Анализ основных достоинств и недостатков биологического образования школьников в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Д. М. Анализ основных достоинств и недостатков биологического образования школьников в России / Д. М. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92213/ (дата обращения: 15.11.2024).



Биологическое образование — важный компонент системы образования, который находится на стыке естественнонаучной и гуманитарной областей знания, занимает особое место в естественнонаучном образовании. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности — основу гуманистического мировоззрения. На сегодняшний день биологическое образование, как в России, так и за рубежом переживает нелегкие времена, связано это прежде всего с переходом на новые ФГОС, изменением структуры и содержания общего образования, обеспечивающие достижение нового его качества. Проблему современного состояния биологического образования в России освещают многие авторы методисты, поэтому целью данной статьи является анализ работ по данной проблематике и выявление как недостатков, так и достоинств биологического образования.

В ходе анализа литературы были выделены следующие недостатки биологического образования школьников и их причины:

– Включение проектной деятельности в процесс обучения биологии безусловно важно для биологического образования, т. к. по мнению В. С. Лазарева, смыслом проектной деятельности является развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них готовности познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности. Действительно, в некоторых школах проектная деятельность учащихся развита достаточно хорошо и соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляются. Но в большинстве случаев можно наблюдать абсолютно противоположную картину, проектная деятельность подменяется псевдопроектной деятельностью, что является недостатком биологического образования. Это проявляется в том, что при включении учащихся в проектную деятельность для них не создаются полноценные условия, способствующие развитию их мышления. Прежде всего потому, что проектировать учащихся не учат. Да, действительно, выполняя проект, ученик получает новые для себя знания, но при этом не осваивает культурные способы исследования окружающего мира и решения практических проблем, что является особо важным.

– Недостатком биологического образования можно считать недостаточно наполненное образовательное пространство, которое играет важную роль в развитии личности и личностном становлении учащихся, а также формирует у них готовности применять полученные в ходе образовательного процесса знания в новых учебных и жизненных ситуациях. Образовательный процесс по биологии не должен ограничиваться только рамками школы, а должен проходить в естественном жизненном контексте. Учителя должны инициировать встречи каждого ученика со средой: природной, культурной, природно-культурной и т. д., создавая различные ситуации проживания в этой части образовательной среды. Причиной этого недостатка может быть недостаточная методическая подготовка педагогов.

– Сокращение часов, выделенных на преподавание предмета биология — ещё один недостаток биологического образования. Согласно данным, приведенным в статье Л. В. Пивоваровой «Состояние проблем биологического образования в практике обучения», произошло сокращение часов на преподавание биологии почти на 50 %, объясняется это тем, что происходит замена времени, отведенного на обучение биологическим дисциплинам на гуманитарные, социально-экономические предметы в соответствующих направлениях профильного обучения. Подобное явление приводит к тому, что не хватает времени на проведение практических занятий, выполнение задачи личностного развития, которая отражает главную особенность сегодняшних преобразований. В таких условиях становится невозможно формировать биологическую грамотность учащихся. Причиной этого может быть непонимание важности изучения такого предмета, как биология, которая не просто изучает, но и преобразует и сохраняет не только саму жизнь, но и среду этой жизни.

– Ещё одним недостатком биологического образования является то, что происходит значительное отставание того материала, который преподаётся школьникам от того, что имеется в реальной науке. Как пишет в своей работе Л. В. Пивоварова, содержания учебников не отражают уровень развития современной науки. Например, новые достижения, если и упоминаются, то их объем настолько усечен, что их актуальность теряется. Причиной отставания может быть уровень сложность появляющихся в науке биологии новых знаний, которые очень трудно адаптировать для учащихся. Ещё одной причиной может быть малое количество часов для изучение данного предмета, ведь для того, чтобы в полной мере раскрыть тот или иной биологический механизм, открытие, процесс и т. д. недостаточно одного-двух часов в неделю.

– Снижение практикоориентированности обучения. Это проявляется в снижении количества экскурсий в природные заповедники, леса, музеи, зоопарки, исчезновение из практики обучения работы на пришкольной территории, которые вызывают живой интерес у школьников, обеспечивают их связь с живой природой. В процессе обучения учителя стремятся дать учащимся как можно больше фактологических, а не прикладных знаний. Всё это выливается в то, что у учащихся отсутствует способность применять биологические знания в тех ситуациях, где они востребованы. Причиной этого может быть, как уже было написано выше, недостаточная методическая подготовка учителей, заключающаяся в основном в использовании ими репродуктивных методов обучения, а также недостаточное количество часов, отведенное на изучение предмета.

