В статье рассматривается частота дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов в Сургуте и Сургутском районе, наиболее часто повреждаемых анатомических зон, сравнительная статистика по степени тяжести повреждений и в зависимости от временных условий.
Ключевые слова: мототравматизм, анатомические зоны, нижние конечности, летальный исход.
The article discusses the frequency of road accidents involving motorcyclists in Surgut and Surgut district, the most frequently damaged anatomical zones, comparative statistics on the severity of damage and depending on time conditions.
Keywords: motor injury, anatomical zones, lower extremities, fatal outcome.
Введение
Проблема мототравматизма имеет значительную актуальность в России [1] и основной задачей государства является обеспечение безопасности дорожного движения. Эта цель достигается посредством установления законодательных актов, таких как федеральная целевая программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения с 2013 по 2020 год [2]. По статистике, выявляемой госавтоинспекцией, за год в Российской Федерации происходит 167,2 + 2,8 тыс. ДТП, из них 4,4 + 0,1 тыс. представляют собой мотоаварии [3]. Основным фактором гибели водителей мотоциклов является несоблюдение участниками движения, как водителями автомобилей, так и водителями мотоциклов, правил маневрирования [4].
Цель исследования: сократить количество аварий с участием мотоциклистов, минимизировать тяжесть травм.
По данным работы СКТБ в период с марта по ноябрь 2019,2020,2021 зафиксировано 668 случаев обращения пострадавших после ДТП, из них 57 (8,5 %) мотоциклистов.
Рис. 1. Количество пострадавших в ДТП (2019–2021), пролеченных в СКТБ
По данным исследования, количество пострадавших в 2019 году составило 17 случаев, в 2020 году 20 случаев, в 2021 году 26 случаев. Что свидетельствует о росте травматизма.
Рис. 2. Общее количество пострадавших мотоциклистов в 2019–2021 гг.
В 2019 году смерть от полученных травм наступила в первые сутки стационарного лечения у одного пострадавшего; в 2020 году летальный исход у 4 пострадавших наступил на догоспитальном этапе; в 2021 году на догоспитальном этапе зарегистрировано два летальных исхода, один в течении первых суток нахождения в стационаре, один летальный исход на 36 день стационарного лечения.
Рис. 3. Структура ДТП по времени суток
Большинство случаев ДТП отмечается в вечернее время с 18:00–0:00 (31,7 %). Наибольшее количество аварий отмечалось в 8:00–7 случаев и в 19:00–7 случаев.
Рис. 4. Характеристика пострадавших по возрасту согласно классификации ВОЗ
До 18 лет пострадало 9 человек; 18–44 лет пострадало 49 человек; 45–59 лет пострадало 5 человек. Большинство пострадавших среднего возраста, что свидетельствует о социальной значимости проблемы.
Рис. 5. Характеристика пострадавших в зависимости от повреждений анатомических зон
Согласно рисунка 6, на первом месте отмечается повреждение нижних конечностей, на втором месте травма головы и ОГК, на третьем месте травмы верхних конечностей.
У 40 (63 %) пострадавших травма сочетанная, что утяжеляет течение заболевания и влияет на продолжительность стационарного лечения составляя 17 + 3,4 дней.
Заключение
По анализу ДТП с участием мотоциклистов в период с 2019–2021гг. отмечается рост пострадавших. Преимущественно страдают лица среднего возраста что делает проблему травматизма социально значимой. Большинство случаев ДТП прослеживается в июле и августе, а среднее количество ДТП с участием мотоциклистов ежемесячно составляет 2,4 + 0,8 случая, повреждение нижних конечностей занимает первое место по локализации. Длительный период стационарного лечения 17 + 3,4 дня, обусловлен сочетанной травмой 40 (63 %).
Литература:
- Капустина, Ю. Б. Сравнительная оценка травм различных участников дорожного движения при летальных ДТП / Ю. Б. Капустина, Д. Д. Казарин. — Пермь, 2015. — С. 1–7. — Текст: непосредственный.
- Ильина И. Е., Сергеев М. В., Нелюцкова Е. А. Инженерный вестник Дона. Определение возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия с участием мотоцикла.. 2019. № 2 (53)
- Показатели состояния безопасности дорожного движения URL: гибдд.рф Дата обращения 15.03.2019
- Ильина И. Е., Лянденбурский В. В., Пылайкин С. А., Евстратова С. А. Анализ аварийности и причины нарушения водителями правил дорожного движения по Пензенской области // Наука. Инновации. Образование. — 2013. № 1. — С. 1.