Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Ляхова, В. В. Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» / В. В. Ляхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 592-594. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92321/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Ключевые слова: тема, проблема, место действия, Фрейд, замысел.

В 2009 году пятидесятидвухлетняя американская писательница Э. Страут получает Пулитцеровскую премию по литературе за роман «Оливия Киттеридж». Благодаря этому факту она прочно закрепила за собой позиции одного из лучших американских современных писателей и заслуженно стала одним из самых популярных авторов в литературе XXI века. Писательница довольно долго шла к мировому признанию, искала свой стиль, прорабатывала разные темы и сюжеты. С выходом «Оливии Киттеридж» Элизабет Страут окончательно приобрела свое лицо: ее начинают называть «американским Чеховым» за реалистическое и ироничное изображение американских обывателей и особое внимание к внутреннему миру изображаемых персонажей. Полученные в детстве впечатления нашли отражение в сюжете романа, а люди, окружавшие ее с первых дней жизни, стали прототипами главных героев произведения. Так, образ Оливии Киттеридж был списан с матери Элизабет Страут — строгого преподавателя английского языка, а прототипом Генри Киттериджа послужил отец американской писательницы — профессор естественных наук. Но жизнь семейства Киттеридж не проходит в стороне от жизни других обитателей небольшого прибрежного города. В романе эпизодические персонажи оставляют свой, иногда решающий, след в жизни главных героев, благодаря чему их роль трудно назвать второстепенной. Такое своеобразное отношение автора к персонажам можно проследить на уровне композиции произведения: роман состоит из 13 глав, каждую из которых можно рассматривать как отдельный рассказ, имеющий свою сюжетную линию и своего главного героя. В целом композиция напоминает мозаику, изображающую жизнь провинциального города во всем ее многообразии.

Что объединяет жителей маленького прибрежного городка в штате Мэн? Каждый из них тем или иным способом пытается решить свои проблемы и достичь счастья: состояться в профессии, переехать в большой город, жениться на любимом человеке. Но они сами в результате субъективных причин не могут получить желаемого. Из-за своей нерешительности Генри Киттеридж не разводится со своей женой и не женится на Дениз Тибодо. Кевин, переехавший в Нью-Йорк, чтобы изучить психиатрию и разобраться в психических отклонениях своей матери, начинает притягивать к себе все больше психически нездоровых людей и возвращается обратно в Мейн, чтобы расстаться с жизнью. Одаренная пианистка Энджи в силу своей боязни выступления перед публикой не может вырваться из провинциального городка, чтобы ярко проявить свой талант в большом городе. Бездетная пара Дейзи и Хармон так и не смогла вылечить от анорексии Нину, к которой пожилые люди привязались, как к дочери. И только Оливия Киттеридж стоит особняком от группы мятущихся персонажей, ищущих дорогу к счастью. Она является воплощением типичного обывателя, претендующего на непогрешимость своих оценок и демонстрирующего следующие черты характера: холодность, замкнутость, отчужденность, скептицизм, черствость, эгоизм, отсутствие эмпатии.

Но является ли Оливия Киттеридж главным героем произведения? В начале романа автор знакомит нас с Генри Киттериджем, умным, добросердечным, очень чутким человеком, который понимает свою супругу и любит ее такой, какая она есть. Генри — человек, полный оптимизма, к нему тянутся люди, и симпатии читателей на его стороне: складывается ощущение, что именно этот положительный персонаж должен быть главным героем романа. Но не таков замысел писательницы. Героиней произведения она делает несимпатичную женщину, к которой и сама не проявляет ни жалости, ни снисхождения. В англо-американской литературе есть примеры произведений, героинями которых являются отрицательные персонажи: Ребекка Шарп из «Ярмарки тщеславия» Уильяма Теккерея, Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл, леди Макбет из трагедии Уильяма Шекспира. В процессе чтения романа «Оливия Киттеридж» мы, читатели, видим, как Элизабет Страут проводит главную героиню через ряд испытаний, заставляя ее сомневаться в правильности своих шагов, в непогрешимости своей оценки, и к концу романа происходит перерождение Оливии. Потеряв мужа, смирившись с выбором сына, Оливия переосмысливает свою жизнь, она становится более чуткой, внимательной, начинает проявлять заботу об окружающих.

