В статье автор пытается дать исчерпывающее определение контрафактной продукции и выявить главные отличительные признаки контрафакта от других форм подделок.
Ключевые слова: контрафакция, товарный знак, обман потребителя, форма подделки, незаконный оборот, нелегальное производство.
Первое определение контрафактной продукции на законодательном уровне было дано в статье 4 закона РФ от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [1]. Согласно данному закону контрафактным считался тот товар, на этикетке или упаковке которого используется незаконно товарный знак, либо иное сходное обозначение.
Такой термин, как «контрафакция» существует в законодательстве многих стран и в каждом государстве данный вид деятельности преследуется по закону. Для борьбы с таким явлением, как незаконный оборот контрафактной продукции, нужно иметь четкое представление о том, что такое «контрафакция».
Многие авторы понятие «контрафактной продукции» зачастую употребляют совместно с понятием «фальсифицированной продукции», ставя между ними знак равно. За счет этого данные понятия воспринимаются как синонимы несмотря на то, что по своей природе это разные понятия.
Контрафакция (франц. contrefaction, лат. contrafactio — подделка) — это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя [2].
Согласно ст. 1515 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) контрафактными являются товары, этикетки, упаковка товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения [3].
Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — действия, нацеленные на обман потребителя и/или покупателя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью [4].
Таким образом, основной задачей фальсификации является ухудшение или уменьшение потребительских качеств товара, которые не являются значимыми для потребителя. При этом наиболее характерные качества товара остаются неизменными.
Следовательно, понятия «фальсификации» и «контрафакта» имеют существенные отличия с правовой точки зрения. Так «фальсификация» выступает нарушением технологии производства, а «контрафакт» — нарушением интеллектуальных прав. Из этого можно сделать вывод, что фальсифицированный товар может и не быть контрафактным, а контрафактный товар, в свою очередь, может быть фальсифицированным.
На сегодняшний день определение контрафактного товара можно встретить в п. 4 ст. 1252 ГК РФ. В данной статье товар принято считать контрафактным в том случае, «когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство [5]».
Контрафакт — это товар, который производится с нарушением прав интеллектуальной собственности, то есть производитель такого товара использует чужие разработки, результат чужого умственного труда [6].
Контрафактную продукцию также можно определить как товар, который был создан на основе уже существующего оригинала. В таком случае основой контрафактной продукции выступает нарушение права интеллектуальной собственности [7].
Контрафакция — это разновидность фальсификации, представляет собой намеренное, в коммерческих целях, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, интеллектуальной, промышленной собственности, а также международных договоров [8].
Еще одно определение контрафакта можно встретить в финансовом словаре, согласно которому это продукция, выпускаемая предприятием с нарушением исключительных прав патентообладателей, дизайнеров товарных знаков, авторских прав на тиражирование аудио- и видеопродукции, программного обеспечения, баз данных и т. п. [9].
В свою очередь контрафакт, как и фальсификат, является формой подделки. Под понятием «подделка» подразумеваются разные виды противоправных действий, которые связаны с процессом изготовления и дальнейшего перемещения товара от изготовителя к потребителю.
Среди основных форм «подделки» можно выделить следующее:
— контрафакт;
— фальсификат;
— пиратские копии.
Как показывает практика, все вышеуказанных формы могут пересекаться между собой.
Основные отличительные признаки контрафактной продукции от иных форм подделки можно увидеть в сравнительной таблице. В качестве основных сравнительных характеристик были взяты такие качества подделки, как обман потребителя, нарушение прав правообладателя и нелегальное производство/импорт/торговля.
Таблица 1
Сравнение различных форм подделки [4]
Форма подделки |
Контрафакт |
Фальсификат |
Пиратские копии |
||
Заимствование товарного знака |
Подражание товарному знаку |
Незаконный оборот оригинальной продукции |
|||
Обман потребителя |
присутствует/отсутствует |
присутствует/отсутствует |
отсутствует |
присутствует |
отсутствует |
Нарушение прав правообладателя |
присутствует |
присутствует |
присутствует |
отсутствует |
присутствует |
Нелегальное производство/ импорт/торговля |
присутствует |
присутствует/отсутствует |
присутствует |
присутствует/отсутствует |
присутствует |
В данной таблице под пиратством понимается нелицензированное копирование авторских произведений. Под фальсификатом понимается искажение информации о настоящих свойствах продукции. В графе контрафакта заимствование товарного знака подразумевает незаконное размещение чужого товарного знака на продукции; подражание товарному знаку — размещение обозначения, которое очень схоже с чужим товарным знаком; незаконный оборот оригинальной продукции означает введение в коммерческий оборот оригинальной товарной продукции вне разрешения правообладателя.
На основании сравнения форм подделок можно увидеть следующее: обман потребителя однозначно присутствует в фальсификате, первые две формы контрафакта могут как включать в себя обман, так и не включать, в третьей форме контрафакта и пиратстве данный признак отсутствует; нарушение прав правообладателя присутствует во всех формах подделки за исключением фальсификата; и напоследок нелегальное производство/импорт/торговля присутствует во всех представленных формах (контрафакт в форме подражания товарному знаку и фальсификат могут и не включать в себя данный признак).
В свою очередь подделка может быть выражена в виде искажения достоверной информации о свойствах товара. В таком случае подделка будет выступать в качестве фальсификата, поскольку изготовитель, продавец или импортер специально вводят потребителя в заблуждение касаемо настоящих свойств приобретаемого товара или услуги. Примером может служить искажение качества товара, его состав или срок эксплуатации. Основа для производства фальсификата может быть как нелегальная, так и нелегальная. Главное отличие фальсифицированной продукции от иных форм подделок заключается в том, что в данном случае нарушаются не права хозяйствующих субъектов, а права покупателей.
Главным отличием контрафакта и пиратства от фальсификата является то, что в этой ситуации нарушаются права и интересы иных субъектов экономических правоотношений. В данном случае пиратство нарушает авторские права правообладателей, а контрафакт — права юридического лица или индивидуального предпринимателя на средства индивидуализации. Следовательно, под пиратством понимается нелицензированное копирование авторских произведений, касающееся программного обеспечения, аудио- и видеопродукции, а под контрафактном нелегальное применение чужого товарного знака [4].
Литература:
1. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520–1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_996/ (дата обращения 26.05.2022).
2. Таирова Е. Я., Сурник А. П. Защита интеллектуальной собственности таможенными органами // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2014. — № 10. — С. 44.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 1515. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164072/7d7b9c31284350c257ca3649122f627b/ (дата обращения 26.05.2022).
4. Котельникова З. В. Товар с чужим лицом, или Почему правообладатели торговых марок попустительствуют контрафакту? // Экономическая социология. — 2008. — № 4. — С. 33.
5. Гражданский кодекс Российской федерации. Ст. 1252. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164072/7d7b9c31284350c257ca3649122f627b/ (дата обращения 26.05.2022).
6. Официальный сайт Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волоконовскому району [Электронный ресурс]. URL: http://omvd31.ru/news/760/ (дата обращения 26.05.2022).
7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2015 № 19 «Об утверждении плана графика реализации пилотного проекта по введению маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» на 2015–2016 годы и использовании технического задания на создание информационной системы маркировки товаров». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179960/ (дата обращения 26.05.2022).
8. Нестеров А. В. Фальсификация и контрафакция: экспертный аспект // Партнеры и конкуренты. — 2001. — № 6. — С. 7–13.
9. Словари и энциклопедии на Академике. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/24171 (дата обращения 26.05.2022).