На протяжении всей истории вплоть до наших дней большое место в науке занимает обсуждение места государства в экономике страны. За это время образовалось и впоследствии развивалось большое количество экономических школ, имеющих различное мнение на этот счет. Однако, ни одна из школ не отрицала даже минимального вмешательства государства в экономику, изменялась лишь его степень. В наше время развитие школ продолжается, каждая страна также имеет свои особенности, касаемо данного вопроса, нет единого подхода. В связи с этим очень важно понимать, почему именно возникает такая необходимость вмешательства государство в экономику страны и каковы вообще минимальные и максимальные границы роли государства в данной системе.
Ключевые слова: государство, рыночная экономика, рынок, экономическая система, экономическая деятельность.
Практика различных стран демонстрирует особенный для каждой из них процент вмешательства государства в рыночную экономику. При этом, на данный момент, как и на протяжении всей истории развития, не наблюдалось ни одной страны, экономическая система которой исключала роль государства и признавала лишь использование рыночных механизмов.
Нельзя спорить и с тем фактом, что на разных этапах развития научных экономических школ, государству отводилась различная роль в экономике. Суть систем взглядов имеет свою цикличность, которую мы можем наблюдать, изучая становление каждой из школ. Так, например, меркантилизм (XV-XVII вв.) отмечал необходимость вмешательства государства в экономику; затем развитие классической школы политической экономии (XVII-XVIII вв.) привнесло идею о «невидимой руке» рынка, отрицая необходимость излишнего государственного вмешательства; в дальнейшем появившиеся школы, такие как кейнсианство и дирижизм (XX вв.), снова возвращают мир в экономическую систему, требующую активной роли государства в экономике стран; при этом, развивающаяся в тот же период времени школа неоклассического синтеза (XX вв.) привносит в науку некую «золотую середину» сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования экономики — смешанный тип экономики, отводя каждому из них свои функции.
Как мы уже увидели, существование экономической системы предполагает не только наличие рыночной экономики, но также и государственное регулирование определенных экономических процессов, неподвластных рынку.
Рынок нельзя назвать полноценной экономической системой, он является лишь одним из механизмов этой системы. Рыночная экономика не в силах регулировать важнейшие составляющие экономики страны, которые нацелены на обеспечение достойного уровня жизни граждан и повышение качества их жизни. Ожидания общества, касающиеся низкого уровня безработицы, гарантий прав, охраны и заботы об окружающей среде, справедливого распределения доходов и поддержки населения, не могут быть обеспечены рынком. Отсюда возрастает необходимость усиления роли государства в экономике, которая должна обеспечить, во-первых, решение основополагающих проблем, неподвластных рыночным механизмам регулирования, во-вторых, своевременное и точное реагирование на возникающие в стране проблемы, влияющие на экономику, будь то кризисы, войны, санкции, какие-либо обострившиеся социальные проблемы, и в-третьих, государству необходимо создать благоприятную законодательную базу, как для обеспечения прав граждан страны, так и для развития экономики в целом.
Предпринимательство в свою очередь может воспринимать вмешательство государства в экономику как препятствие для осуществления своей деятельности. Отсюда выходит, что государство должно не просто регулировать некие аспекты, но и учитывать интересы различных групп. При составлении государственной политики следует принимать во внимание, что предпринимателям стоит давать максимально возможную адекватную долю свободы для их эффективного развития и функционирования. Предприниматели не видят смысла инвестировать проекты, не приносящие им самим максимальной выгоды и зачастую такие проекты как раз являются максимально актуальными и нужными для общества и государства в целом. Поэтому, именно от государства зависит, развивается ли та или иная отрасль, или же этот процесс постепенно приостанавливается.
Таким образом, государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью, необходимой для обеспечения разрешения возникающих проблем в имеющейся социально-экономической системе. Адаптация к непрерывно меняющимся условиям, создание мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, продвижение научно-технического потенциала как на внутреннем, так и на внешнем рынке, обеспечение достойной жизни граждан страны — все это задача посильная лишь для государства, так как без его участия экономика ни одной страны будет не в силах эффективно функционировать и развиваться.
Исходя из истории развития экономический школ, ожиданий общества и основ эффективного существования и развития экономической системы страны, на государство возлагают следующие основные функции (минимальные границы государственного вмешательства в экономику):
- Создание конституционно-правовой основы экономической деятельности. Суть наделения государства данной функцией означает, что оно должно обеспечить разработку и последующее принятие законов, позволяющих экономике и обществу функционировать и постепенно развиваться. Принятие подобных законов позволяет составить определенный базис, используя который государство вправе регулировать отношения между субъектами экономики и направлять их развитие в то или иное необходимое для страны и самого общества русло.
- Создание хозяйственного права, призванного регулировать общественные отношения, касающихся осуществления экономической деятельности. Под общественными отношениями в данном случае подразумеваются отношения как между предпринимателями, так и между ними и иными субъектами данной сферы.
- Обеспечение социальных гарантий и социальной защиты граждан государства, обеспечение национальной безопасности (отдельных граждан, общества и экономики), обеспечение соблюдения прав каждого гражданина. Невыполнение государством данных функций несет угрозу отрицательного эффекта для экономики страны.
- Борьба с монополизацией экономики. Монополия (искусственная) влечет за собой замедление развития технологий производства, для потребителей же наличие монополий несет такие риски, как: ухудшение качества потребляемой продукции, необъяснимый рост цен, возникновение дефицита товаров на рынке и т. д. Конкуренция же, напротив, благоприятствует развитию, подталкивая конкурирующих между собой производителей находить все новые пути для продвижения именно своего продукта и получения большего числа покупателей. Именно по этим причинам государство должно бороться с возникновением монополий и способствовать развитию конкуренции в стране.
