В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды использования цифровых технологий в политической среде. Определяются угрозы использования сети Интернет для массового воздействия на население.
Ключевые слова : политтехнолог, Интернет, политическая кампания, социальные сети, фейки.
The article discusses aspects of the formation of new political professions, through the introduction and use of the information and communication network Internet. An analysis is made of the key areas of development of the industry, and the main trends in the use of digital technologies in the political environment are identified. The threats of using the Internet for mass impact on the population are determined.
Keywords: political strategist, Internet, political campaign, social networks, fakes.
В современном мире можно говорить о возрастающей роли сети Интернет в жизни общества. Начиная с банальных покупок в онлайн-пространстве, заканчивая избирательными кампаниями — информационные технологии плотно вошли в обиход каждого человека. Согласно рейтингу Bloomberg Innovation Index [13], Российская Федерация, по состоянию на 2021 год, занимала 24 место в мире по уровню внедрения технологических инноваций в экономику. А согласно Digital Society Index [10], составленному экспертами международной коммуникационной группы Dentsu Aegis Network, Российская Федерация уже в 2018 году вошла в десятку ведущих цифровых экономик мира. При этом, по данным рейтинга Digital 2022 Global Overview [11], уровень проникновения интернета в России на начало года достиг 89,0 % от общей численности населения страны, что на 4,7 % выше прошлого года. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что русскоязычная часть Интернет-сети представляет собой активно действующий институт влияния на формирование общественного мнения, который может быть использован как политическими, так и коммерческими структурами с целью трансляции своих интересов на широкую аудиторию. С этим фактом, во многом, связано такое явление, как появление профессий, функционирование которых возможно лишь в Интернет-среде. Учитывая повышенную актуальность для политических акторов возможности влияния на различные группы людей, ставший для всех уже привычным политический маркетинг переместился в онлайн-пространство, порождая тем самым возникновение новых политических Интернет-профессий.
Интернет-пространство можно представить в виде открытой системы, которая не имеет четко определенных границ и формируется за счет взаимодействующих индивидов, общественных групп и организаций, путем объединения опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий, и соответствующих средств поддержки [2, c. 99]. Изначально созданная исключительно для передачи электронных сообщений сеть Интернет со временем стала использоваться как основное средство для влияния на массовое сознание. Являясь средством оповещения граждан о последних новостях и событиях, происходящих в мире, Сеть полностью заполняет их досуг и оказывает значительное воздействие на мышление и сознание людей.
Сама суть политического маркетинга подразумевает формирование единых политических интересов и потребностей граждан, выгодных действующему субъекту политической жизни общества, при учете своеобразия политических взглядов, предпочтений и убеждений разных групп людей. Поэтому появление и широкое распространение цифровых технологий существенно облегчило данную задачу и положило начало феномену цифрового политического маркетинга. Современные политические технологи быстро взяли на вооружение те средства, что предоставляет им Интернет. Можно утверждать, что обособление профессии политтехнолога от профессии политического консультанта вызвано в первую очередь повышенной включенностью первого в непосредственный политический процесс. При этом важно понимать, что политический технолог, в первую очередь, вовлечен именно в маркетинг [5, c. 22]. С появлением электронных СМИ и социальных сетей возникла потребность интеграции данных профессий в пространство Сети. Первые подобные шаги были предприняты еще на рубеже XX — XXI вв., однако наибольшее распространение данная практика получила именно в настоящее время. Существует ошибочное мнение, что основной задачей политтехнолога является обеспечение успешного прохождения электорального цикла для определенного субъекта политики. Однако, в первую очередь, технолог отвечает за конструирование успешных взаимоотношений между обществом, государственной властью и заказчиком. Профессионализация современной политической коммуникации, без каких-либо сомнений, сделала цифровые медиаресурсы инструментом, без которого современные политтехнологи не могут обойтись [8, c. 13–22]. К особенностям работы политического технолога в Интернет-среде стоит отнести возможность воздействовать на аудиторию посредством продвижения информации о заказчике на сайтах, в социальных сетях, блогах, путем совмещения различных форм подачи материала — текста, иллюстраций, фотографий, видео, звуковых файлов.
