В статье можем говорить о ситуации, когда изменение отношений между государствами по тем или иным вопросам происходит весьма стремительно, что не было так характерно ранее. Поскольку можем говорить о том, что процесс глобализации является причиной многих изменений, в первую очередь, в сфере экономических отношений. Особое внимание в статье уделено тенденции, согласно которой происходит все более сильное сближение национальных экономик, их взаимозависимость. В наши дни проблема либерализации потоков капитала стоит весьма остро События начала 2022 года показали уязвимость экономических систем большого количества государств. Вводимые ограничения оказали негативное воздействие на многие отрасли. Таким образом, в этой статье можем говорить о сильной интеграции ныне существующих экономических систем. Следовательно, смогли убедиться, что действия, направленные на изменения данного, оказали весьма негативное воздействие на состояние экономики как Российской Федерации, так и государств, с которыми была осуществлена та или иная степень интеграции.
Ключевые слова: экономическая деятельность, либерализация потоков капитала, национальная экономика, международное сообщество.
На протяжении последних лет тенденция по сближению рынков не прекращала быть актуальной. В этом можно убедиться, обратившись к статистике. Так, объем чистых финансовых операций в развивающихся странах в 1987–1989 составлял примерно 50 миллиардов долларов США, а в 1995–1997 эта цифра составила более 150 миллиардов долларов США, то есть этот показатель увеличился в три раза менее чем за 10 лет.
Считаем важным обратить внимание на тенденцию, в соответствии с которой происходит все большее количество действий, связанных со снятием ограничений со счетов операций с капиталом, наблюдается увеличение международных финансовых потоков. Благодаря подобным действиям увеличивается количество возможных взаимодействий между государствами.
Таким образом можем говорить об увеличении инвестиционных потоков, что позволяет говорить об открытии новых возможностей. Например, благодаря данному происходят изменения не только в экономической сфере, что проявляется в повышении уровня занятости, уровня жизни, покупательной способности, но и в социальной, политической и других. Таким образом можем говорить о тесной взаимосвязанности всех общественных процессов.
Также благодаря сближению экономик, то есть вследствие либерализации потоков капитала, руководствуясь опытом в том числе других государств, можем говорить о повышении уровня конкуренции между производителями в той или иной национальной экономике, о снижении уровня ее монополизации, то есть можем рассуждать о том, что либерализация потоков капитала может являться причиной более активного развития экономики.
Однако, можем говорить и о том, что сближение экономик является противоречивым процессом, который может нести в себе как преимущества, так и недостатки. Как и все процессы, за функционированием которых мы можем наблюдать в обществе, либерализация потоков капитала неоднозначна и противоречива.
Так, благодаря данному происходит усиление зависимости того или иного государства от иностранных потоков. Данное может являться причиной возникновения тех или иных опасных факторов, которые угрожают политической, экономической безопасности. Так, могут не учитываться социальные, культурные, политические условия, которые могли складываться на протяжении многих веков, при осуществлении той или иной экономической деятельности.
Также целесообразно обратить внимание на проблему, в соответствии с которой происходит нерациональное использование ресурсов. «При производстве, например, в странах с низким уровнем развития, где стандартами экологической безопасности могут пренебрегать те или иные компании, может происходить негативное влияние на состояние региона в целом, так в Китае 75 % рек и 90 % озер загрязнены, что в значительной степени связано с тем фактом, что в этой стране находится огромное количество зарубежного капитала, призванного наладить дешевое производство». [1]
Несмотря на то, о чем говорили ранее, то есть несмотря на тот факт, что либерализация потоков капитала является весьма противоречивым и неоднозначным процессом, в мире тенденция по сближению национальных экономик становится все более и более актуальной. Стоит сказать, что именно подобного курса придерживается наибольшее количество современных государств.
Данное вызвано тем, что подобная политика в нынешних условиях позволяет существенно поспособствовать повышению уровня развития экономической системы того или иного государства.
Мы считаем, что все же можно говорить об актуальности указанной тенденции несмотря на события начала 2022 года, так как они все же не смогли изменить ее.
Одним из наиболее знаковых событий в современной истории либерализации потоков капитала является принятие в 1961 году «Кодекса Организации экономического сотрудничества и развития». [5]
Взаимодействие России с ОЭСР берет свое начало в 1994 году. Тогда стороны подписали «Декларацию о сотрудничестве между Российской Федерацией и Организацией экономического сотрудничества и развития». В июне 2009 года началось согласование вопроса присоединения России к организации. После вступления России в ВТО в 2012 году этот процесс продолжил развиваться еще активнее, но в 2014 году в связи с событиями в Украине Совет ОЭСР временно приостановил переговоры. События начала 2022 оказали сильнейшее влияние на взаимодействие РФ и организации. Так, официально был получен отказ на предоставление Российской Федерации статуса страны-участницы организации. Однако, несмотря на большое количество трудностей в нынешнее время, России в любом случае следует продолжать идти по пути интеграции, ведь в историческом аспекте примеры закрытых экономик уже показали свою неэффективность.
