В статье рассматриваются вопросы правовых основ борьбы с коррупцией в Объединённых Арабских эмиратах, проблемы и прогноз развития законодательства.
Ключевые слова : противодействие коррупции, механизмы борьбы с коррупцией, экономика страны, законодательное регулирование борьбы с коррупцией.
The article discusses the issues of combating corruption in the United Arab Emirates, problems and forecast of the development of legislation.
Keywords: anti-corruption, anti-corruption mechanisms, the country's economy, legislative regulation of the fight against corruption.
Объединенные Арабские Эмираты обрели независимость от Великобритании в декабре 1971 года. С тех самых пор государство начало стоить свое ни от кого независимое развитие. ОАЭ представляют собой экономически сильно развитое государство, находящееся на территории ближневосточного региона. Государство занимает всего 83 600 км 2 Аравийского полуострова [11]. Государственное устройство которого представляет собой уникальное сочетание республиканского и монархического строя. ОАЭ — это федеративное монархическое государство, состоящее из семи эмиратов. Тем самым, каждый эмират — это абсолютная монархия.
На деятельность государственных институтов и функционирование общественной жизни данной страны оказывают воздействие давние традиции арабской племенной культуры, сильнейшее влияние исламского мировоззрения и религиозного законодательства — норм Шариата [1], [2].
Экономика государства определяется крупной нефтедобычей, именно эта отрасль обеспечивает преобладающую часть государственных доходов. Основными отраслями экономики являются:
- Нефтегазовая;
- Нефтехимическая;
- Рыбная;
- Металлургия;
- Кораблестроение.
Помимо этого, конечно же, в экономике сохраняются традиционные отрасли хозяйства, такие как: оазисное земледелие, транзитная торговля, ремёсла и другое. Экономика ОАЭ является второй по величине на Ближнем Востоке. Не только в таком государстве, как ОАЭ, но и во всем регионе, важное место занимают практики неформального банкинга или хавалы. Что и способствует повышению риска развития коррупции [3].
На сегодняшний день ОАЭ в индексе восприятия коррупции международной некоммерческой организации Transparency International входят в топ 25 стран мира, обладая показателем индекса равным 70 из 100 (у США 71) [4]. Помимо этого, согласно рейтингу ведения бизнеса World Bank, основанному на законодательстве и угрозе коррупции для бизнеса, ОАЭ занимают 11 место из 190 стран мира [5].
Рассмотрим механизмы борьбы с коррупцией, реализуемые в ОАЭ.
Все современное законодательство в данной сфере строится на основе нескольких международных документов, принятых и ратифицированных государством:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [6]. Данный международный документ вводит в рамки национального законодательства крайне широкий инструментарий для борьбы с коррупцией (статьи 5–13), начиная с общих нормативов политики против коррупции, контролирующих органов, так же охватывая сферу публичного сектора, правила поведения государственных служащих и правила проведения государственных закупок [6].
- Арабская конвенция против коррупции [7]. Эта конвенция направлена на усиление мер по предотвращению, борьбе и выявлению коррупции во всех ее формах, помимо всех связанных преступлений и судебному преследованию виновных, а также на содействие арабскому сотрудничеству в предотвращении, борьбе и выявлении коррупции, возвращении активов, поощрении честность и прозрачность, подотчетность и правоохранительные органы, а также поощрение отдельных лиц и институтов гражданского общества к эффективному участию в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
На сегодняшний день в государственной структуре нормативная база по борьбе с коррупцией представлена целым рядом нормативно-правовых актов, которые так же в разной степени ограничивают коррупционные действия. Стоит отметить специфические традиции упомянутые выше — хавала. Хавала — это система неформального банкинга, система так называемых «чаевых» [8].