В сферу ответственности технолога, проводящего кампанию в Интернет-среде, можно включить:
— работу в социальных сетях (данные онлайн-платформы являются средой, в которой пользователи Сети проводят больше всего времени. Они позволяют оперативно донести до широкой аудитории то сообщение, которое технолог желает разместить);
— сотрудничество с блогерами (в данную категорию включены лидеры общественного мнения и микроинфюэнсеры — люди, популярные в определенной тематической среде, имеющие аккаунты в социальных сетях. Размещение информационных сообщений на данных площадках позволяет ненавязчиво воздействовать на мнение аудитории и получить поддержку большего количества пользователей. Зачастую аудитория блогера воспринимает информацию более лояльно, чем иные пользователи);
— присутствие личных аккаунтов заказчика в социальных сетях (данный факт обеспечивает непосредственный контакт политика или партии с аудиторией, что позволяет добиться доверительного отношения к заказчику со стороны пользователей Сети);
— возможность организации работы предвыборного штаба с помощью использования Интернет-среды (это необходимо для оперативной координации большого количества людей, задействованных в проведении кампании);
— размещение вирусных видео-технологий (Интернет предоставляет возможность широкого распространения видеороликов, направленных на создание позитивного имиджа заказчика или ослабление позиций противника. При этом ролик должен быть интересен аудитории, чтобы достичь возможности хаотичного распространения от пользователя к пользователю);
— сбор денежных средств с через сеть Интернет (краудфандинг);
— мобильный маркетинг и реклама в компьютерных играх.
Для лоббирования интересов заказчика необходимо формирование его позитивного имиджа в публичном информационном поле. На рынке интернет-коммуникаций существуют различные коммерческие компании, к помощи которых вынуждены прибегать технологи для мониторинга СМИ и социальных сетей. Примерами продуктов, предлагаемых для работы в Интернет-среде, являются информационно-аналитические системы «Медиалогия», «Brand Analytics», «IQBuzz», «You Scan». Все приведенные системы работают по схожему алгоритму: с помощью выделения и поиска изначально заданных ключевых слов в тексте и различных их комбинаций. Использование подобных сервисов позволяет зафиксировать появление новых инфоповодов и наблюдать за их развитием. Преимуществом ряда таких систем является возможность не только проанализировать, но и распознать эмоциональную окраску огромных массивов информации. Последнее становится все более и более актуальным в свете развития упрощенных интернет-коммуникаций. Отслеживание медиаповодов и реакции пользователей на них позволяет политтехнологам вовремя заметить недостатки проводимой кампании и принять своевременные меры для их нивелирования.
Одним из самых успешных кейсов работы политтехнологов в Интернет-среде является избирательная кампания Барака Обамы в 2008 г. Очень важным шагом, предпринятым во время кампании, стало непосредственное обращение кандидата к целевым аудиториям, посредством использования таргетированной рекламы и социальных сетей, а также видеохостинга YouTube, поскольку подобное предвыборное послание распространялось среди аудитории «само собой», путем непосредственной пересылки от одного пользователя другому. При этом на сторону Барака Обамы была привлечена целевая аудитория, ранее проявлявшая относительную пассивность в ходе избирательных кампаний (в итоге кампании произошел рост числа зарегистрировавшихся избирателей от 18 до 26 лет). Также посредством использования Сети была проведена мобилизация материальных ресурсов (краудфандинг).
Скандал, разразившийся в связи с передачей данных более чем 87 миллионов пользователей социальной сети Facebook компании по обработке данных Cambridge Analytica [7, c.56–59], только усилил понимание того, что современные политические технологии уверенно переместились из офлайн в онлайн сферу жизни общества. Обнародование данной истории стало показательным с точки зрения того, что, используя тщательный анализ данных пользователей социальных сетей, политтехнологи получили возможность влиять на любой электоральный цикл. Считается, что именно возможность предлагать пользователям Сети релевантную политическую рекламу помогла Дональду Трампу одержать победу на выборах президента США в 2016 году.
В 2022 году технологии использования цифровых проектов в избирательных кампаниях продвинулись значительно дальше. Так, например, на 20-х президентских выборах в Южной Корее была применена технология продвижения кандидата через использование дипфейка. Дипфейком принято считать видео, созданное с помощью искусственного интеллекта. Нейросеть по пикселям собирает ролик на основе готовых изображений. Для продвижения кандидатуры Юн Сок Ёля его избирательным штабом был создан цифровой аватар, или дипфейк, AI Yoon. Особенностью дипфейка являлась модель поведения, адаптированная под молодое население Южной Кореи: в своей речи AI Yoon употреблял сленг из онлайн-игр, мемы, а также более резкие высказывания в адрес президента и конкурентов. Такой подход с элементами геймификации позволил кандидату привлечь внимание молодой аудитории. Охват сайта, на котором был размещен дипфейк составил 7 млн человек, а количество комментариев — 10 тыс. [12].
