Данная статья посвящена анализу юридического статуса Арктики и Антарктики. Рассмотрена история определения правового статуса данных регионов посредством взаимоотношения государств.
Ключевые слова: Арктика, Антарктика, правовой статус, геополитика, территория.
Чтобы рассмотреть правой статус Арктики и Антарктики, нужно дать понятия этих объектов.
Арктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры [1]. Антарктика — южно-полярный континент Земли, контингентированный с севера антарктической конвергенцией. К ней относятся Антарктида и соседствующие острова, окрестности Тихого, Атлантического и Индийского океанов [2]. Первооткрывателями Антарктиды являются М. П. Лазарев и Ф. Ф. Белинсгаузен, которые обнаружили южную полярную область в ходе морского плавания в XIX веке.
Почему же два эти объекта являются под пристальным вниманием? Это связано с ограниченностью ресурсов в будущем, именно тут разворачивается «война» различных социальных, национальных и экономических интересов.
Говоря о статусе южно-полярного региона в наше время, то основой его статуса является принятый Договор об Антарктики, который был заключен в 1959 году. Сторонами выступили: США, СССР, Норвегия, Франция, Новая Зеландия, Великобритания, Бельгия, Аргентина, Южноафриканский союз, Чили, Австралия, Япония. Созыв, на котором был заключен договор (вступил в июле 1961 г.) обладал определенной необходимостью — противостоянием между странами за данную территорию. Конференция в Вашингтоне позволила преодолеть территориальные проблемы, которые охватывали участников созыва.
К чему пришли участники конференции? Были урегулированы следующие вопросы:
- ни одно государство не обладает суверенитетом в районах Антарктики, это одно из первых отличий правового режима Арктики и Антарктики;
- об отказе своих претензий каждой страны на территориальное пространство Антарктики;
- составные части соглашения не должны причинять вред взглядам государств-сторон по поводу сохранения независимости Антарктики.
Можно сделать вывод, что соглашение по сути является инструментом, который придает Антарктике статус территории, которая является открытой для всех участников, даже которых нет в соглашении. Придание такого статуса Антарктике позволяет приравнять к такому юридическому статусу как: открытое море, воздушное или космическое пространство. Это является основным правовым отличием Арктики и Антарктики.
Можно сказать, что основным результатом конференции в Вашингтоне стало формирования основных принципов, действующих в этом районе:
- свобода научных исследований и сотрудничества международного уровня;
- качественная региональная безопасность. В этом аспекте существенное сходство правового режима Арктики и Антарктики;
- мирное использование антарктической зоны. Запрещается размещение войск и применения оружия на территории.
При определении правового статуса морских пространств Арктики, используются принципы международного права, относящиеся к Морскому океану. Основными источниками регулирования данного вопроса является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Женевская конвенция по морскому праву 1958 г. Таким образом, суверенитет иных государств распространяется на участки, которые омывают и примыкают к сухопутным образованиям этих государств.
Из сведений, полученных геологической службой США, 22 % мирового запаса углеводорода находится под водами Северно-Ледовитого океана [3]. В сравнении с Антарктикой, юридический статус Арктики не регламентирован международным договором. В силу того, что отсутствует регулирование правого режима Арктики, то многие государства решительно просят пересмотра, сложившегося в Арктике statysquo [4].
В 2020 году правовой статус основывается на нормах международного и национального права. В список государств, признанных арктическими, относятся: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.
К правовым актам, регулирующие вопросы Арктики, относятся: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отличие Арктики от Антарктики заключается также в отсутствие международно-правового акта, определяющего статус Арктики в целом.
Наиболее обширными арктическими территориями обладает Канада и Россия. Канада стала первой, кто закрепила такую инициативу на законодательном уровне в 1925 году, после был принят ряд законодательных актов, которые базировались на секторальной системе. Секторальная система Канады означает то, что суверенитет этого государство распространяется в определенном секторе, а именно вершина Северного полюса, а сторонами — меридианы 60° и 141° з.д. Россия сделала по аналогии в 1926 году, Президиум ПИК СССР закрепил, что все «как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова» расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32° 04' 35" в.д. и 168° 49' 30" з.д. будут принадлежать СССР. США были негативно настроены к позиции Канады и России и выступили против секторальной системы.
Решение двух подходов было найдено в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В 1996г. была подписана Декларация о создании Арктического совета, в новую региональную международную организацию входят: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция [6]. Основные цели деятельности совета: сотрудничество по общеарктическим вопросам, разработка, координация и контроль за выполнениями условий развития Арктики.
Новым участником в структуре Арктического совета являются неправительственные организации коренных народов Севера. Что касается государств, которые не входят в совет, то они могу принимать участие в качестве наблюдателей.
Также появляется новый участник в структуре Арктического совета, а именно неправительственная организация коренных народов Севера. Что касается государств, которые не входят в совет, то они могу принимать участие в качестве наблюдателей.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, нужно сделать выводы. России нужно заняться вопросом укрепления суверенитета над конкретным сектором Арктики, чтобы в дальнейшем использовать территорию в определенных целях. Но здесь могут возникнуть проблемы, связанные с экономической и инфраструктурной экспансией Китая, Индии и других неарктических стран.
По поводу этого высказался Лавров 9 апреля 2019 года на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога»: «Мы убеждены, что в Арктике нет конфликтного потенциала и все возникающие здесь вопросы могут и должны решаться политическим путем за столом переговоров», — отметил министр [5].
Литература:
- Арктика // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 203–205.
- Атлас Антарктики. Т. II. Л.: Гидрометеорологическое издательство. 1969. 598 с.
- Международно-правовой статус Арктики. Досье // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/info/895685 (Дата обращения: 07.09.2020)
- Макагон А. В. Основные концепции, коллизии и правовые основания международного режима Арктики // Океанский менеджмент. 2019. № 1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptsii-kollizii-i-pravovye-osnovaniya-mezhdunarodnogo-rezhima-arktiki (дата обращения: 05.09.2020).
- Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Арктический_совет#cite_note-Русский_мир-4 (дата обращения 09.09.20г)
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» URL: https://tass.ru/politika/6310422 (дата обращения 20.09.20г.)