Экосистема — это система взаимодействия компаний, регуляторов и потребителей, которая включает в себя как конкуренцию, так и сотрудничество, для того чтобы предоставить потребителю тот или иной сервис. При этом основой совместного бизнеса становится электронная технологическая база, включающая как отдельные информационные технологии, так и платформы и информационно-технологические сети, что позволяет объединить на добровольной основе усилия разных экономических субъектов по предоставлению своих продуктов как можно более широкому списку клиентов.
По оценкам Frank.rg, к 2025 году около трети мировой экономической активности будет обеспечиваться экосистемами. Согласно прогнозу через 5 лет 30 % мировой экономической активности будут обеспечиваться кроссотраслевыми цифровыми платформами.
Современный этап развития бизнес-экосистем в России можно назвать стадией формирования. Пока лишь немногие крупные компании приступили к выстраиванию экосистем — в числе первопроходцев можно выделить несколько представителей российского бизнеса (таблица 1).
Таблица 1
Крупные представители бизнес-экосистем России
Компания |
Профильный сервис |
Непрофильный сервис |
Бренд экосистемы |
Профиль продукта экосистемы |
Mail.ru Group |
Информационные технологии |
Медиа, социальные сети, развлечения, образование, финансы, электронная коммерция и др. |
Гибридный бренд: Mail.ru, VK и др. |
Медийно-развлекательный, молодёжный |
Мегафон |
Связь |
Развлечения, образование, финансы, услуги для бизнеса и др. |
«МегаФон» и «Мега…» |
Инфокоммуникационный |
МТС |
Связь |
Финансы, образование, медицина, досуг и развлечения, услуги для бизнеса, ритеил и др. |
МТС |
Инфокоммуникационный и потребительский |
Сбербанк |
Финансы |
Связь, электронная коммерция, доставка, продажи, досуг и развлечения, услуги для бизнеса и др. |
Гибридный бренд: «Сбер» |
Потребительский |
Тинькофф |
Финансы |
Страхование, путешествия, досуг и развлечения, образование, услуги для бизнеса |
Тинькофф |
Финансово-молодёжный |
Яндекс |
Информационные технологии |
Образование, транспорт и доставка, развлечения, медиа, ритейл, услуги для бизнеса и др. |
Яндекс |
Потребительский |
Спецификой отечественного рынка является то, что прогрессивные финансовые организации трансформируются в технологические компании и создают вокруг себя экосистемы финансовых и нефинансовых услуг, а также делают совместные проекты с интернет-компаниями.
Например, «Сбербанк» занимая доминирующее положение в российской банковской системе (обслуживает 56 % счетов физических и юридических лиц, контролирует 65 % активных платежных карт, 70 % оборота торгового эквайринга и P2P-переводов) планомерно наращивает свою экосистему нефинансовых услуг, приобретая компании в самых различных отраслях — от высокопроизводительной обработки данных (GridGain) до телемедицины (Doc.Doc). Инициатива превращения Сбера из крупного традиционного банка в экосистемную технологическую компанию была предусмотрена «Стратегией-2020».
Все сервисы экосистемы Сбербанка имеют единые элементы, многие из которых не только используются самим банком, но и экспортируются вовне (например, SberCloud — облачные решения для Сбербанка, его партнеров и внешних клиентов; Segmento — рекламная B2B-платформа на основе данных о транзакциях клиентов Сбербанка; «Бизон» — B2B-услуги по киберзащите от сетевых атак и защите репутации бизнеса в Интернете). Интегрирующим механизмом регистрации и идентификации клиентов во многих сервисах служит Сбербанк ID (например, в Ситимобил и в Delivery Club).
«Тинькофф» позиционирует себя как финансовую онлайн-экосистему, выстроенную вокруг потребностей клиента и предоставляющую полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Экосистема помимо финансового направления включает онлайн-ретейл с возможностью онлайн-заказов, досуг и городские развлечения (квесты, экскурсии и так далее), здоровье (фитнес и велнесс), доставка еды, автозаправки, транспорт, управление инвестициями и прочие. Единым окном доступа к онлайн-экосистеме Тинькофф является так называемое приложение Super App.
«Яндекс» совершил трансформацию из локальной поисковой системы в крупнейший в России инкубатор инновационных проектов в области цифровых технологий. Центральным бизнесом компании остаются поиск в Интернете и маркетинговые сервисы (аналитика и контекстная реклама). Также в экосистему Яндекса входят разнообразные сервисы, основанные на цифровых технологиях, многие из них стали критической информационной инфраструктурой.
Mail.ru Group представляет собой группу равноправных подразделений: «ВКонтакте» и «Одноклассники», игровое направление MY.GAMES, почтовый сервис и медиапроекты Mail.ru, Delivery Club, сервис «Юла», Pixonic, музыкальный сервис BOOM; есть доли в образовательных платформах GeekBrains и Skillbox, агрегаторе такси «Ситимобил». Отличительная особенность модели Mail.ru Group — крупные партнерства. Так, вместе с Alibaba Group планируется развивать электронную коммерцию, а в партнерстве со Сбером — O2O-платформу в областях фудтеха и мобилити.
МТС является уникальной экосистемой в смысле доставки контента клиенту, в портфеле компании есть все возможные типы каналов: спутниковые, IPTV, кабельные, мобильные и OTT2-платформа. Следующим логичным шагом развития является производство (в каком‑либо виде) собственного контента, что в контексте стратегии ставит экосистему МТС в один ряд с Netflix, Apple и Amazon.
В зависимости от публичности критериев допуска можно выделить закрытую и открытую платформы для формирования экосистемы:
– закрытая платформа не объявляет публично правила, по которым на нее допускаются участники.
– открытая платформа допуск участников на платформу осуществляется на основе публично раскрываемых платформой критериев.
Особенностью бизнес-моделей крупнейших российских экосистем является то, что все они функционируют по гибридной модели, сочетая открытые и закрытые сегменты (рис. 1).
Рис. 1. Гибридная модель функционирования крупнейших российских бизнес-экосистем
Так, например, по открытой модели работают товарные маркетплейсы в составе этих экосистем (электронная коммерция), в то время как поставщиком мобильной связи или мессенджера выступает сама экосистема.
Деятельность экосистем не подпадает под действие антимонопольного законодательства. Несмотря на то, что в российском финансовом секторе существует свой регулятор — ЦБ РФ, в его функции не входит контроль за нефинансовой деятельностью участников этого рынка. В связи с этим необходимо создание такого регулятора, который совмещал бы в себе функции, аналогичные функциям ФАС России и ЦБ РФ по отношению к деятельности экосистем. Для решения данной задачи, помимо прочего, необходима разработка соответствующей законодательной базы, отсутствующей в настоящий момент.
Литература:
- Клейнер Г. Б. Развитие экосистем в финансовом секторе России / Г. Б. Клейнер // Управленец. — 2021. — № 4 (11). — С. 2–15.
- Лебедева, А. С. Развитие экосистем банков на основе современных цифровых технологий / А. С. Лебедева // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 328–334.
- Разумовская, Н. А. Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки / Н. А. Разумовская // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 112–116.
- Савельева, Э. С. Негативные последствия развития финансовых экосистем для клиентов. / Э. С. Савельева // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 108–112.
- Экосистемы: подходы к регулированию // Банк России // www.cbr.ru (апрель 2021)