Система управления ростом компетенций и уровня спортсменов, как личностных, так и командных — одна из актуальных проблем спортивного образования [1, с.5]. В спортивном коллективе, как и в любом другом, важен социально-климатический уровень, климат, который влияет на ответственность и выгорание игроков, а также на организацию их взаимодействий. В частности, в волейболе, — на организацию подачи подстраховки, смены, психологический настрой на реализацию единой цели [2, c.97]. Следует поддерживать игровой настрой, минимизировать травмы, утомляемость, риски взаимоотношений в коллективе, влияющие как на качество, так и на имидж команды.
В статье проведен системный анализ проблемы управления спортивными достижениями на основе «теплового портрета» спортивной команды в процессе обучения. «Тепловой портрет» — социально-экономическое, медико-психологическое представление состояние процесса, коллектива, аналогичное, как в биометрии [3, c.89]. Переход к тепловым моделям, инновационным процедурам подготовки специалистов физической культуры, спорта — задача не только образовательная, но и социально-психологическая.
Важно совершенствовать преподавание спортивно-командных дисциплин с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья каждого в команде. Необходимо удовлетворение и командных, и индивидуальных возможностей и интересов спортсменов, а также развитие авторских спортивных программ. Например, типа «Интегративный спортивный курс на основе командных взаимодействий», «Модульная программа организации игровых взаимодействий в команде спортсменов» и др.
Современным обществом востребованы не «просто педагоги», а специалисты по адаптивной физической культуре, достижению социального успеха в условиях цифровой экономики и цифровой, SMART-педагогики [4, с.363].
Формирование у молодежи ЗОЖ и стремления к физкультуре и спорту требует новых подходов к качеству и содержанию учебно-воспитательного процесса. Необходимо, на наш взгляд, акцентировать такие качества и процесса игры в команде, как:
1) решительность, искоренение робости при принятии в оперативной игровой ситуации ответственных решений;
2) точность и полнота коллективных взаимодействий в игре;
3) снижение проявлений негативных психологических особенностей коллективной игры;
4) повышение эстетического воздействия слаженной команды;
5) осуществление практик, способствующих лидерству в команде, внесению ощутимого вклада в командную игру;
6) возможность легко модифицировать, адаптивно настраивать методики обучения;
7) трудолюбие, желание действовать мужественно и решительно и др.
Тепловой портрет динамичной спортивной команды позволяет исследовать многие ее параметры, особенности, которые актуальны для настроек на спортивный результат. В частности, настроек по пространству, времени, энергетике, самообразованию, эмоционально-волевым качествам, самопознанию и др. Позволяет также обобщать тренерский опыт, выделять командные ценности, внедрять инновационные педагогические технологии и модели педагогического воздействия.
Для идентификации социально-психологического климата в команде, построения теплового портрета обычно используют анкетирование по специально разрабатываемым вопросам (анкетам). Затем выстраивается «тепловой портрет» климата, аналогично, как это делают при построении «тепловых карт» изучаемого процесса (события).
Необходимо строить специальные анкеты. В частности, мы построили такую демонстрационную анкету с нижеследующими вопросами.
- Оценить психологическую ситуацию в команде можно как:
a) комфортную, дружескую, настроенную на достижение победы;
b) достаточно комфортную, а отношения в коллективе как дружеские;
c) в команде есть конкурирующие группировки;
d) в команде — постоянные конфликты, есть конфликтогены;
e) «я этим не интересуюсь».
- Ранжируйте нижеприведенные факторы по значимости:
a) тренерская работа однообразна, скучна, нетребовательна к спортсменам, результативности;
b) тренировки приводят к перенапряжениям, объем высокий;
c) участие в тренировках не ведет к спортивному, профессиональному росту;
d) в игре в команде нет взаимопомощи (взаимопонимания);
e) «я не ищу интереса в игре, не стремлюсь к росту».
- Ранжируйте нижеприведенные условия по значимости:
a) грубость тренера — основное, мешающее в игре;
b) непрофессионализм тренеров, менеджмента сильно мешает в работе;
c) отсутствие взаимопонимания с тренером сильно влияет (огорчает);
d) отсутствие необходимости профессионально самосовершенствоваться сильно огорчает;
e) «я играю, не обращая внимания ни на какие условия, кроме игровых, спортивных».
- Ранжируйте нижеприведенные условия по значимости:
a) место тренировки (спорткомплекс) далеко от места моего жительства;
b) результативность не предлагает сколь-нибудь значимого поощрения;
c) игра не сулит сколь-нибудь значительного прироста зарплаты, стимулов или мотивации;
d) на тренировках не нахожу взаимопонимания в команде;
e) «на тренировки хожу как на наказание».
- Следует изменить в тренировочном и игровом процессе (ранжируйте по значимости):
a) спортоборудование;
b) технологию;
c) график тренировок;
d) стимулы;
e) взаимоотношения.
- Считаете ли, что необходимо:
a) искать новую команду?
b) задуматься над установлением более дружеских отношений с коллективом?
c) изолироваться от коллектива и заниматься только исполнением своих спортивных обязанностей?
d) работать над посильным улучшением психологического климата в коллективе?
e) «нужно срочно поменять команду»?
Анкетирование показывает, что в крупных корпорациях работа коллектива идет слаженно, целеориентированно, но «внекомандные» отношения развиты слабо. В небольших фирмах (коллективах) отношения часто дружеские, хотя этому иногда мешает руководитель, недовольный результативностью (качеством работы) сотрудников. Сами же сотрудники недовольны бывают завышенными требованиями руководства, режимом работы, стимулированием, условиями труда и оплаты.
Анкетирование также позволяет сбалансировать взаимодействия, организацию тренировок, выявить:
1) нерациональное использование времени;
2) лишние (недостающие) моменты подготовки;
3) диспропорции во времени на отдых (перерыв), подготовку спортинвентаря и выполнение спортивных мероприятий.
Это необходимо для аналитики рабочего времени и процесса, качественного использования режима спортсменов, их регулярного отдыха и тренировки.
Полученные результаты используемы в образовательных структурах различного профиля, развивать цифровые спортивные инфраструктуры, «экосистемы спорта». Они помогут интегрировать спортивные ресурсы, темп их инновационной насыщенности, улучшить саморегуляцию спортивного сообщества, раскрытие потенциала саморазвития каждого спортсмена и каждой команды.
Литература:
- Страдзе А. Э. Инновационные модели подготовки — основа современной образовательной деятельности. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сб. трудов VII науч.-практ. конф. с межд. участием (20 апреля 2017 г, Москва) / Ред. А. Э. Страдзе, В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, И. И. Столов и др. ПИФКиС МГПУ. –М:, 2017. –С.5–8.
- Фетисова С. Л., Фокин А. М., Куликов Д. М. Направленность и эффективность технико-тактических действий при выполнении подачи в волейболе. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сб. трудов Всеросс. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения»: –Т.2. –СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С.96–103.
- Бурмака А. А., Скрипкина А. А. Применение тепловых портретов и интегрированных систем на их основе для распознавания лиц в видеопоследовательностях // В мире научных открытий. –2012. № 2–5. –С.89.
- Sherstobitova A., Kaziev V., Kazieva B., Glukhova L., Gudkova S., Yakusheva T. Challenges of Digitalization: Smart Pedagogy for Smart University. Smart Education and e-Learning-2021 (V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain, eds.) // Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol.240. -pp.363–369.