This article examines the essence and concept of administrative detention, as well as identifies several urgent problems that are currently present in this area.
Keywords: misdemeanor, offense, administrative detention, police, Code of Administrative Offenses, internal affairs bodies.
В ходе осуществления правопорядка, органы внутренних дел используют в своей деятельности меры административного воздействия, используемые для предупреждения, пресечения, выявления, привлечения виновных лиц к соответствующей ответственности.
От того, на сколько правильно будут применяться меры, зависит решение задач по осуществлению правопорядка, укреплению законности и осуществление прав и интересов каждого гражданина.
Под административным задержанием понимается процессуальное действие, в процессе которого у граждан начинает возникать взаимодействие с правоохранительными органами [1].
Среди мер, которые осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, является именно административное задержание, информация о котором установлена в Кодексе об административных правонарушениях и Федеральном законе «О полиции».
Актуальность нашей работы состоит в том, что сегодня при осуществлении административного задержания возникают некоторые проблемы, которые связаны с его обеспечением.
Обращаясь к положениям КоАП РФ, мы можем сказать, что под административным задержанием понимается кратковременное ограничение свободы у физического лица. Такое ограничение может применяться только в тех случаях, когда возникает необходимость в обеспечении рассмотрения дела об административном правонарушении. Помимо этого, следует соблюдать такие факторы, как:
– место;
– сроки;
– соблюдение порядка административного задержания.
Изучая же ФЗ «О полиции», мы можем отметить, что в данном документе отсутствует понятие административного задержания, однако присутствует перечень оснований, в соответствии с которым предстаёт возможным задержать лицо [2]. Также, следует отметить, что данный нормативно-правовой акт указывает на то, что административное задержание является одной из мер, используемых в производстве по делам об административных правонарушениях.
М. Ю. Филь [3] в одном из своих исследований указал, что административное задержание относится к мере административного принуждения, как и другие виды задержания. Мы считаем, что приравнивать административное задержание к другим видам, установленным в ФЗ «О полиции», совершенно нельзя. Наше мнение разделяют такие правовые учёные, как К. В. Смирнова, Р. А. Изаксон и некоторые другие.
Осуществлять административное задержание можно лишь только при соблюдении нормативно установленных условий. Как мы говорили раннее, данная мера по своей сути является исключительной, она применяется для того, чтобы:
– установить личность, совершившее правонарушение;
– своевременно рассмотреть дело об административном правонарушении.
К административному правонарушению можно отнести и курение в общественных местах, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и многое другое, но в нашем случае следует определить, что будет относиться именно к исключительным случаям.
Под таким, например, понимаются случаи, когда сотрудник полиции видит возможность в том, что правонарушитель может совершить побег или сотрудник полиции видит, что лицо не собирается прекращать совершение правонарушения.
Так, Петрозаводским районным судом Республики Карелии было вынесено постановление [5], в котором указывалось, что в связи с неповиновением законному требованию лица сотрудников полиции в связи с выполнением им задач по охране общественного порядка, не прекратил осуществление им противоправного действия, что стало поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ.
В связи с тем, что лицо воспрепятствовало осуществлению обязанностей сотрудником полиции и не прекратил осуществлять правонарушение, суд вынес решение, в соответствии с которым правонарушителю нужно было выплатить штраф в размере 500 рублей.
Данный пример показывает один из вариантов исключительных случаев — продолжение совершение административного нарушения путём неповиновения требованиям сотрудника полиции.
Следует отметит и некоторые проблемы, возникающие в ходе обеспечения правового регулирования административного задержания.
Первую проблему, которую хочется затронуть в данной работе, является отсутствие перечня лиц, в отношении которых невозможно применить административное задержание. Из-за данного пробела в законодательстве, у сотрудников полиции образовываются проблемы в ходе осуществления административного задержания.
К следующей проблеме следует отнести сроки административного задержания. В соответствии со статьей 27.5 КоАП РФ общий срок задержания составляет не более трех часов, в исключительных случаях срок административного задержания может составлять 48 часов.
Действующее законодательство устанавливает, что лицо считается задержанным с того момента, когда его доставят в служебное помещение территориального ОВД. При этом, изучая нормативно-правовые акты, следует отметить, что в них установлен разный срок административного задержания. Рассмотрим их далее.
Так, в ФЗ «О полиции» срок административного задержания составляет не более 48 часов. В Уголовно-процессуальном Кодексе также установлено не более 48 часов, но имеется возможность его продления на 72 часа в судебном порядке.
Далее, в КоАП РФ установлено, что срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления лица в территориальный орган внутренних дел, в ФЗ «О полиции» и УПК РФ срок начинает исчисляться с момента фактического его ограничения свободы.
Имеется также проблема, связанная с исчислением срока задержания лица, находящегося в нетрезвом состоянии. Следует отметить, что данный случай также будет являться исключительным.
Действующее законодательство трактует, что в таком случае полицейский должен разъяснить лицу его права и обязанности, хотя, гражданин, будучи в нетрезвом состоянии не всегда может воспринимать информацию, которую ему излагают. Поэтому, первоначально лицо следует отвезти в вытрезвитель, после вытрезвления уже можно разъяснять ему его права и обязанности и установить обстоятельства совершенного правонарушения.
Ещё одной проблемой является несоответствие нормативно-правовых актов в отношении лиц, к которым не применяется административное задержание.
В ФЗ «О полиции» указано, что административное задержание можно применить в отношении военнослужащего только в том случае, если он подозревается в совершении преступления, КоАП РФ же устанавливает в части 4 статьи 27.3, что помимо задержания следует в срочном порядке сообщить в военную прокуратуру Вооружённых Сил РФ или соответствующую воинскую часть [4].
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, следует сделать следующий вывод.
Под административным задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица. В нашей работе мы сделали акцент на имеющиеся актуальные проблемы, которые мешают действовать институту административного задержания в полной мере.
На данный момент имеются некоторые противоречия и неопределённости, которые требуют детализации и устранения. Мы считаем, что необходимо устранить все имеющиеся противоречия, содержащиеся в ФЗ «О полиции» и КоАП РФ, следует установить перечень лиц, которых нельзя подвергать административному задержанию.
В КоАП РФ должны быть внесены уточнения по поводу административного задержания военнослужащих и лиц, которые проходят военную службу, а также следует установить права и обязанности задержанных лиц.
Литература:
- Светличная Т. Б. Проблемы правового регулирования административного задержания как меры административно-процессуального принуждения // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-administrativnogo-zaderzhaniya-kak-mery-administrativno-protsessualnogo-prinuzhdeniya (дата обращения: 20.05.2022).
- Саида Н. К. Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Закон и право. 2021. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-zaderzhanie-kak-mera-obespecheniya-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 23.05.2022).
- Филь М. Ю. К вопросу об особенностях применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел: Сб. ст. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 2018. С. 213.
- Изаксон P. A., Смирнова К. В. Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Науч. дайджест Восточно-Сибирского ин-та МВД России. Иркутск, 2019. № 2 (2). С. 101.
- Постановление Петразаводского городского суда Республики Карелии № 5–1125/2020 от 12 сентября 2020 г. // https://sudact.ru/ (дата обращения: 23.05.2022).