Благодаря Оливии — связующему персонажу произведений — мы становимся свидетелями разных событий, происходящих в провинциальном городе. Анализируя судьбы героев провинциального города, автор рассматривает разнообразные проблемы: что есть добро и когда оно становится злом, в чем смысл жизни и что значит быть счастливым, какова цена любви и можно ли прожить в браке без чувства взаимности. Элизабет Страут проводит своих героев через различные испытания: она ставит их перед проблемой нравственного выбора, заставляет их искать ответ на вопрос, что является истинными ценностями в жизни. Поднимая проблему разобщенности людей — отцов и детей, супругов — она заставляет их проходить долгий путь навстречу друг другу, но иногда понимание ценности человека, данного тебе судьбой, приходит слишком поздно, когда этого человека, привносившего радость в твою жизнь, уже нет в живых.

В романе «Оливия Киттеридж» есть места, в которых чаще всего происходят основные события. Они являются точкой единения героев, некими особыми символами в их судьбах: больница/аптека, берег реки/океана и церковь. Каждое из этих мест играет особую роль в жизни жителей небольшого прибрежного городка Мейн.

Символично, что большинство героев романа так или иначе связаны с медициной. Так, например, Генри Киттеридж является владельцем небольшой аптеки в соседнем городе, куда жители города регулярно приходят за помощью. Они не только получают медицинскую консультацию у Генри, не только приобретают у него лекарства, но и душевную теплоту, моральную поддержку. Аптека — сосредоточение светлой энергетики в романе. С этим местом в первой главе связана судьба двух близких по духу людей — Генри Киттериджа и Дениз Тибодо. Аптека, помогающая людям сохранить их душевное и физическое здоровье, неспроста является точкой отсчета в произведении. Это символ душевного спокойствия, внутренней гармонии и удовлетворения, того, чего не хватает другим героям романа.

Тема медицины особенно ярко прослеживается в главах, в которых автор описывает героев, страдающих от душевных заболеваний. Но ни профессиональным докторам, ни представителям других профессий не удается избавиться от травмирующего опыта, приобретенного в детстве и преследующего их всю последующую жизнь. Кристофер Киттеридж, ортопед, в детстве страдавший от тяжелого характера своей матери, уже будучи взрослым, ходит на прием к психологу, чтобы избавиться от негативных программ. Кевин, профессиональный психиатр, страдает от биполярного расстройства своей матери и мазохистских наклонностей своей девушки. Сюзанна, жена Кевина Киттериджа, работающая гастроэнтерологом, предстает перед читателем бесчувственным врачом, жесткой, лишенной эмпатии женщиной. Жизнь персонажей насыщена теми проблемами, которые исследовал в своих работах Зигмунд Фрейд [32]. К примеру, важную роль в произведении играет «Эдипов комплекс», неосознанная тяга к представителю противоположного пола, похожего на родителя. Оливия озвучивает мысль, впервые разработанную Зигмундом Фрейдом: «I’m simply telling you he married his mother. Men do». В сюжете мы видим подтверждение этой мысли. Кристофер в первый раз женится на девушке с тяжелым характером, как у своей матери, несмотря на то, что о ней у Кристофера остались лишь негативные воспоминания. Дети во многом повторяют судьбу своих родителей, так и не сумев преодолеть свои детские психологические травмы. Кевин, как и его мать, решает застрелиться, а Энджела О’Мира не может создать семью из-за беспорядочной половой жизни своей матери-проститутки. Фрейд в работе «По ту сторону удовольствия» неоднократно упоминал, что человек неосознанно стремится к попаданию в одни и те же ситуации, даже если они наносят ему вред [32]. Таким образом, можно говорить о связи сюжета романа «Оливия Киттеридж» с теорией психоанализа Фрейда.

Еще одним важным символом в произведении является прибрежная зона реки или океана. Для жителей небольшого городка океан — одно из немногих мест, где можно развлечься, отдохнуть телом и душой. Для Кевина океан олицетворяет путь в неизведанный, другой мир, более глубокий и мудрый, чем мир, с которым он столкнулся на суше. Именно океан Кевин воспринимает как свою конечную точку пребывания. Для Оливии берег океана — это возможность скрыться от надоедливого общества и насладиться тишиной и спокойствием.

