Необходимость государственного регулирования экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 2934 раза

Библиографическое описание:

Мезяева, Ю. С. Необходимость государственного регулирования экономики / Ю. С. Мезяева, М. В. Лащёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92249/ (дата обращения: 18.12.2024).



На протяжении всей истории вплоть до наших дней большое место в науке занимает обсуждение места государства в экономике страны. За это время образовалось и впоследствии развивалось большое количество экономических школ, имеющих различное мнение на этот счет. Однако, ни одна из школ не отрицала даже минимального вмешательства государства в экономику, изменялась лишь его степень. В наше время развитие школ продолжается, каждая страна также имеет свои особенности, касаемо данного вопроса, нет единого подхода. В связи с этим очень важно понимать, почему именно возникает такая необходимость вмешательства государство в экономику страны и каковы вообще минимальные и максимальные границы роли государства в данной системе.

Ключевые слова: государство, рыночная экономика, рынок, экономическая система, экономическая деятельность.

Практика различных стран демонстрирует особенный для каждой из них процент вмешательства государства в рыночную экономику. При этом, на данный момент, как и на протяжении всей истории развития, не наблюдалось ни одной страны, экономическая система которой исключала роль государства и признавала лишь использование рыночных механизмов.

Нельзя спорить и с тем фактом, что на разных этапах развития научных экономических школ, государству отводилась различная роль в экономике. Суть систем взглядов имеет свою цикличность, которую мы можем наблюдать, изучая становление каждой из школ. Так, например, меркантилизм (XV-XVII вв.) отмечал необходимость вмешательства государства в экономику; затем развитие классической школы политической экономии (XVII-XVIII вв.) привнесло идею о «невидимой руке» рынка, отрицая необходимость излишнего государственного вмешательства; в дальнейшем появившиеся школы, такие как кейнсианство и дирижизм (XX вв.), снова возвращают мир в экономическую систему, требующую активной роли государства в экономике стран; при этом, развивающаяся в тот же период времени школа неоклассического синтеза (XX вв.) привносит в науку некую «золотую середину» сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования экономики — смешанный тип экономики, отводя каждому из них свои функции.

Как мы уже увидели, существование экономической системы предполагает не только наличие рыночной экономики, но также и государственное регулирование определенных экономических процессов, неподвластных рынку.

Рынок нельзя назвать полноценной экономической системой, он является лишь одним из механизмов этой системы. Рыночная экономика не в силах регулировать важнейшие составляющие экономики страны, которые нацелены на обеспечение достойного уровня жизни граждан и повышение качества их жизни. Ожидания общества, касающиеся низкого уровня безработицы, гарантий прав, охраны и заботы об окружающей среде, справедливого распределения доходов и поддержки населения, не могут быть обеспечены рынком. Отсюда возрастает необходимость усиления роли государства в экономике, которая должна обеспечить, во-первых, решение основополагающих проблем, неподвластных рыночным механизмам регулирования, во-вторых, своевременное и точное реагирование на возникающие в стране проблемы, влияющие на экономику, будь то кризисы, войны, санкции, какие-либо обострившиеся социальные проблемы, и в-третьих, государству необходимо создать благоприятную законодательную базу, как для обеспечения прав граждан страны, так и для развития экономики в целом.

Предпринимательство в свою очередь может воспринимать вмешательство государства в экономику как препятствие для осуществления своей деятельности. Отсюда выходит, что государство должно не просто регулировать некие аспекты, но и учитывать интересы различных групп. При составлении государственной политики следует принимать во внимание, что предпринимателям стоит давать максимально возможную адекватную долю свободы для их эффективного развития и функционирования. Предприниматели не видят смысла инвестировать проекты, не приносящие им самим максимальной выгоды и зачастую такие проекты как раз являются максимально актуальными и нужными для общества и государства в целом. Поэтому, именно от государства зависит, развивается ли та или иная отрасль, или же этот процесс постепенно приостанавливается.

