Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Попков, А. Ю. Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. Ю. Попков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 157-162. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92184/ (дата обращения: 18.12.2024).



Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты жизнедеятельности подростка нарушены, то нельзя говорить о гармоничном развитии его личности. Следует проводить работу по коррекции взаимоотношений подростка с членами семьи. Именно эта концепция легла в основу данного исследования и отражается в разработанных рекомендациях по развитию жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Грамотно организованная работа специалистов позволит создать поддерживающее социальное окружение, в результате чего подросток сможет продолжать нормальную жизнь без постоянной потребности в сопровождении специалистов.

Ключевые слова: жизнестойкость, развитие ребенка, социальное окружение, взаимоотношения, семья, жизнестойкость подростков, трудная жизненная ситуация, психоэмоциональное развитие подростка.

The study is devoted to the specifics of the development of resilience in adolescents from families in difficult life situations. The psychoemotional development of a child depends on the family in which he grows up, on the relationship with his parents. If these aspects of a teenager's life are violated, then it is impossible to talk about the harmonious development of his personality. Work should be carried out to correct the relationship of a teenager with family members. It is this concept that formed the basis of this study and is reflected in the developed recommendations for the development of resilience in adolescents from families in difficult life situations. Well-organized work of specialists will allow creating a supportive social environment, as a result of which the teenager will be able to continue a normal life without the constant need to be accompanied by specialists.

Keywords: resilience, child development, social environment, relationships, family, resilience of adolescents, difficult life situation, psycho-emotional development of a teenager.

Каждый возрастной период предполагает наличие определенных личностных качеств, среди которых уверенность, решительность, выносливость, мобильность и гибкость. Из перечисленных качеств складывается термин «жизнестойкость».

Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Развитие жизнестойкости решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком, и основные её компоненты развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте. При хорошем уровне развития они позволяют легко справляться с различными трудными ситуациями, однако частые сложности могут привести к иссечению этих ресурсов. Именно поэтому государственная политика Российской Федерации одной из целей воспитания и развития ставит создание условий для сбережения и развития здоровья подрастающего поколения и формирование у них жизнестойкости как личностной характеристики.

Трудные жизненные ситуации

Рис. 1. Трудные жизненные ситуации

Семья

Рис. 2. Семья

Цель исследования — выявить специфику жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объект исследования — жизнестойкость подростков, как личностная характеристика.

Предмет исследования — специфика жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что показатели жизнестойкости лучше развиты у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. рис. 1), чем у подростков из (условно) благополучных семей (см. рис. 2).

Частная гипотеза исследования заключается в том, что между составляющими жизнестойкости есть определенная взаимосвязь.

Результаты работы позволят выявить различия в проявлении показателей жизнестойкости у подростков из разных семей, а также у юношей и девушек из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты пополнят информацию о жизнестойкости как психологическом феномене и личностной характеристике подростков, о связи проявления у подростков показателей жизнестойкости и типом семьи, в которой они растут.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования лягут в основу разработки практических рекомендаций по развитию жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Обзор литературы

М. А. Одинцова проанализировала различные жизненные ситуаций, которые влияют на развитие жизнестойкости, проследила взаимосвязь между ситуацией, поведением и характеристиками личности, предложила способы преобразования ситуации в выгодном для человека ключе [3]. М. В. Пелихова, исследуя жизнестойкость у подростков 14–16 лет, пришла к выводу о том, что жизнестойкость лучше развита у подростков с высокой самооценкой и уровнем притязаний. Автор также сравнила уровень развития жизнестойкости у парней и девушек, подтвердив наличие различий [4]. Д. А. Циринг выявил, что жизнестойкость развивается лучше у самостоятельных подростков, поскольку их интеллектуальная и мыслительная деятельность лучше активирована [5]. Е. В. Даутова и Е. О. Мазурчук исследовали жизнестойкость подростков как фактор успешного преодоления жизненных ситуаций [1]. М. Б. Калашникова и Е. В. Никитина доказали важность развития жизнестойкости у современных подростков [2].