При создании имиджа заказчика или его соперника современные политтехнологи нередко прибегают к помощи ботов. Боты или интернет-тролли, как часто называют их в СМИ — люди или программы, создающие эффект политической активности. Их задача — распространить заданную информацию в среде, наиболее подходящей для ее поглощения. Зачастую под данной средой понимаются комментарии пользователей, включенных в какое-либо обсуждение. Иногда для данной работы привлекаются специальные компании, которые, используя запрограммированные аккаунты пользователей, распространяют определенный контент. Такую комментарийную активность достаточно просто отследить: текст сообщений, оставляемых запрограммированными пользователями, будет идентичен. При этом многие социальные сети, используя собственные алгоритмы, ведут борьбу с фейковыми аккаунтами и блокируют их раньше, чем сообщения будут размещены. Еще один минус подобных механизмов в том, что они несут лишь конкретно заданный набор символов, и, попав в сообщество, где пользователи будут враждебно настроены к заданной идее, сообщение рискует затеряться среди иных комментариев, либо вызвать всплеск негатива по отношению к заказчику. Поэтому в условиях функционирования современных технологий более приемлемым считается использование для управления ботами реально существующих людей. Зачастую для таких людей создают ложные аккаунты, в которых предварительно ведется определенная активность. Существует сформулированное техническое задание, в котором прописана основная идея, требующая распространения, определен список сообществ, в которых следует работать, и примерные варианты формулировок тем, которые следует поддержать.
Смысл функционирования таких ботов заключается в массовом производстве потенциально выгодного заказчику политического контента. Таким образом, любое информационное воздействие на аудиторию Сети может быть усилено или устранено путем распространения специфического контента. Согласно исследованиям, проводившимися учеными из Оксфордского университета [9], около трети контента в социальной сети Twitter, направленного на поддержку Дональда Трампа, было создано ботами. Данный шаг помог медиакампании Д. Трампа охватить больше живой аудитории, чем постам в поддержку Хиллари Клинтон. Для данного исследования было проанализировано около 9 млн записей, опубликованных в Сети в ходе дебатов 26 сентября 2016 года.
Ведение популярных блогов стало еще одной профессией, получившей широкое распространение на просторах Сети. Использование личных аккаунтов лидеров общественного мнения или микроинфлюэнсеров стало крайне востребовано для производства и распространения политической рекламы. Суть этого явления заключается в том, что у данных пользователей более лояльная аудитория, у которой гораздо проще вызвать ответную реакцию с помощью замаскированных под личное мнение постов [4, c.175]. При этом необходимо отметить, что блогеры с широкой аудиторией весьма щепетильно относятся к контенту, размещаемому в своем аккаунте или канале, поэтому политическую рекламу часто приходится не один раз согласовывать с владельцем страницы. Цена же данного поста будет в несколько раз выше обычной рекламы.
В последние несколько лет российский сегмент политической рекламы плавно переместился в мессенджер Telegram. Именно там функционируют сотни каналов, создающих политическую повестку в стране. Естественно, как и в других социальных сетях, в Telegram существует определенное количество лидеров общественного мнения, но большее внимание пользователей сосредоточено именно на профильных каналах, которые целенаправленно занимаются освещением политических событий в стране. Важно понимать, что практически каждый канал имеет своего собственного заказчика, который задает тон написания публикаций. При этом зачастую каналы, производящие близкую по тематике повестку, объединяются в информационные сетки. Иногда подобные сетки создаются одним человеком (группой людей) для увеличения охвата аудитории. Поэтому любой пост или информация, распространяемая подобными информационными источниками, имеет своего заказчика и потребителя. На данный момент производство контента в любых социальных сетях является профессиональной деятельностью, которая поставлена на поток. Феномен этого явления весьма прост: современная медиаграмотность пользователей приблизилась к простому недоверию официальным источникам новостей [3, c.66]. В социальных сетях все обстоит гораздо проще, пользователям достаточно всего лишь сослаться на собственный опыт, не приводя разумных доводов и фактов, что способствует значительной поляризации мнений.
Исходя из этого, в Сети зародилась еще одна специфическая профессия, которая, зачастую, направлена на деструктивное воздействие на существующую политическую систему. 25 марта 2018 года в г. Кемерово в торговом центре «Зимняя вишня» случилось возгорание. В результате быстрого распространения огня, а также обширного задымления заблокированными в кинозалах торгового центра остались посетители, в том числе дети. Всего в пожаре погибли 60 человек (по данным, представленным СК РФ на 20 апреля 2018г.) [6], из которых 37 — дети. Последующие действия пранкеров, связанные с распространением фейковых новостей, привели к дестабилизации политической ситуации в регионе, а также вызвали широкомасштабные общественные волнения, в том числе митинги и распространение паники в СМИ и социальных сетях.
