Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Чинаева, М. В. Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности / М. В. Чинаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92304/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, межличностные отношения.

Согласно определению А. А. Бодалева, межличностные отношения — это «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в содержании взаимных влияний людей в ходе их взаимодействия во всех видах совместной деятельности через установки, ориентации, стереотипы и прочие диспозиции, влияющие на восприятие и оценку друг друга» [2].

И. А. Баева, В. В. Ковров, Г. С. Кожухарь определяют качество межличностных отношений как необходимое условие психологической безопасности образовательной среды [1, 3].

С целью изучения взаимосвязи уровня безопасности образовательной среды и качеств и типов межличностных отношений было проведено исследование, участниками которого стали 50 студентов одного из московских вузов. В ходе исследования были использованы три методики: «Психологическая безопасность образовательной среды» (В. В. Ковров, Г. С. Кожухарь), «Качество межличностных отношений в образовательной среде» (В. В. Ковров, Г. С. Кожухарь), «Диагностика типов межличностных отношений» (Т. Лири).

Результаты исследования представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Показатели взаимосвязи качества межличностных отношений и уровня безопасности образовательной среды

Доверие

Агрессивность

Доброжелательность

Конфликтность

Принятие

Враждебность

Толерантность

Манипулятивное отношение

Психологическая защищенность

,820 **

-,692 **

,773 **

-,624 **

,762 **

-,670 **

,624 **

,428 **

Комфортность

,779 **

-,696 **

,828 **

-,672 **

,781 **

-,653 **

,700 **

,384 **

Удовлетворенность

,767 **

-,736 **

,797 **

-,658 **

,780 **

-,664 **

,711 **

,387 **

Как видно из таблицы 1 уровень психологической защищенности имеет положительно значимые связи на высоком уровне статистической достоверности с доверием, доброжелательностью, принятием. То есть, чем выше уровень психологической защищенности, тем выше уровень доверия, доброжелательности и принятия.

Менее выраженную положительную связь психологическая защищенность имеет с толерантностью и манипулятивным отношением.

Психологическая защищенность имеет отрицательную корреляцию с агрессивностью, конфликтностью, враждебностью. То есть, чем выше уровень психологической защищенности, тем ниже агрессивность, конфликтность и враждебность.

Уровень комфортности коррелирует с доверием, доброжелательностью, принятием, толерантностью. То есть, чем выше уровень комфортности, тем выше уровень доверия, доброжелательности и принятия.

Менее выраженную положительную связь уровень комфортности имеет с манипулятивным отношением.

Комфортность имеет отрицательную корреляцию с агрессивностью, конфликтностью, враждебностью. То есть, чем выше уровень психологической комфортности, тем ниже агрессивность, конфликтность и враждебность.

Уровень удовлетворенности образовательной средой положительно взаимосвязан с доверием, доброжелательностью, принятием, толерантностью, отрицательно взаимосвязан с агрессивностью, конфликтностью, враждебностью. То есть, чем выше уровень удовлетворенности, темы ниже агрессивность, конфликтность и враждебность.

Менее выраженная положительная связь выявлена между уровнем удовлетворенности образовательной средой и манипулятивным отношением.

Таблица 2

Показатели взаимосвязи типов межличностных отношений и уровня безопасности образовательной среды

Ро Спирмана

Авторитарный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

Псих_защищен

-,412 **

-,328 *

,528 **

,546 **

,036

,096

,338 *

,340 *

Комфортность

-,413 **

-,063

,562 **

,524 **

-,087

-,056

,314 *

,403 **

Удовлетворенность

-,370 **

-,153

,541 **

,483 **

-,101

-,051

,241

,263

Как показывает анализ эмпирических данных (таблица 2), есть слабо выраженная отрицательная корреляция между авторитарным стилем межличностного общения и параметрами психологической безопасности образовательной среды.

Менее выраженная отрицательная взаимосвязь отмечается между эгоистичным стилем общения и психологической защищенностью.

Также в ходе исследования выявлены положительные корреляции между агрессивным, подозрительным стилями и показателями психологической безопасности образовательной среды.

Не выявлено корреляции между показателями уровня безопасности образовательной среды и подчиняемым, зависимым типами межличностного общения.

Установлена слабая корреляция между дружелюбным стилем и психологической защищенностью, комфортностью, а также между альтуруистическим типом межличностного общения и психологической защищенностью, комфортностью.

В результате проведенного эмпирического исследования удалось подтвердить предположение о взаимосвязи качества межличностных отношений с уровнем психологической безопасности образовательной среды (в субъективных оценках респондентов), а именно:

— показатели психологической безопасности (психологическая защищенность, комфортность и удовлетворенность), особенно в сфере «психологической защищенности», тесно связаны с позитивными качествами межличностных отношений в образовательной среде (доверием, доброжелательностью, принятием, низкими агрессивностью и конфликтностью);

Эмпирически показано, что с параметрами психологической безопасности образовательной среды взаимосвязаны агрессивный, подозрительный и авторитарный типы межличностных отношений:

— при реализации агрессивного типа взаимоотношений, повышается ощущение показателей безопасности образовательной среды;

— при доминировании подозрительного типа отношений, так же, повышается ощущение психологической защищенности и комфортности;

— а реализация авторитарности в межличностных отношениях статистически достоверно снижает показатели психологической безопасности образовательной среды (психологической защищенности, комфортности и удовлетворенности).

Качество межличностных отношений взаимосвязано с уровнем безопасности образовательной среды: но не только позитивные типы отношений увеличивают ощущение психологической безопасности: манипуляции, агрессивность и подозрительность, так же, выступают средством обеспечения безопасности в образовательной среде. Однако, авторитаризм негативно влияет на безопасность в образовательной среде.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
  2. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
  3. Кожухарь Г. С., Ковров В. В. Представления учащихся о безопасности образовательной среды и организации воспитательной деятельности в школе // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой. М.: МГППУ, 2013. С. 31–34.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая защищенность, психологическая безопасность, отношение, агрессивность, выраженная положительная связь, межличностное общение, уровень безопасности, уровень комфортности, уровень удовлетворенности.


Похожие статьи

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Психологическая безопасность образовательной среды вуза

В статье автор описывает подходы к определению психологической безопасности образовательной среды.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Роль межличностных отношений в управлении коллективом

В статье представлено изучение вопроса о роли межличностных отношений в управлении коллективом.

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Похожие статьи

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Психологическая безопасность образовательной среды вуза

В статье автор описывает подходы к определению психологической безопасности образовательной среды.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Роль межличностных отношений в управлении коллективом

В статье представлено изучение вопроса о роли межличностных отношений в управлении коллективом.

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Задать вопрос