Законодательное регулирование коррупции в государстве не представлено единым законодательным актом. Тем самым существует некоторое количество основных нормативно-правовых документов, которые отвечают за регулирование коррупции:
- Уголовный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов. Информация о борьбе с коррупцией находится в первой части второй главы, которая регулирует преступления, совершенные против общества. Она состоит из пяти основных статей, которые закрепляют и раскрывают положения о коррупционной составляющей [9];
- Кодекс профессионального поведения и этики [10]. Данный законодательный акт применяется к лицам, занимающим посты в федеральных министерствах, государственных органах или независимых институтах, который вводит основные нормы корпоративной служебной культуры, правил поведения на занимаемой должности. Данный кодекс не вводит обязательных норм и правил, однако, намерен повышать профессиональные качества и общественное доверие к институту государственной службы.
- Закон № 11 от 2008 года. Данный нормативно-правовой акт, с поправками 2011 и 2016 года, подчеркивает в качестве одного из основных элементов успешного развития государства человеческий фактор, рассматривая его не только как инвестиции в будущее управление и модернизацию общества и рабочей среды, но и как обеспечение связи между нынешним и будущем политическим развитием [12], На сайте правительства Объединенных Арабских Эмиратов в разделе, посвященном данному закону, одной из его главных целей рассматривается повышение эффективности работы государственных служащих и их противодействие коррупции [12].
В Объединенных Арабских Эмиратах роль контролирующего органа исполняет прокуратура и полиция, однако помимо этого правоохранительного органа важное место здесь занимают обособленные центры аудита, такие как State Audit Institute, Abu-Dhabi Accountability Authority, Dubai Financial Audit Authority.
Объединенные Арабские Эмираты фигурируют на сцене борьбы с коррупцией, представительствуя в разных проектах и участвуя во многих мероприятиях и инициативах и таким образом находится в общем русле неприятия коррупции. Основной причиной проведения антикоррупционных мер является не повышение качества общественного благосостояния, а увеличение привлекательности экономики в стране.
Объединенные Арабские Эмираты и Государство Катар по рейтингам международных неправительственных организаций, например TransparencyInt, уже на протяжении последних десяти лет обладают наиболее эффективными и прогрессивными методами борьбы с этим социальным феноменом в ближневосточном регионе.
Совместно с преодолением распространения махинационных практик, произошел за последние десять лет и значительный экономический рост как в эмиратах, так и в Катаре. Важно отметить, что до 2010 года правительством ОАЭ не было создано ни одного государственного антикоррупционного органа, однако функции борьбы со случаями взяточничества или непотизма. Однако Объединенные арабские эмираты придерживаются выработанным рекомендациям в области борьбы с отмыванием денежных средств, публикуя о результатах проведенной деятельности ежегодные отчеты.
Приведем примеры антикоррупционных дел в ОАЭ.
Так, согласно статистике, представленной руководителем Службы Юстиции ОАЭ, Аль Дармаки, за период с января 2017 по ноябрь 2018 года, в ОАЭ было зафиксировано около 50 случаев правонарушений в области финансового сектора и коррупции. Данный показатель тяжело оценивать в отрыве от аналогичных показателей предыдущих периодов, но согласно отчету SAI, в ОАЭ за период 2016 года было зафиксирован 21 случай финансовых преступлений и коррупции [13]. Так, согласно данным отчетам, за год фиксируется около 20 случаев нарушения антикоррупционного законодательства. Данный показатель выглядит заниженным, однако из-за отсутствия прозрачности и контроля со стороны СМИ мы не можем утверждать об этом точно. В то же самое время, это может быть выгодно с точки зрения демонстрации низкого уровня коррупции для возможных инвесторов, что вписывается в общую логику.