Методология

Настоящее эмпирическое исследование было направлено на сбор и анализ первичных данных испытуемых. В исследовании приняли участие 40 подростков среднего школьного возраста 12–15 лет, проживающих в семьях.

Выборка состояла из 2 групп:

1 группа — подростки из обычных семей в количестве 20 человек, из них 8 юношей и 12 девушек.

2 группа — подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в количестве 20 человек, из них 6 юношей и 14 девушек.

Исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе были поставлены цели и задачи эмпирического исследования, подобраны и изучены методики диагностики, методы математико-статистической обработки данных и составлен план реализации исследования.

Проанализировав научно-практическую литературу, для проведения исследования были выбраны следующие методики:

а) «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); В рамках методики под жизнестойкостью понимается система убеждений личности о себе, окружающей действительности и отношениях с ней. В структуру жизнестойкости входят три компонента

б) «Методика диагностики самооценки личности» Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); Методика направлена на диагностику уровня самооценки через самооценивание респондентами составляющих самооценки: здоровья, способностей, характера, авторитет сверстников, умелость рук, внешность и уверенность в себе.

в) «Способы совладающего поведения» (копингтест) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Данная методика является первой стандартизированной методикой диагностики копинга и направлена на исследование копинг-механизмов и способов преодоления трудностей.

На этапе реализации были проведены и проанализированы методики диагностики. Для выявления различий между показателями подростков из семей в трудной жизненной ситуации и подростков из благополучных семей использовался U-критерий Манна-Уитни; для выявления взаимосвязи составляющих жизнестойкости использовался математико-статистический метод — коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

На заключительном этапе были разработаны рекомендации по развитию жизнестойкости у подростков.

Результаты

Сравнение результатов диагностики уровня жизнестойкости подростков по методике Тест жизнестойкости (в модификации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой), представлены на рис. 1.

Сравнение результатов диагностики уровня жизнестойкости подростков

Рис. 1. Сравнение результатов диагностики уровня жизнестойкости подростков

Так, для подростков из благополучных семей характерен средний уровень по всем шкалам, в то время как для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — высокий уровень вовлеченности и низкий уровень готовности рисковать. Несмотря на то, что для обеих групп подростков характерен средний уровень жизнестойкости, показатель значительно выше у подростков второй группы. Это говорит о том, что подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, более устойчивы, выносливы, лучше переживают стрессовые ситуации.

Сравнение результатов диагностики уровня притязаний и самооценки подростков по Методике диагностики самооценки личности Дембо — Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), представлены в табл. 2.

Сравнение результатов диагностики уровня притязаний и самооценки подростков

Рис. 2. Сравнение результатов диагностики уровня притязаний и самооценки подростков

Так для подростков из благополучных семей характерен средний уровень притязаний и высокий уровень самооценки, а для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации — высокий уровень притязаний и средний уровень самооценки. Другими словами, подростки из благополучных семей ставят перед собой меньшие требования, с которыми легче справится, что влечет лучшую самооценку, в то время как подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наоборот, ставят перед собой большие цели, с которыми сложнее справится, что отражается на их самооценке.

Сравнение результатов диагностики преобладающих копинг-стратегий у подростков по методике «Способы совладающего поведения» (копинг-тест) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана), представлены в табл. 3.

Сравнение результатов диагностики преобладающих копинг-стратегий у подростков

Рис. 3. Сравнение результатов диагностики преобладающих копинг-стратегий у подростков

Из этого следует, что наиболее характерными для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются стратегии «принятие решения проблемы», «принятие ответственности» и «положительная переоценка». Другими словами, подростки стремятся к решению проблемы путем тщательного анализа и планирования, поиску в ней благоприятных исходов и готовы принять ответственность за результаты своих действий.

Таким образом, между двумя исследуемыми группами были выявлены различия в показателях жизнестойкости подростков в зависимости от характера семьи, в которых они воспитываются.

