 лет устанавливается ставка 0 % по НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
— Также на 20 последовательных налоговых периодов устанавливается нулевая ставка НДС на услуги по предоставлению в аренду и пользованию, объектов туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 года и включенного в соответствующий реестр.
— Для организаций предусматривается отказ от применения в 2022 и 2023 годах нормы о повышенном размере пени при просрочке исполнения обязанности по уплате налога.
— Фиксируется по состоянию на 1 февраля 2022 года курс иностранной валюты для расчета «тонкой капитализации».
— Предоставляется право перейти на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли.
— Расширяется «безопасный» интервал для учета в расходах процентов по долговым обязательствам.
— По налогу на имущество организаций для расчета налоговых обязательств в 2023 году кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована на уровне 1 января 2022 года.
В сфере таможенного регулирования предусмотрено упрощение ввоза товаров в Россию и на таможенную территорию Евразийского экономического союза для поддержки участников внешнеэкономической деятельности [1] :
— на 6 лет предоставляется право ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок;
— исключается необходимость предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов для участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность менее года;
— участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождаются от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы;
— от девяти до восемнадцати месяцев увеличивается срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированного алкоголя, такие правила будут действовать до 31 мая 2024 года;
— до 31 декабря 2023 года отменяется требование об отсутствии задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок.
Помимо этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 года № 308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств» установлена отсрочка для предприятий бизнеса по исполнению обязательств, по просубсидированным проектам.
Принятая мера затрагивает соглашения, сроки исполнения обязательств по которым истекают после 23 февраля 2022 года. Указанным постановлением Правительства Российской Федерации продлены сроки достижения результатов по таким соглашениям до 12 месяцев, таким образом, бизнесу не нужно будет возвращать субсидию или платить штраф по следующим некоторым программам:
«Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»;
«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»;
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»;
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Отдельное внимание государством уделено молодым предпринимателям: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 года № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на финансирование перспективных компаний разной направленности в 2022 году выделено более 2,1 млрд руб. Указанное постановление предусматривает выделение грантов как индивидуальным предпринимателям, так и учредителям предприятий в возрасте до 25 лет.
Кроме того, до конца текущего года Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий на проведение плановых проверок.
Плановые проверки останутся только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
Внеплановые контрольные мероприятия возможны только по поручению Президента и Правительства Российской Федерации, а также в исключительных случаях: при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие мероприятия требуют согласования с органами прокуратуры Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации было принято постановление «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362» [6], предусматривающее получение работодателями субсидий за трудоустройство молодежи.
Анализируя изложенное, следует вывод о том, что в целях стабилизации экономики в условиях санкций Российской Федерацией предприняты определенные меры в виде издания законодательных нормативных правовых актов, послабляющих налоговый и таможенный режимы, а также особое внимание уделено области предпринимательства в сфере IT-технологий. Помимо нормативного регулирования, государство осуществило финансирование малого и среднего бизнеса в рамках господдержки и стимулирования предпринимательства в целом.
Однако стоит отметить то обстоятельство, что несмотря зафиксированный по состоянию на 1 февраля 2022 года курс иностранной валюты, нельзя исключить вероятность вхождения государства в глубокий экономический кризис, то есть уверенности в достаточном выделении бюджетных средств для развития и помощи малому и среднему предпринимательству нет.
Одним из проявлений масштабного экономического кризиса является дефолт [2] , риск объявления которого в России достаточно велик в силу состоявшейся девальвации [3] . Принимая во внимание сложившуюся на текущий момент ситуацию в России, а также и во всем мировом сообществе в целом, имеющиеся санкции и прочие негативные явления XXI века, очевидно, что предпринятых органами государственной власти мер по стабилизации экономики России и поддержке малого и среднего предпринимательства недостаточно.
В пользу этого свидетельствует рост цен на продукты, лекарства и прочего, обусловленный, по мнению экономистов, подорожанием логистических процессов, упаковочной продукции и прочими объективными факторами. Так, например, по состоянию на 25 марта 2022 года годовая инфляция в России составляет 15,6 % годовых [13]. Такой показатель свидетельствует не только об экономическом кризисе, но и о недостаточности бюджетного финансирования российского предпринимательства, поскольку выделенные государством денежные средства на поддержку бизнеса уже частично девальвированы.
Одним из решений возникающих проблем в развитии и удержании «на плаву» предприятий малого и среднего бизнеса могло бы стать внесение поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации [4] в виде внесения отдельного, самостоятельного пункта, регламентирующего бюджетное финансирование российского предпринимательства в контексте оказания поддержки бизнеса с зафиксированной в процентном отношении долей от суммы утвержденного государственного бюджета.
Возможно, в таком случае оказываемая поддержка государства без адресации к действующим госпрограммам, которые носят временный характер, станет более ощутимой, что позволит не только удерживать на должном уровне предпринимательство, но и станет серьезным подспорьем в его дальнейшем развитии.
Литература:
- Конституция Российской Федерации — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с внесением поправок от 01.07.2020 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства»
- Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209
- Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс»
- Указ Президента Российской Федерации «О принятии мер по обеспечению ускоренных мер развития IT-отрасли» от 02.03.2022 г.№ 83
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 398 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 года № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г.№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 года № 308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств»
- Интернет-ресурс «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
- Интернет-ресурс «Гарант» https://base.garant.ru/
- https://minfin.gov.ru/ru/press-center/
- https://www.rbc.ru/economics/
[1] Далее – ВЭД.
[2] Дефолт — это невыполнение государством своих долговых обязательств (прим. автора).
[3] Девальвация — буквально обесценивание национальной валюты по отношению к валюте других государств (прим. автора).