Украинский пранкер (телефонный хулиган) Евгений Вольнов выложил в Сеть запись, сделанную якобы в ходе телефонного звонка в отдел судмедэкспертизы в Кемерово во время проведения спецоперации пожарными службами и службами МЧС. Он представился сотрудником МЧС и заявил сотрудникам морга, что из пожара в «Зимней вишни» в морг будет доставлено 300 трупов. Позже, в ходе следственных действий было выяснено, что Вольнов придумал цифру в 300 человек, исходя из общего количества мест в кинозалах торгового центра. Поддерживалось распространение данной информации с помощью фотоматериалов. Например, на одной из тиражировавшихся фотографий палатки сотрудников МЧС выдавались за вынесенные «под покровом ночи» обгоревшие трупы погибших граждан.
Распространение подобного заведомо ложного, а порой и провокационного контента происходит исключительно ради повышения рейтингов определённых авторов, количества аудитории и иных рыночных аспектов функционирования интернет-пространства. В попытках монетизировать возникающую в таких случаях информационную повестку, авторы фейковых новостей редко задумываются о том, какие последствия принесут данные действия. Также нельзя исключать и преднамеренное совершение подобных действий за материальное вознаграждение, целью чего является усиление негативного медийного фона вокруг правящей элиты субъекта или страны. Стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за распространение фейковых новостей [1].
Таким образом, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой становление нового пласта специальностей, направленных на использование сети Интернет в политических целях. Помимо обычного пиара, Сеть стала использоваться для глубинной аналитики электората и прицельного воздействия на их ценности и интересы. На первый план стала выходить не программа кандидата или партии, а их умение подстроиться под запросы общества. Более того, Интернет превратился в инструмент дестабилизации общественно-политического строя в стране не только посредством распространения фейковой информации и панических настроений, но и мобилизации граждан. Зачастую, этот прием использовался западными политическими технологами при проведении «цветных» революций в ряде стран мира.
Литература:
- Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
- Антонова Д. В. Гражданское участие и информационное участие (к определению понятий)// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2016. № 1.
- Герт Ловинк. Критическая теория интернета — М.: Ad Marginem, 2019. Перевод Д. Лебедева, П. Торкановского. — 304 с.
- К. А. Потупчик «Запрещённый» Телеграм: путеводитель по самому скандальному интернет-мессенджеру — М.: Буки Веди, 2019. — 220 с.
- Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 365 с. — Серия: Модуль. Академический курс.
- Следственный комитет Российской Федерации (20 апреля 2018). [Электронный ресурс]. URL: https://sledcom.ru/news/item/1218921/?pdf=1 (Дата обращения 25.05.2022 г.)
- Jim Isaak, Mina J. Hanna User Data Privacy: Facebook, Cambridge Analytica, and Privacy Protection // THE IEEE COMPUTER SOCIETY. — 2018. — С. 56–59.
- Philippe J. Maarek Politics 2.0: New Forms of Digital Political Marketing and Political Communication // Trípodos. — 2014. — № 34. — С. 13–22.
- Bence Kollanyi, Philip N. Howard, and Samuel C. Woolley. “Bots and Automation over Twitter during the Third U. S. Presidential Debate.” Data Memo 2016.3. Oxford, UK: Project on Computational Propaganda. [Электронный ресурс] URL: http://blogs.oii.ox.ac.uk/politicalbots/wp-content/uploads/sites/89/2016/10/Data-Memo-Third-Presidential-Debate.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
- Digital Society Index 2018 // Oxford Economics [Электронный ресурс] URL: https://d1iydh3qrygeij.cloudfront.net/Media/Default/landing-pages/Digital_society_index.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
- Digital 2022: global overview report 2022 // DataReportal — Global Digital Insights [Электронный ресурс] URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 20.05.2022).
- Is South Korean the world’s first official deepfake candidate? Meet ‘AI Yoon’, the salty AI making the 2022 presidential election interesting // South China Morning Post [Электронный ресурс] URL: https://www.scmp.com/news/asia/east-asia/article/3166928/south-korean-worlds-first-official-deepfake-candidate-meet-ai (дата обращения: 20.05.2022)
- Most Innovative Countries 2022 // World population review [Электронный ресурс] URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/most-innovative-countries (дата обращения: 24.05.2022).