Для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, характерна вовлеченность и контроль за происходящим, неготовность рисковать, устойчивость и выносливость в стрессовой ситуации, достаточно высокий уровень притязаний, реалистична самооценка с направленностью к ее занижению, вспыльчивость и импульсивность, независимость от социального одобрения и поддержки, готовность нести ответственность за свои действия и тщательный анализ проблемной ситуации с выбором стратегии ее решения. Сравнение средних подтвердило наличие значимых различий почти между всеми показателями жизнестойкости, а корреляционный анализ показал, что уровень жизнестойкости в большинстве случаев зависит от степени вовлеченности в происходящее, контроля событий, готовности рисковать, уровня притязаний и самооценки.

Заключение

Эмпирическое исследование было посвящено выявлению уровня развитости жизнестойкости, ее компонентов и ее зависимости от сопряженных психологических особенностей личности подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через сравнение с показателями подростков из благополучных семей.

Анализ результатов показал, что подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, более устойчивы, выносливы, лучше переживают стрессовые ситуации. Подростки из благополучных семей ставят перед собой меньшие требования, с которыми легче справится, что влечет лучшую самооценку, в то время как подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наоборот, ставят перед собой большие цели, с которыми сложнее справится, что отражается на их самооценке. Наиболее часто используемыми копинг-стратегиями для подростков из благополучных семей являются дистанцирование, положительная переоценка и избегание, т. е. они предпочитают субъективно занижать значимость проблемы, избегать ее решения и рассматривать проблему как возможность для развития. В то время как наиболее часто используемыми копинг-стратегиями для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются планирование решения проблемы, принятие ответственности и положительная переоценка, т. е. они склонны к тщательному анализу проблемы с выбором стратегии ее решения, принятию и осознанию ответственности за происходящие и рассматривание проблемы как возможности для развития.

Таким образом, жизнестойкость подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет особое значение. Как правило, жизненные ситуации вынуждают подростков становится более выносливыми. Для того чтобы это происходило быстрее и безопаснее, следует оказывать психолого-педагогическую помощь таким подросткам. Правильно и грамотно организованная работа по развитию жизнестойкости повышает ее эффективность.

Литература:

  1. Даутова Е. В. Жизнестойкость подростков Словакии как показатель успешности в преодолении жизненных трудностей / Е. В. Даутова, Е. О. Мазурчук // Психология психических состояний. — 2019. — С. 42–48.
  2. Калашникова М. Б. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков / М. Б. Калашникова, Е. В. Никитина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2017. — С. 114–120.
  3. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости: Учебное пособие / М. А. Одинцова. — М.: Флинта, 2021. — 296 с.
  4. Пелихова М. В. Исследование жизнестойкости подростков 14–16 лет / М. В. Пелихова. — Екатеринбург, 2017. — 114 с.
  5. Циринг Д. А. Взаимосвязь жизнестойкости у физического состояния подростков / Д. А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та, 20010. — № 323. — С. 220–226.
Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, подросток, семья, развитие жизнестойкости, жизнестойкость подростков, жизнестойкость, показатель жизнестойкости, ситуация, уровень притязаний, личностная характеристика.


Ключевые слова

семья, взаимоотношения, развитие ребенка, жизнестойкость, трудная жизненная ситуация, социальное окружение, жизнестойкость подростков, психоэмоциональное развитие подростка

Похожие статьи

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

В данной статье рассматривается процесс адаптации детей младшего возраста к детскому саду и его режиму. Ранний возраст считается критическим периодом для развития личности ребенка, и процесс адаптации и социализации становится особенно важным. Несмот...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Похожие статьи

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

В данной статье рассматривается процесс адаптации детей младшего возраста к детскому саду и его режиму. Ранний возраст считается критическим периодом для развития личности ребенка, и процесс адаптации и социализации становится особенно важным. Несмот...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Задать вопрос