В статье представлены данные исследования, направленного на выявление аспектов переживания пандемии подростками в период стремительного роста заболеваемости COVID-19 и его снижения.
Ключевые слова: переживание, пандемия COVID-19, подростковый возраст.
В декабре 2019 года человечество столкнулось с новой коронавирусной инфекцией. А уже 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что вспышка новой болезни обрела характер пандемии. С этого момента начался долгий путь борьбы с COVID-19, что происходит вплоть до сегодняшнего времени.
Чтобы контролировать распространение вируса многие государства принимали карантинные меры, вплоть до локдауна. Вопреки ожиданиям, подобные меры лишь поспособствовали сложностям, а так же усугубили психологическое состояние незащищенных категорий населения. Особенно это коснулось пожилых людей, а так же детей и подростков, чей уклад жизни значительно изменился из-за карантинных мер.
На фоне распространения COVID-19, кроме очевидных медицинских проблем, возникли проблемы психологического переживания ситуации пандемии. По данным исследования, опубликованного в американском медицинском журнале JAMA Pediatrics [5], показатели по психическим расстройствам среди детей и подростков по всему миру выросли вдвое.
Благодаря отечественным исследованиям выявлены группы риска, которые наиболее тяжело переживают последствия пандемии, это люди в возрасте с 18 до 24 и с 45 до 54 лет [4]. Подростки не попали в группу риска, однако ученые из разных стран опубликовали десятки исследований о том, как сказалась пандемия на психологическом состоянии подростков, и к каким последствиям может привести в будущем.
Согласно А. Н. Леонтьеву [1] подростковый возраст — это возраст «второго рождения личности».
Отрочество является критическим периодом в процессе формирования личности, поскольку подростки переживают множество изменений в своем организме одновременно. Кроме того именно в этом возрасте люди переживают подростковый, так называемый, затяжной кризис. С телом подростка случается множество трансформаций на фоне анатомо-физиологического развития, гормональной перестройки и полового созревания, что в свою очередь влияет на общее психологическое состояние.
Именно в такой нестабильный период свой жизни подростки столкнулись с пандемией коронавирусной инфекции.
Первый год пандемии COVID-19 представил беспрецедентные проблемы для психологического состояния всех категорий населения. Угроза и страх перед новым разрушительным инфекционным заболеванием, миллионы смертей во всем мире и беспрецедентное сокращение социальных взаимодействий были стрессорами, которые значительно повлияли на психологическое состояние людей.
За это время подростки успели пережить сложности самоизоляции и дистанционного обучения (ДО), что стало для них еще одним потрясением, т. к. сильно повлияло на социальную ситуацию развития. А с выходом на очное обучение подростки столкнулись с новыми сложностями адаптации к школе.
Организация и результаты исследования
Ситуация пандемии, развернувшаяся в России в феврале 2022 г., позволила нам провести исследование, которое направлено на выявление особенностей переживания пандемии в подростковом возрасте.
В своей работе мы использовали опросник «переживания пандемии COVID-19» (Т. Д. Марцинковская, Д. П. Ткаченко, 2021 г.) [5]. Исследование проводилось на платформах социальных сетей: Вконтакте, Instagram[1], Telegram. Респондентам предлагалось заполнить google-форму.
В ходе исследования было проведено 2 среза:
1) 3–20 февраля 2022, в котором приняли участие 66 респондентов, в возрасте от 12 до 16 лет (35 % — мальчики, 65 % — девочки);
2) 2–18 мая 2022, в котором приняли участие 43 респондента, в возрасте от 12 до 17 лет (42 % — мальчики и 58 % — девочки).
В результате проведенного исследования были выявлены наиболее выраженные аспекты переживания пандемии для наших выборок (1-й срез –N1=66 и 2-й срез — N2=43).
Рис. 1. Сравнение 2-х срезов по показателям выборов аспектов переживания пандемии COVID-19
Представленные в таблице 1 данные позволяют сделать вывод о том, что в 1-м срезе у подростков выражено переживание по поводу информации о пандемии, способах защиты от нее и по поводу степени опасности заболевания. Меньше всего подростков обеспокоил аспект, связанный с будущим и интернетом. Во 2-м срезе подростков больше всего беспокоит аспект, связанный с будущим и интернетом, так же актуальным остался вопрос о способах защиты от коронавирусной инфекции. Меньше всего подростков беспокоит эмоциональное состояние.
Так же отметим, что показатели переживания после пандемии по всем аспектам снизились, кроме фрустрации пространства, беспокойства по поводу будущего и интернета, возросли показатели аспекта по поводу будущего и реальности, а также значительно снизился уровень переживания по поводу эмоционального состояния.