Стоит признать. что проблема вступления России в ОЭСР является довольно непростой в связи с внешней политикой, которая в большинстве случаев не соответствует интересам стран-участниц ОЭСР. Однако, в будущем есть вероятность продолжения сближения. Например, для того, чтобы на законодательном уровне соответствовать критериям ОЭСР, в России проводятся определенные изменения в законодательстве. «В 2017 году было принято пять федеральных законов в сферах промышленной и информационной безопасности, здравоохранения, финансов, потребительского и ипотечного кредитования, в 2016 году Россия подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией и приняла Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР, также были утверждены необходимые поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, в 2018-м Россия начала получать информацию о зарубежных активах своих резидентов и передавать — о нерезидентах». [3]
Мы считаем, Российской Федерации не стоит отказываться от взятого ранее направления, связанного с международной либерализацией потоков капитала. Подобные действия могут поспособствовать улучшению экономического положения системы.
Мы можем обратить внимание на наличие некоторых проблем. Так, по показателям ВВП Российская Федерация находится лишь на 50 месте среди остальных государств. По показателям, связанным с уровнем жизни населения, РФ находится на 61 месте. Стоит признать, что подобные показатели не могут являться максимально объективными, отображать в полной мере экономическое состояние системы. Несмотря на это, они все же являются весьма показательными, на их основании можем приходить к тем или иным выводам. [5]
Считаем, что интеграция в некоторой степени может поспособствовать повышению уровня указанных показателей.
Можно привести в пример противоречия, которые препятствуют интеграции. Конечно, они требуют решения для улучшения отношений России с другими странами. Помимо украинского кризиса можно также сказать о следующем.
Примером противоречия, который ухудшает международное положение России, является принятый США в 2012 году закон, так называемый «Список Магницкого», которым устанавливались санкции против России в связи с гибелью юриста Сергея Магницкого. Вместо того, чтобы попытаться урегулировать этот вопрос, не оказывая негативного влияния на международные отношения, со стороны России был введен ответный пакет санкций, а именно так называемый «Закон Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять детей из России. Это решение не улучшило ни экономическое или политическое положение России, не навредило США, не смогло улучшить положение детей-сирот. [2]
Опираясь на статистические показатели уровня жизни, ВВП и другие, можно сделать вывод, что целесообразной выступает необходимость активными темпами налаживать экономические показатели. Интеграция с другими странами могла бы поспособствовать этому.
Мы считаем, необходимо продолжать двигаться по взятому ранее направлению интеграции с другими странами. Для достижения указанной цели необходимо искать компромиссы с другими государствами, в то же время не ущемляя национальные интересы.
Таким образом, у России есть определенный вектор развития, который направлен на все большую и большую интеграцию. Конечно, есть определенные проблемы, и если посмотреть на опыт международного сообщества, некоторые государства в большей степени интегрированы в процесс глобализации, поэтому движение потоков капитала осуществляется более свободным образом. Однако стоит понимать, что Российская Федерация, как государство с определенной рыночной экономической моделью, существует менее тридцати лет. Процесс становления очень долгий и кропотливый, формируется на протяжении длительного периода. Вместе с тем, несмотря на множество трудностей и нюансов, Россия все же продолжает интегрироваться в такую экономическую модель, где международные экономические связи очень тесны между собой и играют большую роль в экономической системе каждого государства, поэтому можно говорить о том, что либерализация потоков капитала в России будет усиливаться, так как это общемировая тенденция, характерная практически для всего мирового сообщества.
Литература:
- Власова Е. В. Экологическая ситуация в Китае — проблема для всего мира. Беллона . 2013.
- Отток капитала из России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://promdevelop.ru/news/ottok-kapitala-iz-rossii-vyros-v-dva-s-polovinoj-raza/ (дата обращения: 01.05.2022).
- Решение Совета о принятии Кодекса либерализации капиталов [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2142122 (дата обращения: 26.04.2022).
- Список стран по ВВП на душу населения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(номинал)_на_душу_населения#ВВП_на_душу_населения_по_регионам_мира (дата обращения: 26.04.2022).
- Стародубцева Е. Б. Либерализация капиталов в условиях создания экономического союза. Международный научно-исследовательский журнал . 2017. № 11(65).