Настоящая статья посвящена рассмотрению имеющегося на сегодняшний день правового регулирования технологии блокчейн в российском праве, а именно в предпринимательском праве. Технология блокчейн в настоящее время является весьма актуальной и востребованной. Однако несмотря на это, автором выделяются имеющиеся в законодательстве пробелы, мешающие ее полноценному применению.
Ключевые слова: блокчейн, предпринимательство, предпринимательское право, правовое регулирование, цифровая реальность, цифровизация, смарт-контракт.
Технология блокчейн является актуальным феноменом современного мира, популярность которого обусловлена потребностью в обеспечении достоверности и защиты сохраненных данных, а также широким распространением криптовалют.
Блокчейн — это последовательность блоков, расположенных в определенной непрерывной последовательности и содержащих различную информацию [7]. Такие блоки связаны друг с другом и имеют цифровую подпись, что делает невозможным подменить или удалить какую-либо часть сведений после добавления их в систему. Данная характеристика блокчейна делает его крайне полезной технологией для многих отраслей, в том числе и предпринимательства. Блокчейн в бизнесе — это сеть обменного характера, предназначенная для перемещения активов и транзакций между равными партнёрами, без помощи посредников [8]. Кроме того, защищенность блокчейна позволяет применять его в целях хранения важных документов.
Так, в нашей стране технологию блокчейн активно применяет АО «АЛЬФА-БАНК». Им была создана система, позволяющая автоматизировать работу его корпоративных клиентов с самозанятыми: по их оформлению и выплатам за их услуги [5]. Кроме того, совместно с S7 Airlines был запущен сервис прямых оплат, позволяющий агентам авиакомпании совершать прямые оплат в отсутствие лишнего оборота бумажными документами [6]. Еще одной компанией, использующей рассматриваемую технологию, стал магазин электроники «М.Видео», который первым в России запустил подтверждение поставок через нее еще в 2017 году. Представляется, что приведенные примеры использования технологии блокчейн в предпринимательстве свидетельствуют о ее неоспоримом значении и облегчении деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и простых граждан.
В Российской Федерации уже имеется сформированная нормативно-правовая база регулирования блокчейн-технологий: вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ о цифровых правах [1], Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], известный в народе как закон «О краудфандинге», а также Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Так же следует отметить Приказ Росстандарта, посвященный создании специального технического комитета по стандартизации в данной сфере и являющегося независимым объединением, осуществляющим исследование и развитие блокчейн-технологий [4]. Отметим, что до этого момента при Росреестре имелся Технический комитет по стандартизации «Криптографическая защита информации». Именно он и был первопроходцев по развитию рассматриваемой технологии, но спустя время блокчейн был выделен в отдельный комитет, в рамках которого были выпущены методические рекомендации на терминологию — МР 26.4.001–2018 «Термины и определения в области технологий цепной записи данных (блокчейн) и распределенных реестров». При всем при этом, стандартизация не является общеобязательной, ее документы применяется на добровольной основе, а, значит, их нельзя отнести к императивным актам, влияющим на правовое регулирование технологии блокчейн.
Связанным с правовым регулированием блокчейна является деятельность Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Комитете Государственной думы РФ, который среди множества задач отвечает за правовое обеспечение деятельности Комитета по вопросам внедрения указанной технологии.
Рассматривая возможности блокчейна и его правовое регулирование, считаем необходимым обратить внимание на смарт-контракты. Не углубляясь в юридическую и цифровую реальность и говоря простым языком, смарт-контракт можно определить как специальную программу, отслеживающую и обеспечивающую исполнение договорных обязательств. Нельзя не отметить достоинства смарт-контрактов и достаточно обширную сферу их потенциального применения, однако, к сожалению, современное российское законодательство не содержит их определения. Несмотря на то, что оно имело место в Законопроекте, в итоговую редакцию федерального законодательства оно не вошло.
Как отмечают современные авторы, недостаточный уровень нормативно-правового регулирования отношений, в том числе и договорных, в которых имеется цифровой элемент, является актуальной проблемой [9]. С данной точкой зрения нельзя не согласиться. Вместо бумажной волокиты, которая свойственно любому виду предпринимательской деятельности, целесообразнее всего использовать блокчейн-технологии, позволяющие не только ускорить процесс, но и обеспечить сохранность информации. Если до недавнего времени основной проблемой правового регулирования указанной технологии было полное отсутствие ее нормативно-правовой регламентации, но на сегодняшний день проблема заключается в недостаточном подходе законодателя к данному вопросу, проявляющемся в наличии пробелов в законодательстве.
Литература:
1. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса России // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 12. — Ст. 1224.
2. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2019 г. — № 31. — Ст. 4418; 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5018.
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5018.
4. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2017 г. № 2831 «О создании технического комитета по стандартизации «Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн». Доступ из Справ. правовой системы «Консультант».
5. Альфа-Банк запустил решение на блокчейне для работы с самозанятыми. Официальный сайт АО «Альфа-Банк». URL: https://alfabank.ru/retail/2020/12/1/71713.html (дата обращения 23.05.2022).
6. Блокчейн для агентов S7 Airlines. Официальный сайт АО «Альфа-Банк». URL: https://alfacorp.digital/dlt (дата обращения 23.05.2022).
7. Кузьминых Е. С., Маслова М. А. Влияние блокчейн технологий на современное общество // Научный результат. Информационные технологии. 2022. № № 1. С. 49–55.
8. Могайар У. Блокчейн для бизнеса; предисл. Виталика Бутерина; [пер. с англ. Д. Шалаевой]. Москва: Издательство «Эксмо», 2020. 224 с.
9. Суворов Е. Д. Применение принципов договорного права к договорным отношениям, осложненным цифровым элементом // Lex Russica. 2022. № 1(182). С. 109–116.