- Поддержка стабильного функционирования и развития экономики страны в целом. В данном случае подразумевается, что государство обязано разрабатывать экономическую политику, учитывая решение проблем, которые не в силах решить рынок. К таким проблемам можно отнести: инфляцию, высокий уровень безработицы, внешние (иначе побочные) эффекты и др. В связи с тем, что решение данных проблем может только государство, это является одной из важнейших из его функций, от эффективности исполнения которой зависит как состояние экономики в целом, так и благосостояние граждан страны.
Достижение страной конкретного уровня экономического развития и сосредоточения производства и капитала дает возможность появления ГРЭ. Являясь неотъемлемой частью процесса воспроизводства, ГРЭ решает ряд задач, некоторые из которых: поддержка экспорта страны, увеличение экономического роста, регулирование занятости населения. Характер и серьезность социальных и экономических проблем в государстве в какой-то конкретный период определяют направления, формы и масштабы ГРЭ. Обеспечивая соответствующий порядок и национальную безопасность, государство содействует развитию экономики и предпринимательству в стране.
Необходимость и неизбежность увеличения роли ГРЭ подтверждается наличием «фиаско рынка». Провалы рынка («фиаско рынка») — это прецеденты, когда рынок не способен обеспечить эффективное использование ресурсов.
К ним относятся:
– Рыночная власть (монополия и монопсония);
– Асимметричность информации;
– Общественное благо;
– Внешние эффекты.
Главная причина возникновения «фиаско рынка» — тенденция к монополизации. Для обеспечения конкуренции в этих условия встает острый вопрос необходимости разработки и применения государством антимонопольного законодательства.
Вместе с тем рыночный механизм не способен регулировать и проблемы равенства и справедливости. Одно из условий возникновения социальной незащищённости и неравенства доходов населения — рыночное распределение. При этом следует учитывать, что недовольства населения рыночным распределением могут породить социальные конфликты.
Конкурентный рыночный механизм не в состоянии решить ряд проблем, в частности проблему внешних или побочных эффекты. Часто случается так, что рынок никак не реагирует на явления, обернувшиеся бедой для всего населения. Опираясь на прямой контроль государства, т. е. оценку проблем с позиции общественных перспектив, можно регулировать побочные эффекты.
Во второй половине XX века развитие рыночной экономики обнаружило направленность к увеличению масштабов вмешательства государства в экономику. Неоспоримо, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкуренции на рынке. Следовательно, создавать все условия для жизнедеятельности рыночного механизма в условиях конкуренции является целью государства в рыночной экономике.
Подводя итоги, можно констатировать, что необходимость ГРЭ обусловлена, как минимум, тремя факторами:
Во-первых, конкуренция на рынке. Следствием развития конкуренции является монополизация экономики, что равным образом, ведет к разрушению конкурентного начала в экономике и снижению эффективности общественного производства. Антимонополистическая деятельность государства должна быть конфронтирована монополизации рынка. Антимонополистическое законодательство в стране ориентировано на поддержание и укрепление такой структуры производства, которая в долгосрочной перспективе сможет оставаться конкурентоспособной.
Во-вторых, наличие таких видов производства, деятельность которых невозможна в условиях рынка. Это различные производства, без которых общество не сможет обойтись, но результаты их функционирования нельзя оценить с точки зрения быстрого экономического роста: наука, обороноспособность, здравоохранение, поддержка нетрудоспособных и т. д.
В-третьих, контингентированные возможности рыночных саморегуляторов: поддержание занятости, обеспечение равновесия в экономике, правовое обеспечение жизнедеятельности рыночного механизма.
Государственное регулирование экономики необходимо для любой страны независимо от вида ее экономической системы. Детерминантами, определяющими минимальные границы вмешательства государства в рынок, являются денежное обращение, устранение внешних эффектов и производство общественных благ. В свою очередь, максимальные границы определяются противодействием монополизации, борьбой с инфляцией, обеспечением уровня занятости и перераспределением доходов населения страны.
Литература:
- Балуца, С. В. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник / С. В. Балуца; Электронный // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Economics/44839.doc.htm#:~:text=В %20современных %20условиях %20ГРЭ %20является,и %20региональной %20структуре %2C %20поддержка %20экспорта
- Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 178 с. — ISBN 978–5–534–12770–6. — [Текст]: Электронный // Образовательная платформа Юрайт. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/448296
- Журавлева, Г. П. Микроэкономика [Текст]: учебник / Г. П. Журавлева, Л. Г. Чередниченко. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 415 с. + Доп. материалы. — ISBN 978–5–16–006111–5. — [Текст]: Электронный // Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/966061
- История экономических учений: конспект лекций / Е. А. Гришина; под ред. С. Г. Михневой. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. — 134 с.
- Мокина, Л. С. Необходимость государственного регулирования экономики [Текст] / Л. С. Мокина, Э. Г. Никитина; Вестник СамГУ. 2015. № 2 (124). Электронный // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki
- Необходимость государственного регулирования экономики страны. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://psyera.ru/6576/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-strany
- Нуралиев С. У. Экономика отраслевых рынков: Монография. Королев М. О.: КИУЭС. 2009. — 257 с.
- Сидорчук, В. К. Хозяйственное право: учебник / В. К. Сидорчук. — Минск: РИПО, 2018. — 311 с. — ISBN 978–985–503–822–2. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1020266