Таким образом, государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью, необходимой для обеспечения разрешения возникающих проблем в имеющейся социально-экономической системе. Адаптация к непрерывно меняющимся условиям, создание мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, продвижение научно-технического потенциала как на внутреннем, так и на внешнем рынке, обеспечение достойной жизни граждан страны — все это задача посильная лишь для государства, так как без его участия экономика ни одной страны будет не в силах эффективно функционировать и развиваться.

Исходя из истории развития экономический школ, ожиданий общества и основ эффективного существования и развития экономической системы страны, на государство возлагают следующие основные функции (минимальные границы государственного вмешательства в экономику):

  1. Создание конституционно-правовой основы экономической деятельности. Суть наделения государства данной функцией означает, что оно должно обеспечить разработку и последующее принятие законов, позволяющих экономике и обществу функционировать и постепенно развиваться. Принятие подобных законов позволяет составить определенный базис, используя который государство вправе регулировать отношения между субъектами экономики и направлять их развитие в то или иное необходимое для страны и самого общества русло.
  2. Создание хозяйственного права, призванного регулировать общественные отношения, касающихся осуществления экономической деятельности. Под общественными отношениями в данном случае подразумеваются отношения как между предпринимателями, так и между ними и иными субъектами данной сферы.
  3. Обеспечение социальных гарантий и социальной защиты граждан государства, обеспечение национальной безопасности (отдельных граждан, общества и экономики), обеспечение соблюдения прав каждого гражданина. Невыполнение государством данных функций несет угрозу отрицательного эффекта для экономики страны.
  4. Борьба с монополизацией экономики. Монополия (искусственная) влечет за собой замедление развития технологий производства, для потребителей же наличие монополий несет такие риски, как: ухудшение качества потребляемой продукции, необъяснимый рост цен, возникновение дефицита товаров на рынке и т. д. Конкуренция же, напротив, благоприятствует развитию, подталкивая конкурирующих между собой производителей находить все новые пути для продвижения именно своего продукта и получения большего числа покупателей. Именно по этим причинам государство должно бороться с возникновением монополий и способствовать развитию конкуренции в стране.
  5. Поддержка стабильного функционирования и развития экономики страны в целом. В данном случае подразумевается, что государство обязано разрабатывать экономическую политику, учитывая решение проблем, которые не в силах решить рынок. К таким проблемам можно отнести: инфляцию, высокий уровень безработицы, внешние (иначе побочные) эффекты и др. В связи с тем, что решение данных проблем может только государство, это является одной из важнейших из его функций, от эффективности исполнения которой зависит как состояние экономики в целом, так и благосостояние граждан страны.

Достижение страной конкретного уровня экономического развития и сосредоточения производства и капитала дает возможность появления ГРЭ. Являясь неотъемлемой частью процесса воспроизводства, ГРЭ решает ряд задач, некоторые из которых: поддержка экспорта страны, увеличение экономического роста, регулирование занятости населения. Характер и серьезность социальных и экономических проблем в государстве в какой-то конкретный период определяют направления, формы и масштабы ГРЭ. Обеспечивая соответствующий порядок и национальную безопасность, государство содействует развитию экономики и предпринимательству в стране.

Необходимость и неизбежность увеличения роли ГРЭ подтверждается наличием «фиаско рынка». Провалы рынка («фиаско рынка») — это прецеденты, когда рынок не способен обеспечить эффективное использование ресурсов.

К ним относятся:

– Рыночная власть (монополия и монопсония);

– Асимметричность информации;

– Общественное благо;

– Внешние эффекты.

Главная причина возникновения «фиаско рынка» — тенденция к монополизации. Для обеспечения конкуренции в этих условия встает острый вопрос необходимости разработки и применения государством антимонопольного законодательства.

Вместе с тем рыночный механизм не способен регулировать и проблемы равенства и справедливости. Одно из условий возникновения социальной незащищённости и неравенства доходов населения — рыночное распределение. При этом следует учитывать, что недовольства населения рыночным распределением могут породить социальные конфликты.