Для выявления различий между срезами, мы сравнили выборки по U-критерию Манна-Уитни (см. таблица 1).
Таблица 1
Сравнение срезов по U-критерию Манна-Уитни
Средние значения |
U |
Z |
Уровень значимости p |
|||
1-й срез |
2-й срез |
|||||
Фрустрация пространства |
2,21 |
2,74 |
1029,5 |
-2,52 |
0,011873 |
* |
Степень опасности |
3,14 |
2,19 |
934,5 |
3,06 |
0,002218 |
** |
Способы защиты |
3,23 |
2,86 |
1110 |
2,00 |
0,045146 |
* |
Информация |
3,29 |
2,19 |
741 |
4,32 |
0,000016 |
*** |
Будущее и цифровые технологии |
2,24 |
3,23 |
533 |
-5,84 |
0,000000 |
*** |
Эмоциональное состояние |
1,27 |
0,40 |
711 |
4,61 |
0,000004 |
*** |
Фрустрация времени |
1,15 |
1,09 |
1368 |
0,33 |
0,737939 |
|
Будущее и реальность |
1,08 |
1,81 |
511,5 |
-6,29 |
0,000000 |
*** |
* — различия на уровне значимости p<0,05 |
||||||
** — различия на уровне значимости p<0,01 |
||||||
*** — различия на уровне значимости p<0,001 |
||||||
В таблице 1 мы наблюдаем различия на разном уровне значимости между двумя срезами по всем аспектам переживания пандемии, кроме фрустрации времени.
По результатам исследования мы можем сделать вывод о том, что при переходе от стремительного распространения к спаду пандемии COVID-19 изменились аспекты переживания пандемии. Переживания по большинству аспектов снизилось, однако переживание по поводу будущего и интернета, будущего и реальности, а так же фрустрация пространства по-прежнему актуальны для подростков. Значительно снизилось переживание по поводу эмоционального состояния.
Математическая статистика не выявила значимых различий между двумя срезами в переживании фрустрации времени.
Для определения показателя фрустрации времени, в опроснике представлен вопрос: «Изменился ли ваш распорядок дня в ситуации с коронавирусом?». Исходя из этого, мы можем предположить, что подростки, либо также как и в период карантинных мер соблюдают социальную дистанцию и продолжают использовать средства профилактики и индивидуальной защиты (маска, антисептик). Либо их распорядок дня никак не изменился с момента отмены карантинных мер и стремительный рост заболеваемости в феврале никак на это не повлиял.
Заключение
По результатам проведенного исследования мы можем подвести следующие итоги:
- Переживание ситуации пандемии подростками в период стремительного роста заболеваемости и спада различается.
- Рост заболеваемости и его снижения не влияют на распорядок жизни подростков.
- В период значительного спада заболеваемости подростки меньше обеспокоены своим эмоциональным состоянием.
Полученные в работе данные могут представлять интерес для психологов, психологов-педагогов работающих с подростками и их родителей.
Литература:
1. Гринина Е. С. Особенности эмоциональной сферы подростков / Е. С. Гринина, А. В. Фомина // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Международной научной конференции. 2019. С. 720–724.
2. Избранные психологические произведения: Том 1 / А. Н. Леонтьев — М.: Книга по Требованию, 2021. — 392 с.
3. Изотова Е. И., Марцинковская Т. Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 4–13. doi:10.17759/chp.2016120401
4. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 48–56.
5. Марцинковская Т. Д., Ткаченко Д. П. Опросник «Переживания пандемии COVID-19» // Новые психологические исследования. 2021. № 1. С. 54–68.
6. Обухова, Л. Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2016.
7. Рубцов В. В., Шведовская А. А. Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1.// М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 480 с.
8. Холодова Ю. Б./ /Особенности переживания тревоги в период пандемии covid-19 представителями разных возрастных групп//Международный журнал медицины и психологии — 2020, Том 3, № 2.
9. Daphne J. Korczak, Sheri Madigan, Tracy Vaillancourt// Data Divide—Disentangling the Role of the COVID-19 Pandemic on Child Mental Health and Well-being — 25 апреля 2022. URL: https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/fullarticle/2791540 (дата обращения 20.05.2022)
10. S. Galea, R. M. Merchant, N. Lurie, The mental health consequences of COVID-19 and physical distancing: The need for prevention and early intervention. JAMA Intern. Med. 180, 817–818 (2020).
[1] Instagram признана экстремистской организацией в РФ с 11.03.2022