В статье автор демонстрирует выдвинутые концепции и программы безопасного развития человечества организациями и учреждениями ООН, а также основные направления государственной политики в области безопасности жизнедеятельности. Особое внимание автор уделил плану развития системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в мире.
Ключевые слова: концепция, безопасность жизнедеятельности, система государственного управления, стратегия развития, население.
Каждому человеку необходимо знать о том, как обезопасить себя от негативного воздействия внешней и внутренний среды.
Различными учреждениями и организациями ООН выдвинуты ряд концепций и программ безопасного развития человечества, в числе которых концепции устойчивого развития, приемлемого и оправданного риска.
Концепция устойчивого развития мирового сообщества, в основу которой положены представления о развитии социоприродных систем, реализуется отдельными государствами.
Концепция приемлемого риска заключается в том, что каждое государство на основании представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности законодательно устанавливает приемлемые уровни риска, которые обеспечиваются органами государственной власти и управления всех уровней.
Концепция оправданного риска складывается в каждой социально-экономической системе стихийно, а реализуется отдельными людьми в соответствии с их субъективными представлениями о соотношении качества жизни и безопасности и с личными обстоятельствами. Согласно этой концепции, приемлем тот риск, который общественно оправдан. Непосредственно рискующие члены общества, приемлемый уровень безопасности которых не может быть обеспечен на данном этапе развития науки и техники, получают социально-экономические компенсации от общества.
Современная Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т. е. на прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций. По расчетам зарубежных экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий и катастроф.
Управление безопасностью жизнедеятельности включает в себя:
– разработку нормативно-правовой базы безопасности жизнедеятельности;
– планирование мероприятий по повышению экологической, производственной и социальной безопасности;
– организацию неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Она является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
Основные направления государственной политики в области безопасности жизнедеятельности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные направления государственной политики в области безопасности жизнедеятельности
Реализация этих направлений, отражающих стратегию и сущность задач государства в данной области, позволит повысить эффективность системы безопасности жизнедеятельности.
Особое внимание стоит обратить на внедрение новых технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, которые представлены в плане мероприятий ФТС России, таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, на 2021–2024 годы (I этап) по реализации Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года.
Таблица 1
Внедрение новых технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Внедрение новых технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения |
|||
Совершенствование методов, средств и способов проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, направленных на повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов |
Разработка, согласование, утверждение и корректировка в порядке, определяемом МЧС России, планирующих документов центрального аппарата ФТС России, таможенных органов, учреждений по приведению в готовность гражданской обороны |
2021–2024 годы |
ГУТО, таможенные органы, учреждения |
Внедрение новых форм подготовки населения к выполнению мероприятий по гражданской обороне и к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием современных технических средств обучения |
Совершенствование организации и проведения подготовки должностных лиц центрального аппарата ФТС России, должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций |
2021–2024 годы |
ГУТО, таможенные органы, учреждения |
Рассмотрим также план развития системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в мире, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
План развития системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в мире
Развитие системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в мире |
|||
Формирование эффективного механизма оценки применения законодательства Российской Федерации и реализации документов стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
Участие (при необходимости) в соответствии с полномочиями в работе по рассмотрению и согласованию отдельных законодательных актов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
2021–2024 годы |
ГУТО структурные подразделения ФТС России |
Совершенствование организации взаимодействия системы управления гражданской обороной, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с системой государственного управления Российской Федерации |
Участие центрального аппарата ФТС России, таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, в учениях и тренировках по гражданской обороне, проводимых МЧС России |
ежегодно в течение 2021–2024 годов |
ГУТО, структурные подразделения ФТС России, таможенные органы, учреждения |
Организация и проведение тренировок по гражданской обороне и пожарной безопасности в центральном аппарате ФТС России, таможенных органах, учреждениях в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми МЧС России |
2021–2024 годы |
ГУТО, структурные подразделения ФТС России, таможенные органы, учреждения |
|
Участие в мероприятиях, проводимых МЧС России, по заключению регламентов информационного обмена для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти |
IV квартал 2024 г. |
ГУТО, структурные подразделения ФТС России |
|
Таким образом, Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. N 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» показал, что БЖД в России развивается в соответствии с изменениями в окружающей среде и геополитической ситуацией в мире.
Литература:
- Электронный ресурс — https://base.garant.ru/72871784/
- Электронный ресурс — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390968/6771527106679dfb955a7678302120acc477dba0/
- Электронный ресурс — бж.рф/istoriya-obzh/istoriya-obzh-v-dokumentah/
- Электронный ресурс — https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/bzhd.html
- Электронный ресурс — http://www.russmag.ru/product.php-id=188.htm