Конкурентный рыночный механизм не в состоянии решить ряд проблем, в частности проблему внешних или побочных эффекты. Часто случается так, что рынок никак не реагирует на явления, обернувшиеся бедой для всего населения. Опираясь на прямой контроль государства, т. е. оценку проблем с позиции общественных перспектив, можно регулировать побочные эффекты.

Во второй половине XX века развитие рыночной экономики обнаружило направленность к увеличению масштабов вмешательства государства в экономику. Неоспоримо, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкуренции на рынке. Следовательно, создавать все условия для жизнедеятельности рыночного механизма в условиях конкуренции является целью государства в рыночной экономике.

Подводя итоги, можно констатировать, что необходимость ГРЭ обусловлена, как минимум, тремя факторами:

Во-первых, конкуренция на рынке. Следствием развития конкуренции является монополизация экономики, что равным образом, ведет к разрушению конкурентного начала в экономике и снижению эффективности общественного производства. Антимонополистическая деятельность государства должна быть конфронтирована монополизации рынка. Антимонополистическое законодательство в стране ориентировано на поддержание и укрепление такой структуры производства, которая в долгосрочной перспективе сможет оставаться конкурентоспособной.

Во-вторых, наличие таких видов производства, деятельность которых невозможна в условиях рынка. Это различные производства, без которых общество не сможет обойтись, но результаты их функционирования нельзя оценить с точки зрения быстрого экономического роста: наука, обороноспособность, здравоохранение, поддержка нетрудоспособных и т. д.

В-третьих, контингентированные возможности рыночных саморегуляторов: поддержание занятости, обеспечение равновесия в экономике, правовое обеспечение жизнедеятельности рыночного механизма.

Государственное регулирование экономики необходимо для любой страны независимо от вида ее экономической системы. Детерминантами, определяющими минимальные границы вмешательства государства в рынок, являются денежное обращение, устранение внешних эффектов и производство общественных благ. В свою очередь, максимальные границы определяются противодействием монополизации, борьбой с инфляцией, обеспечением уровня занятости и перераспределением доходов населения страны.

Литература:

  1. Балуца, С. В. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник / С. В. Балуца; Электронный // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Economics/44839.doc.htm#:~:text=В %20современных %20условиях %20ГРЭ %20является,и %20региональной %20структуре %2C %20поддержка %20экспорта
  2. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 178 с. — ISBN 978–5–534–12770–6. — [Текст]: Электронный // Образовательная платформа Юрайт. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/448296
  3. Журавлева, Г. П. Микроэкономика [Текст]: учебник / Г. П. Журавлева, Л. Г. Чередниченко. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 415 с. + Доп. материалы. — ISBN 978–5–16–006111–5. — [Текст]: Электронный // Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/966061
  4. История экономических учений: конспект лекций / Е. А. Гришина; под ред. С. Г. Михневой. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. — 134 с.
  5. Мокина, Л. С. Необходимость государственного регулирования экономики [Текст] / Л. С. Мокина, Э. Г. Никитина; Вестник СамГУ. 2015. № 2 (124). Электронный // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki
  6. Необходимость государственного регулирования экономики страны. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://psyera.ru/6576/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-strany
  7. Нуралиев С. У. Экономика отраслевых рынков: Монография. Королев М. О.: КИУЭС. 2009. — 257 с.
  8. Сидорчук, В. К. Хозяйственное право: учебник / В. К. Сидорчук. — Минск: РИПО, 2018. — 311 с. — ISBN 978–985–503–822–2. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1020266
Основные термины (генерируются автоматически): рыночная экономика, государство, рынок, экономика, экономическая система, рыночный механизм, экономика страны, экономическая деятельность, национальная безопасность, рыночное распределение.


Похожие статьи

Национальная идея и конституционализм

В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...

Признаки корпорации по современному российскому законодательству

Сегодня обоснованность мнения, согласно которому юридическое лицо, создаваемое в форме корпорации, рассматривается в качестве чрезвычайно важного компонента гражданского оборота, достаточно очевидно. В последнее время отечественное гражданское законо...