Согласно «Халиджитаймс», в декабре 2018 года в Дубаи был осужден 25-летний молодой человек, гражданин Иордании, пытавшийся подкупить государственного служащего, о чем было сообщено в прокуратуру [14]. Правонарушитель пытался склонить к принятию взятки общественного служащего (работника нефтяной компании, связанной с Министерством Транспорта), за сумму в 117 тыс. дирхам в обмен на осуществление помощи в незаконной передачи информации и получении лицензии на автомобили. В ходе суда прокуратура представила доказательства, а суд приговорил гражданина Иордании к одному году заключения, штрафу в размере 150 тыс. дирхам и последующей депортации из страны. В свою очередь и работник нефтяной компании, не сообщивший о готовящемся правонарушении, так же подвергся судебному преследованию и получил аналогичное наказание [14]. В рамках данного дела мы видим пример реализации не только статей, но и принципов УК Дубаи, которые исходят из виновности в случае несообщения о готовящемся правонарушении, где даже не принятая взятка рассматривается как преступление.
Характерны случаи наказания за незаконные действий и государственных служащих. Так, в октябре 2018 года, в Абу-Даби чиновник был осужден и приговорен к 2 годам заключения, за присвоение себе денежных выплат для человека, скончавшегося семью годами ранее [15]. Инспектор, осуществлявший деятельность в рамках одного из государственных органов эмирата Аль-Айн, был пойман в рамках расследования по принуждению к даче взяток, с целью осуществления неправомерных денежных транзакций со стороны данного органа. Более того, в преступление был задействован брат инспектора [16].
Проведя анализ некоторых ближневосточных стран и международных, региональных и национальных мер по борьбе с коррупцией, возможно сделать вывод, что в Объединенных Арабских Эмиратах принят ряд реальных мер по противодействию коррупции, как и на региональном уровне, так и во внутренней политике, коррупция воспринимается правительствами этих стран как серьёзная проблема национальной безопасности.
Литература:
- Сюкияйнен Л. Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4.
- Симонова О. В., Пилипенко Д. А. К вопросу о влиянии ислама на систему государственного управления в ОАЭ // Международный фонд правовых исследований «Аспекты права». 2015. IV(9). С. 55.
- Добаев А. И. Системы перевода денег или ценностей: место и роль системы «хавала» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1.
- Индекс восприятия коррупции 2018. URL: https://www.transparency.org/cpi2018 (дата обращения: 29.02.2019).
- URL: http://www.doingbusiness.org/en/rankings (дата обращения: 29.02.2019).
- Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г.) [Электронный документ].URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 19.04.2019).
- URL: https://www.acta.gov.qa/en/arab-anti-corruption-convention/ (дата обращения: 22.04.2019).
- Funk T. M., Boutros A. S. From Baksheesh to Bribery: Understanding the Global Fight Against Corruption and Graft.: Oxford University Press, 2019
- Al-Muhairi B. S. B. A. The Development of the UAE Legal System and Unification with the Judicial System //Arab Law Quarterly. 1996. Vol. 11. N.2. P. 116–160.
- Кодекс профессионального поведения и этики от 2010г. [Электронный документ]. URL: https://www.fahr.gov.ae/ Portal/content/ documents/Code_of_Ethics.pdf (дата обращения: 22.04.2019).
- https://nonews.co/directory/lists/countries/area
- Федеральный закон №11 о человеческих ресурсах от 2008г. [Электронный документ]. URL: https://www.fahr. gov.ae/Portal/en/legislations-and-guides/the-law/human-resources-law.aspx (дата обращения: 22.04.2019).
- URL: http://www.sai.gov.ae/en/News/Pages/N26012016.aspx (дата обращения:13.05.2019).
- Nammour M. Man jailed for one year over Dh117,000 bribery in Dubai // Khaleejtimes. 2018. URL: https://www.khaleejtimes.com/news/crime-and-courts/man-jailed-for-one-year-over-dh117000-bribery-in-dubai (дата обращения: 13.05.2019).
- Serkal M. Abu Dhabi Police arrest government official for corruption // Gulfnews. 2018. URL: https://gulfnews.com/uae/crime/abu-dhabi-police-arrest-government-official-for-corruption-1.2287557 (дата обращения: 13.05.2019).
- URL: https://www.adpolice.gov.ae/en/media/news/pages/1186524.aspx (дата обращения: 13.05.2019).