В статье автор пытается определить критерии эффективности взаимодействия педагога с воспитанниками в процессе совместной деятельности.
Ключевые слова: эффективное взаимодействие, личностно-ориентированный подход, субъект-субъектное взаимодействие, критерии эффективности взаимодействия.
Реалии современности постепенно начинают предъявлять к педагогам, работающим с детьми в ДОУ, новые требования — в частности, меняется характер совместной деятельности, предполагающий переход к субъектно-субъектному типу взаимодействия. Программы, реализуемые в ДОУ сейчас, предполагают развитие личности ребёнка, а также получение им новых знаний, умений и навыков в качестве средства, а не самой цели развития. Таким образом, основной конечной целью взаимодействия является развитие активности, инициативности и самостоятельности ребёнка.
Разумеется, педагог в любом случае исполняет в момент педагогического взаимодействия руководящую роль. Руководство при этом может быть как явным, так и неявным, но в любой форме предполагает активность воспитанников [3]. Именно эта активность детерминирует выбор содержания и формы работы педагогов в ДОУ.
Чтобы взаимодействие было максимально эффективным, действия всех участников образовательного процесса должны быть простроены совместно — для обеспечения определённых условий, необходимых для личностного роста, развития личностного потенциала, а главное — для развития рефлексивного поведения, без которого невозможно личностное развитие. Рефлексия — это некоторый психологический навык, предполагающий «обращение назад», способность субъекта познать и оценить собственные состояние, поведение, стереотипы и иные особенности своего восприятия, навыки вербального и невербального общения, особенности общей саморегуляции — в общем, всех внутренних психических актов [2].
В таких условиях становится особенно актуальным использование личностно-ориентированного подхода при работе с воспитанниками в ДОУ [1]. Подход этот характеризуется в первую очередь тем, что во главу угла в нём поставлена личность ребёнка, его индивидуальность и уникальность. Воспитанникам не предлагаются стандартизированные, шаблонные образцы нравственной и духовной культуры; каждый ребёнок сам вырабатывает их для себя совместно с педагогом [2]. При этом приоритетом является личный опыт и особенности ребёнка: содержание и формы образовательного процесса подчинены этим особенностям. Таким образом, воспитательный процесс из обычного научения превращается в совместное путешествие, полное открытий норм и законов жизни, в котором ребёнок является таким же полноправным участником, как и педагог.
В связи с введением новых стандартов ФГОС ДО, педагог ДОУ должен
знать: закономерности психического развития дошкольника, ведущий тип общения со взрослым, сензитивные периоды в развитии;
уметь: искать и применять методы, приёмы, технологии, стимулирующие активность ребёнка и развивающие его личность в контексте разных видов деятельности.
Задачей нашей работы являлся анализ особенностей деятельности педагога в ходе организации и проведении непосредственной воспитательной и образовательной деятельности с обязательным использованием субъект-субъектного принципа взаимодействия, а также оценка эффективности используемых приемов взаимодействия с детьми. По итогам анализа актуальных требований к организации педагогического взаимодействия в ДОУ мы выделили некоторые критерии его эффективности.
Итак, для анализа эффективности педагогического взаимодействия в ДОУ были выделены следующие критерии:
- Формирование и поддержка базовых условий для эффективного взаимодействия педагога с детьми: создание общего пространства (место, время в режиме дня, расстановка мебели для проведения деятельности, цветовой дизайн, целесообразное и удобное размещение материалов); использование приемов мотивации детей для деятельности; стимуляция детей, которые не откликнулись на деятельность; время, затраченное педагогом на мотивацию.
- Учет всех возрастных и индивидуальных особенностей при взаимодействии: соответствие форм и методов возрасту детей; ведущему типу общения со взрослым; учет индивидуальных особенностей поведения и развития детей при побуждении к деятельности, контроле и оценке индивидуальных результатов; использование разноуровневых заданий для детей.
- Характер речи педагога: грамотность, интонационные особенности, соотношение монологического и диалогического общения между педагогом и детьми; равноправие голосов педагога и ребёнка.
- Регуляция межличностных отношений детей во время деятельности: мотивация детей сотрудничать, а также оценивать и корректировать друг друга; обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг друга; помощь непопулярным детям при вхождении в группу; обучение способам взаимодействия, показ; адекватная реакция на жалобы, педагог не замечает мелкие нарушения дисциплины, на серьезные нарушения — реагирует немедленно.
- Формирование и поддержка позитивного самоощущения: наличие и демонстрация уважительного, доброжелательного отношения к детям; внимательное выслушивание ребёнка, эмоциональная реакция на каждое мнение (по возможности); преобладание поощрения; поддержание положительного психологического климата; предоставление и поощрение самостоятельности детей (умение «отпустить» детей во время деятельности, доверить им процесс).
- Способы построения и использования психологической дистанции между педагогом и детьми, ситуативность их применения: используемые позиции в общении «над», «под», «рядом», «вместе», «сзади»; тактильное взаимодействие с детьми; внешний облик педагога (мимика, пантомимика, поза).
Вышеописанные критерии подходят для оценки педагогического взаимодействия с учётом всех необходимых аспектов: использования личностно-ориентированной модели взаимодействия, использования принципа субъект-субъектного взаимодействия, обеспечения комфортного психологического климата в образовательном процессе. Выделенные критерии также позволяют выделить «сильные» и «слабые» стороны работы педагогов в ДОУ в части организации совместной деятельности.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии).
- Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. — М.; Воронеж, Ин-т практ. психологии Модэк, 1998–400 с.
- Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М.; Просвещение, 1967— 264с.
- Ткачева, М. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода / М. С. Ткачева. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-subektno-lichnostnogo-podhoda? (дата обращения: 29.05.2022).