Психологическая теория происхождения государства

С незапамятных времен человечество стало задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. В результате чего различными мыслителями во все времена и в разных государствах было создано множество теорий, которые по-разному отвечают на во...

Проблемы и перспективы развития интеллектуального права на информационные технологии в Российской Федерации

На современном этапе общественного развития информационные технологии играют значительную роль как в Российской Федерации, так и в западных странах, важным аспектом является защита интеллектуального права на информационные технологии. В Российской Фе...

Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке

В данной статье осуществлен комплексный анализ правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке. В современных реалиях предпринимательство представляет собой очень ответственный вид д...

Основные теоретические подходы к анализу внешней политики государства

Изучение внешней политики государственных акторов является одним из ключевых направлений в науке о международных отношениях. Его особенностью по сей день остаётся отсутствие единой теории и методологии изучения поведения стран на международной арене.

Уголовное законодательство как средство противодействия экономическим преступлениям

Мы можем говорить о том, что проведение уголовной политики должно осуществляться на основании определенных принципов, которые предопределяют ее цели, задачи, а также тот комплекс действий, с помощью которого возможна реализация указанной политики в ж...

Сущность и содержание понятия «экономические интересы государства»

Уже достаточно продолжительное время проблема экономической безопасности активно обсуждаться учеными в различных областях науки. В настоящее время обеспечение экономической безопасности государства принимает особое значение. Это связано прежде всего ...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера

В статье рассматриваются актуальные проблемы монопольной власти на современном рынке и вытекающей из этого необходимости глубинного понимания сущности монополии, а также законодательного регулирования данной рыночной структуры.

Понятие и правовая природа финансового контроля

Статья посвящена исследованию концепции финансового контроля в контексте финансового права. Обращено внимание на отсутствие четких нормативных определений для данного термина, что приводит к разнообразным трактовкам и недостаткам в практическом приме...

Похожие статьи

Национальная идея и конституционализм

В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...

Признаки корпорации по современному российскому законодательству

Сегодня обоснованность мнения, согласно которому юридическое лицо, создаваемое в форме корпорации, рассматривается в качестве чрезвычайно важного компонента гражданского оборота, достаточно очевидно. В последнее время отечественное гражданское законо...

Психологическая теория происхождения государства

С незапамятных времен человечество стало задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. В результате чего различными мыслителями во все времена и в разных государствах было создано множество теорий, которые по-разному отвечают на во...

Проблемы и перспективы развития интеллектуального права на информационные технологии в Российской Федерации

На современном этапе общественного развития информационные технологии играют значительную роль как в Российской Федерации, так и в западных странах, важным аспектом является защита интеллектуального права на информационные технологии. В Российской Фе...

Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке

В данной статье осуществлен комплексный анализ правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке. В современных реалиях предпринимательство представляет собой очень ответственный вид д...

Основные теоретические подходы к анализу внешней политики государства

Изучение внешней политики государственных акторов является одним из ключевых направлений в науке о международных отношениях. Его особенностью по сей день остаётся отсутствие единой теории и методологии изучения поведения стран на международной арене.

Уголовное законодательство как средство противодействия экономическим преступлениям

Мы можем говорить о том, что проведение уголовной политики должно осуществляться на основании определенных принципов, которые предопределяют ее цели, задачи, а также тот комплекс действий, с помощью которого возможна реализация указанной политики в ж...

Сущность и содержание понятия «экономические интересы государства»

Уже достаточно продолжительное время проблема экономической безопасности активно обсуждаться учеными в различных областях науки. В настоящее время обеспечение экономической безопасности государства принимает особое значение. Это связано прежде всего ...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера

В статье рассматриваются актуальные проблемы монопольной власти на современном рынке и вытекающей из этого необходимости глубинного понимания сущности монополии, а также законодательного регулирования данной рыночной структуры.

Понятие и правовая природа финансового контроля

Статья посвящена исследованию концепции финансового контроля в контексте финансового права. Обращено внимание на отсутствие четких нормативных определений для данного термина, что приводит к разнообразным трактовкам и недостаткам в практическом приме...

Задать вопрос