В статье рассматривается угнетение прав женщин в афганском обществе с приходом к власти исламистского радикального религиозно-политического военизированного движения, запрещённого во многих странах мира, «Талибан». Авторы поднимают проблему текущего состояние прав женщин, выступающих против конституционных и социальных изменений, которые значительно сократили формальные права, полученные афганскими женщинами за последние два десятилетия.
Ключевые слова: права женщин, Афганистан.
The article examines the oppression of women's rights in Afghan society, with the coming to power of the Islamist radical religious and political paramilitary movement banned in many countries of the world, the Taliban. The authors raise the issue of the current state of women's rights, opposing constitutional and social changes that have significantly reduced the formal rights received by Afghan women over the past two decades.
Keywords : women's rights, Afghanistan.
Исламские законы базируются на гендерном подходе к правам, обязанностям и ответственности мужчины и женщины, поэтому права у мужчин и женщин в принципе не могут быть одинаковыми. История показывает данный факт наглядно, а именно изложенные в VII-IX вв. исламскими правоведами догматы и правила были по-своему интерпретированы шариатом, появилось множество установлений, касающихся прав женщин, и постепенно ограничивающих их.
Также нарушения прав женщин в Афганистане повсеместно объясняют традициями, в основе которых лежит распространённое убеждение, что девочки не так ценны, как мальчики. Таким образом, права женщин всегда были спорным вопросом в Афганистане. Что же все-таки происходит и каким образом меняется ситуация с запретами для женщин в Афганистане в настоящее время?
Летом 2021 года из Афганистана вышли американские войска, и вскоре после этого власть в стране захватила организация «Талибан». С самого начала талибы представляли вводимые ими ограничения для женщин как меры безопасности.
В начале сентября они заявляли, что собираются создать «безопасную среду для женщин, где их целомудрие и достоинство будут неприкосновенны», но на деле же создание «безопасной среды» превратилось только во множество запретов. В стране попросту отсутствуют механизмы защиты прав женщин, потому как их устранили сами же талибы. Придя к власти, они отменили Закон «Об искоренении насилия в отношении женщин», упразднили уже существовавшее Министерство по делам женщин, и вместо упраздненного органа власти талибы основали новое — Министерство пропаганды добродетели и предотвращения порока.
Хотя ситуация с правами женщин была весьма плачевной и во время предыдущего, так называемого «светского» правительства, но нужно отметить, что тогда в стране работал целый ряд международных правозащитных организаций, которые предоставляли женщинам хотя бы минимальную помощь. Но с приходом талибов международные организации были вынуждены прекратить свою деятельность на территории Афганистана.
И именно с этого момента итак довольно нестабильное положение женщин ухудшилось, и их права были сокращены до минимума. А права, которые все же удалось сохранить, теперь практически невозможно защитить, ведь влияние идеологии и контроль талибов стал отражаться и на судебной сфере. То есть, к примеру, адвокаты, занимающиеся юридической деятельностью, теперь же не могут более осуществлять ее, ведь началось массовое лишение лицензий в связи с заменой Конституции и светского права на нормы шариата, опирающегося на религиозные предписания и обычаи.
«В Афганистане женщина подвергается осуждению, если появляется в обществе без сопровождения родственника-мужчины, или выступает на людях в защиту прав женщин, или оказывается избрана на государственную должность в местные или центральные органы власти. В адрес женщин, занятых в общественной жизни, поступают угрозы, они подвергаются нападениям, случаются даже убийства» [1].
Также нельзя не отметить такие радикальные по своей сути ограничения как: запрет на ношение яркой одежды; женщины обязаны покрывать одеждой все свое тело и лицо; не имеют права на общение с мужчиной, если это не их муж или родственник; также ограничили присутствие женщин на мероприятиях и публичных местах (то есть не разрешено быть медийными личностями), где гипотетически возможен какой-либо контакт с мужчиной; последовали массовые увольнения женщин с рабочих мест; женщины также не могут заниматься спортом и посещать спортивные клубы; посещать хаммам (общественные бани); и даже существует такой странный запрет на громкий смех.
После установления «новых порядков» в Афганистане женщины и девочки стали в большей мере подвержены риску торговли людьми, принудительного брака, а также сексуальной эксплуатации. Помимо серьезного ограничения свободы передвижения, выражения мнений и ассоциаций, а также участия женщин в общественных и политических делах, эта политика талибов приводит к ограничению возможностей найти работу, зарабатывать на жизнь, получить медицинскую помощь, что повергает женщин не только в нищету, но и приводит к росту ранней смертности среди женщин.
Не желающие мириться с таким положением дел женщины, выходят протестовать на улицы, несмотря на опасность своего положения, потому что талибы отвечали на протесты жестокостью. Выражающих недовольство женщин с помощью протеста избивали, распыляли слезоточивый газ, применяли к ним электрошокеры, угрожали оружием, а также изымали телефоны у прохожих, снимавших происходящее на видео.
К сожалению, можно сделать удручающий вывод, что на каждом этапе истории женщины оказывались между молотом и наковальней: они должны постоянно бороться как за свои формальные де-юре права, которым постоянно угрожают консервативные силы, так и за свое реальное право на безопасность и человеческое достоинство, которые попираются в условиях беззакония и безнаказанности, царящих в обществе, как отмечал в своей работе Д. Кандиётий (D. Kandiyoti) [2].
Женщины в Афганистане запуганы существующей там властью талибов, уже никто не верит их обещаниям. По сути Афганистан можно назвать «государством для мужчин», и пока не сменится менталитет людей, отношение к женщинам в целом, пока не будут соблюдаться элементарные права человека — многие будут продолжать иммигрировать из страны в поисках безопасной и достойной жизни.
Литература:
- Silence is violence: End the abuse of women in Afghanistan/Refworld/https://www.refworld.org/docid/4a548f532.html
- Kandiyoti D. Between the hammer and the anvil: Post-conflict reconstruction, Islam and women’s rights // Third World Quarterly, 2007. V. 28, P. 503–517.