– Ещё одним недостатком биологического образования является частичное или полное отсутствие материальной базы школы. Стандартно в школах можно встретить кабинеты, оснащенные компьютером и проектором, иногда даже компьютеры не имеют выход в интернет, а также несколько изобразительных средств и моделей. Намного реже можно увидеть в кабинете биологии электронные доски, хорошие световые микроскопы, цифровые лаборатории, необходимые для выполнения исследовательских работ учащихся. Причиной этому является недостаточное финансирование общеобразовательных школ.

– Недостатком биологического образования является и отсутствие повсеместного введения предмета «экология» в учебные планы общеобразовательной школы. Лишь в небольшом количестве образовательных учреждений есть учебный предмет «экология», во всех остальных учебных заведениях экология преподаётся усечено в рамках биологии. При таком подходе, формирование экологической грамотности учащихся, их экологической культуры и экологического мышления не представляется возможным. Причиной этого может быть непонимание важности изучения предмета «экология».

– Также недостатком биологического образования является недостаточный уровень сформированности общеучебных умений, связанных в первую очередь с работой с информацией, а именно умения работать с информацией, представленной в разных видах (диаграммы, таблицы, рисунки, тексты, схемы и т. д.). Причиной этого является излишняя перегруженность предмета биология, в следствии чего развитию у учащихся общеучебных умений уделяется недостаточное количество внимания.

– Низкий уровень сформированности коммуникативных умений учащихся, также является недостатком биологического образования. В частности, можно говорить о том, что учащиеся не могут дать ответ в свободной форме в тех заданиях, в которых от них этого требуют. Одной из причин этого явления, как уже было написано пунктом выше, является излишняя перегруженность учебного предмета, из-за чего развитию коммуникативных умений учащихся уделяется недостаточное количество внимания. Ещё одной причиной можно назвать появления огромного количества тестов, используемых не только на экзаменах (ЕГЭ, ОГЭ), но и в качестве проверки знаний учащихся на каждом уроке, что сокращает время на проверку знаний учащихся.

Несмотря на большое количество выделенных недостатков современное биологическое образование имеет и ряд достоинств:

– Появление в Российской Федерации учебных заведений с углубленным изучением естественнонаучных предметов (биология, химия, экология). В некоторых школах, например, таких как школа № 197и лицей № 214, введены курсы, интегрирующие естественнонаучные знания с медицинскими знаниями (курсы «неотложная помощь», «сестринское дело»), что дает возможность учащимся получать допрофессиональную медицинскую подготовку;

– Достоинством биологического образования в России является то, что наши школы имеют академическую направленность, т. е. образование традиционно направлено на формирование основ биологической науки. Именно поэтому российские школьники успешно справляются с заданиями, отражающими овладение предметными знаниями и умениями;

– Огромное количество внимания в процессе обучения биологии уделяется формированию понимания содержательного смысла биологических понятий. Тем самым учащиеся успешно объясняют сущность той или иной категории, обращая внимание на главные свойства биологических объектов и явлений;

– В последнее время наблюдается тенденция насыщения содержания естественнонаучного, а значит и биологического образования мировоззренческими, нравственно и экологически ценными идеями;

– В школьной практике обучения биологии начинает проявляться сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, интернет-источниках, учебных кабинетах, лабораториях и т. д.

– В процесс обучения биологии активно внедряется проектная и исследовательская деятельность учащихся;

Таким образом, проанализировав достаточно большой теоретический объем информации по заданной проблеме можно сделать вывод о том, что биологическое образование на данный момент имеет, как достоинства, так и недостатки. При этом количество недостатков превосходит количество достоинств и несмотря на многочисленные работы в области методики преподавания биологии, на сегодняшний день в этом направлении существует множество проблем, которые необходимо решать для оптимизации процесса обучения школьников данной дисциплине.

Литература:

  1. Андреева Н. Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства//Биология в школе, 2013.-№ 6-с.13
  2. Андреева Н. Д., Азизова И. Ю. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования//Биология в школе, 2010.-№ 1-с.37.
  3. Андреева Н. Д., Малиновская Н. В., Соломин В. П. Методика обучения биологии. История становления и развития: учебное пособие для академического бакалавриата/ под ред. Н. Д. Андреевой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 134с.
  4. Пасечник В. В. Методика преподавания биологии: традиции и инновации//Биология в школе, 2011.-№ 9.
  5. Суматохин С. В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора//Биология в школе, 2012.-№ 4-с.26.
Основные термины (генерируются автоматически): биологическое образование, недостаток, проектная деятельность, причина, процесс обучения биологии, Россия, коммуникативное умение учащихся, недостаточная методическая подготовка, сокращение часов, учебный предмет.


Похожие статьи

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

Анализ изменения возрастных показателей рождаемости и смертности в России

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников

Актуальные вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в условиях современной школы

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Похожие статьи

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

Анализ изменения возрастных показателей рождаемости и смертности в России

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников

Актуальные вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в условиях современной школы

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Задать вопрос