Статья посвящена рассмотрению педагогических условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с живописью для развития связной речи дошкольников.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи III уровня, живопись, словарный запас, дети старшего дошкольного возраста.
The article is devoted to the consideration of pedagogical conditions for familiarizing older preschool children with the general underdevelopment of speech of the III level with painting for the development of coherent speech of preschoolers
Keywords: general underdevelopment of speech level III, painting, vocabulary, older preschool children.
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, а в частности живопись. Искусство живописи говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. Невозможно при этом не вспомнить слова А. А. Блока — тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть. Благодаря этому живопись сохраняет живым и не тронутым то чувство, которым отличаются дети».
Общеизвестно: основы эмоциональной и сенсорной культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы уже в пяти-, шестилетнем возрасте были заложены и развиты в ребёнке навыки культуры чувствования именно произведения искусства.
Влияние искусства на становление личности ребёнка, его формирование очень велико. Оно способствует эмоциональному и эстетическому развитию, является не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувств и переживаний. Художественные произведения помогают развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Живопись способна не только доставлять радость детям, но и вдохновлять на творчество.
Известно, что использование картин и другой наглядности (рисунков, схем, моделей) способствует речевому развитию ребёнка дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинам принадлежит ведущее место в методике развития речи детей. При восприятии художественного образа произведения происходит его осмысление, осознание, обогащается словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Доказано, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребёнок строит выказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
В последние годы родители и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Ещё один факт, который отмечают педагоги — резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе [3].
Цель исследования:исследовать влияние живописи на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
В исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьёвой и других учёных отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях. Благодаря систематическому контакту с изобразительным искусством ребёнок способен передавать свои впечатления и ощущения [8].
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребёнок идёт от части к целому: от слова к соединению двух или трёх слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развёрнутых предложений [4; 5]. В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослыми: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М. И. Лисина).
Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения природоведению, математике, музыке, изобразительной деятельности, физической культуре.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребёнка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на развитие речи. Подчёркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности речи.
Для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учёт уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
В ходе опытно-экспериментальной работы в ДОУ осуществлялась проверка полученных результатов, можно отметить следующее: большинство детей характеризуют картины так: «Эта картина мне нравится, она красивая, цветная» или «Эта картина хорошая, там птички».
Некоторые дети уточняют детали изображённого: «Эта картина про лес осенью, много жёлтого цвета, нарисованы река, деревья, небо…» или «Картина очень красивая, мне она нравится, мы часто летом ездим отдыхать на природу».
Только небольшое количество детей было способно выразить своё собственное отношение к картине. Например:
«Это картина об осени, золотой осени. В ней нарисована река, которая убегает далеко-далеко, деревья разодеты в красивые сарафаны разноцветных цветов, всё здесь празднично. Небо похоже на море, такое же светлое и лучезарное, а облака похожи на маленькие волны. Мне нравится эта картина, она живая». Или «Осень. Всё кругом пожелтело. Опадают листья, они очень красивые и яркие. А там далеко деревья похожие на старые коряги, нет больше на пауков, они такие чёрные и неприятные. Там очень тихо, как в сказке».
Таким образом, на основании исследования эмоционально-личностного отношения детей старшего дошкольного возраста к произведениям живописи, можно отметить, что в большинстве дети не могут логично и понятно объяснить, почему им нравится или не нравится предъявляемая картина. Преимущественно они ограничиваются словом «нравится», не раскрывая причину своей симпатии и не описывая содержания картины, её структурных компонентов.
Результат эксперимента показал, что выявлен один ребёнок с высоким уровнем развития, умения составлять рассказ по сюжетной картине. В основном дети затруднялись самостоятельно составить рассказ по сюжетной картине, им требовалась помощь взрослого.
Дети со средним уровнем в состоянии составить рассказ самостоятельно, но иногда прибегают к помощи взрослого; указывают основные детали, время действия, соблюдают логическую последовательность. Иногда делают паузы, но вскоре подбирают необходимые слова и выражения. Некоторые дети используют в речи лишние слова (потом, а).
Дети с низким уровнем составляли рассказ только при помощи взрослого. Одни не соблюдали логической последовательности, делали большие паузы, остановки или отказывались в составлении рассказа. Другие ограничивались перечислением отдельных предметов или действующих лиц. Их речь бедна и невыразительна.
Таким образом, результат эксперимента показал, что в обеих группах преобладают средний и низкий уровень умения составлять рассказ по сюжетной картине. Также можно констатировать, что дети старшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в составлении такого рассказа.
Знакомство дошкольников с произведениями живописи проводилось на специальных занятиях по развитию речи, на занятиях комбинированного типа, а также в свободное время (утреннее, вечернее). Занятия проводились 1–2 раза в неделю по 20–25 минут.
Практика показала, что правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического и речевого воспитания дошкольников. При отборе произведений живописи мы учитывали следующие принципы:
— Актуальность;
— Реалистичность изображения;
— Доступность содержания и изображения;
— Интересное и понятное детям содержание картин.
Тематическое планирование представлено в приложении.
Педагогический процесс приобщения дошкольников к искусству мы осуществляли постепенно, при этом учитывали своеобразие восприятия детей: вначале целостное, нерасчленённое, затем этап осознанного анализа и вторичное целостное восприятие, теперь уже на основе синтеза.
Наша методика включала:
— Методы, предваряющие восприятие произведений искусства, создающие интерес к живописи;
— Методы дидактического характера: рассказ педагога о картине, вопросы, обобщения;
— Методы, раскрывающие способы познания произведения, формирующие умение «читать картину», анализировать её содержание и выразительные средства;
— Методы, формирующие самостоятельный творческий опыт восприятия живописи на уровне эстетических оценок, суждений обобщений;
— Методы, активизирующие самостоятельную речевую и изобразительную деятельность детей.
Знакомство с каждым произведением включало два этапа: первоначальный этап, когда доминирующая роль отводилась педагогу и второй этап, когда дети самостоятельно описывали картину, выражали своё эмоционально-личностное отношение к произведению искусства [7].
Наше исследование было посвящено проблеме влияния живописи на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. С общим недоразвитием речи III уровня.
Мы изучили процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью, и выяснили, что он состоит из нескольких этапов.
В экспериментальной работе мы исследовали уровень эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства и уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании мы использовали следующие методики: методика на выявление эмоционально-личностных особенностей восприятия картин детьми дошкольного возраста Р. М. Чумичёвой, методика обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста В. И. Дианова.
Нами была составлена система занятий по ознакомлению старших дошкольников с произведениями живописи. Занятия были направлены как на знакомство детей с шедеврами изобразительного искусства, так и на развитие умения составлять рассказы по картинам. В занятия были включены музыкальные и поэтические отрывки и произведения для эффективности восприятия живописи детьми. Занятия по ознакомлению дошкольников с живописью строились по принципу усложнения содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности, а также методов работы с детьми.
Контрольный эксперимент показал эффективность экспериментальной работы, потому что показатели детей по выявлению эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства и умения составлять сюжетные рассказы по картинам стали выше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что произведения живописи положительно влияют на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, проведённая нами работа была эффективной. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. — 3-е изд. — М.: Академия, 2000.
- Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа / А. Д. Алёхин — М.: Просвещение, 1984.
- Аникшеева М. М. Развитие речи и речевое развитие дошкольников. / М. М. Аникшеева — М.: Просвещение, 1995.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6-ти т. 2., М.: Педагогика, 1982.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
- Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет: Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования / Под ред. Т. С. Комаровой. — 2-е изд. — М.: АРКТИ, 2003.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1981.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 1990, № 3.