Ключевые слова: изменение климата, Парижское соглашение, Киотский протокол, глобальное потепление
В настоящее время изменения климата представляют угрозу для всего человечества. Многие исследователи считают проблему климата одной из самых серьезных в XXI веке. «Зеленая» экономика призвана обеспечить экономическое развитие с учетом минимизации воздействия на окружающую среду. Для перехода к «зеленой» экономике необходимо должное нормативно-правовое регулирование климата. В связи с этим актуальность исследования не подлежит сомнению.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с изменениями климата в условиях перехода к «зеленой» экономике. Предмет исследования — нормативно-правовая база, статистические данные и теоретические положения, регламентирующие климат в Российской Федерации и на международном уровне.
Цель исследования заключается в рассмотрении существующей нормативно-правовой базы, регулирующей климат, и выявлении тенденций нормативного регулирования климата в условиях перехода к «зеленой» экономике.
Проблемы изменения климата в современном мире волнуют многих — от ученых-климатологов до предпринимателей и крупных компаний, они имеют важное значение для всех государств. Принимаются законы, как на национальном, так и на международном уровне, которые являются мерой реагирования государств на происходящие климатические изменения.
Негативные экологические последствия изменения климата очень масштабны. Повышение температуры на Земле может привести к различным природным катаклизмам, аномальным явлениям, появлению территорий, непригодных для жизни человека, исчезновению биологического разнообразия, дефициту питьевой воды, голоду в отдельных регионах, а также различным эпидемиям. Одним из самых глобальных последствий изменения климата ученые называют изменение уровня мирового океана, это грозит крупными наводнениями и затоплением большого количества территорий. Все это может сказаться на общемировой политической ситуации — государства будут озабочены проблемой доступа к сокращающимся ресурсам, что может привести к возникновению политических конфликтов.
По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата к 2100 году температура на планете может подняться на 3,7–4,8°С. При этом катастрофические последствия для экологии наступят при повышении температуры более чем на 2°С [5]. По представленным данным видно, что необходимо уже сейчас принимать меры по предупреждению повышения температуры на глобальном уровне.
Согласно исследованию Колумбийской юридической школы, в настоящее время существует почти 2000 судебных споров, связанных с изменением климата. В основном судебные иски предъявляются в связи с нарушением климатического законодательства, основных прав человека, в том числе и из-за отсутствия регламентации климата на должном уровне, а также в связи с причинением ущерба окружающей среде [7].
По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, среднегодовая температура в России увеличивается в 2,5 раза быстрее, чем во всем мире [6]. Имеется тенденция к повышению температур весной и осенью, что сокращает количество дней, когда земля покрыта снегом. Подобные климатические изменения создают угрозу нарушения экологического равновесия: возможно увеличение засух и наводнений в различных регионах, возникновение лесных пожаров, модификации растительного и животного мира, изменение экосистемы Сибири, которая составляет значительную часть территории Российской Федерации.
Правовое регулирование климата на общемировом уровне началось в 1992 г. с принятием Рамочной конвенции ООН об изменении климата [1]. В данном документе были определены цели, основные принципы и обязательства государств-участников в области предупреждения климатических изменений и смягчения их последствий. Эта конвенция стала отправной точкой в дальнейшем развитии законодательства в области климата. В 1997 г. в дополнение к данной конвенции был принят Киотский протокол, направленный на урегулирование количества выбросов парниковых газов [2]. В Киотском протоколе мировое сообщество впервые согласовало обязательные цели и меры по борьбе с изменением климата. Развитые страны признали свою историческую ответственность за происходящие климатические изменения и взяли на себя обязательства по предотвращению дальнейших негативных последствий. Киотским протоколом были установлены обязательные количественные показатели сокращения выбросов для развитых стран.
В 2015 г. на Всемирной конференции ООН было принято Парижское соглашение по климату [3]. Основными целями, провозглашенными данным документом, являются ограничение роста температуры в пределах 1,5°C, предоставление финансовой помощи развивающимся странам со стороны развитых стран, а также обмен «зелеными» технологиями для оптимизации хозяйственной деятельности. Одним из важных отличий Парижского соглашения от Киотского протокола является требование для всех государств мира внесения своего вклада в улучшение климатической ситуации, вне зависимости от их финансового положения. В соответствии с Парижским соглашением каждое государство вправе самостоятельно устанавливать количественные показатели выбросов. Каждые 5 лет государства должны отчитываться о результатах своей деятельности по сокращению выбросов.
В ноябре 2021 г. в Глазго состоялась 26-я Конференция ООН по изменению климата, итогом которой стало принятие Климатического пакта Глазго. Данный документ подтверждает сохранение основных принципов Парижского соглашения, определяет необходимость включения научных разработок в процесс принятия решений, отмечает важность деятельности МГЭИК, ставит вопрос совершенствования планирования на национальном уровне государств и увеличения финансирования.
В России регулирование климата на законодательном уровне началось в 2009 г. после издания распоряжения Президента РФ «О Климатической доктрине Российской Федерации» [4]. В данной доктрине особое внимание уделяется проблеме глобального потепления, в ней описаны возможные положительные и негативные последствия изменения климата в РФ. В частности, среди положительных влияний изменений климата выделяют сокращение длительности отопительного сезона, упрощение доступа для изучения Арктики, увеличение посевных плодородных площадей за счет смягчения климата в наиболее суровых регионах (в том числе, в Сибири). Однако отрицательное воздействие более масштабно, нежели положительное.
Основной целью, указанной в климатической доктрине, является сохранение безопасности России и обеспечение ее устойчивого развития в условиях происходящих климатических изменений. Среди направлений развития можно выделить следующие: совершенствование нормативного регулирования, повышение роли науки в области исследования климата, совершенствование экономических механизмов, снижение негативного воздействия, способного повлиять на изменение климата, а также взаимодействие на международном уровне.
Создание нормативной базы в области климата находится на этапе формирования, однако последние 30 лет государства сильно озабочены происходящими климатическими изменениями, что подтверждается проведением конференций и принятием нескольких нормативных документов на общемировом уровне. Вопросы изменения климата затрагивают интересы всех государств, стимулируя их развивать в том числе и национальное законодательство, а также контролировать количество выбросов в атмосферу, развивать «зеленые» технологии, стремиться к переходу к «зеленой экономике».
Литература:
- Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 15.05.2022).
- Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 17.05.2022).
- Парижское соглашение по климату. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 17.05.2022).
- Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
- Доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. — Текст: электронный // ipcc: [сайт]. — URL: https://www.ipcc.ch/report/ar6/wg3/ (дата обращения: 14.05.2022).
- Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2019 год. — Текст: электронный // Росгидромет: [сайт]. — URL: https://www.meteorf.gov.ru/press/news/20626/ (дата обращения: 14.05.2022).
- Climate Change Laws of the World. — Текст: электронный // LSE: [сайт]. — URL: https://climate-laws.org/ (дата обращения: 18.05.2022).