В романе не обходится без упоминания такого важного для провинциального города места, как церковь. Отношение к церкви и религии служит индикатором характера персонажа. В произведении мы встречаем как набожных персонажей, так и атеистов. Каждая из этих двух категорий имеет особые черты. К верующим мы можем отнести Генри Киттериджа, Дениз Тибодо, Энджи О’Миру. Так или иначе значительная часть их жизни связана с религией. Эти персонажи зачастую объединяют вокруг себя людей и дарят им свое тепло. Они принимают окружающих такими, какие они есть. Верующие герои выделяются своим добродушием и душевной щедростью, но, с другой стороны, у них есть свои недостатки. Они наивные, пассивные и часто сами страдают от нежелания что-либо менять в своей жизни. Атеистами в произведении являются Оливия, Кристофер и Энн Киттеридж. Эти персонажи предпочитают обществу одиночество, от них не исходит душевное тепло. Они склонны критиковать других людей и видеть в них недостатки. С другой стороны, в отличие от верующих, они легко меняют свою жизнь и предпочитают действие ненужным размышлениям.

Интригует концовка произведения. В конце романа Оливия встречает Джека Кеннисона, человека, с которым у нее оказывается много общего. Раньше они принадлежали к разным социальным классам, но теперь это не играет роли, потому что они оба — лишь одинокие, никому не нужные старики, брошенные своими детьми. Оливия и Джек понимают, что нашли друг в друге родственную душу. Смогут ли они в конце жизни стать счастливыми? Читателям это неизвестно, потому что Элизабет Страут оставляет финал романа открытым.

Литература:

  1. Арчер, Д. Код бестселлера / Д. Арчер, М. Л. Джокерс; [перевод с английского Татьяны Самсоновой]. — М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2017.
  2. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. СПб.: Алетейя, 1998.
  3. Фрейд, З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.
  4. Strout, E. Olive Kitterdge. N-Y.: Scribner, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): персонаж, провинциальный город, автор, американская писательница, Генри, главный герой произведения, жизнь, конец романа, мать, океан, проблема, произведение, роман, тяжелый характер.


Ключевые слова

проблема, тема, замысел, место действия, Фрейд

Похожие статьи

Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке»

В работе представлен краткий анализ пространственно-временной категории как одного из наиболее ярко выраженных и эффективных способов психологической характеристики персонажей произведений Ширли Джексон на примере романа писательницы «Мы живем в замк...

Быт Англии в XIX веке в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»

В статье рассматриваются факты реальной жизни провинциальной Англии XIX века, нашедшие отражение в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение». Остен, как последователь реалистического направления в литературе стремилась к правдивому и точному опис...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Особенности языкового стиля канадской писательницы Элис Манро на примере сборника рассказов Friend Of My Youth

В статье проводится исследование авторского стиля писательницы Элис Манро на базе исследования сборника коротких рассказов «Друг моей юности» (1990). В статье рассматриваются стилистические и синтаксические приемы, свойственные автору. В результате п...

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Проблематика и художественные особенности малой прозы Роалда Дала

В статье проанализированы художественные особенности и проблематика «взрослых» рассказов Роалда Дала, рассмотрены приёмы игры автора с читателем при помощи художественного текста.

Воспоминание как художественный прием в прозе Джумпы Лахири

В статье рассматривается роль фактора воспоминаний в малой прозе американской писательницы Дж. Лахири, на примере рассказа «Толмач» исследуется поэтическая категория «память», определяется роль в повествовании, творческом методе писательницы.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Похожие статьи

Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке»

В работе представлен краткий анализ пространственно-временной категории как одного из наиболее ярко выраженных и эффективных способов психологической характеристики персонажей произведений Ширли Джексон на примере романа писательницы «Мы живем в замк...

Быт Англии в XIX веке в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»

В статье рассматриваются факты реальной жизни провинциальной Англии XIX века, нашедшие отражение в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение». Остен, как последователь реалистического направления в литературе стремилась к правдивому и точному опис...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Особенности языкового стиля канадской писательницы Элис Манро на примере сборника рассказов Friend Of My Youth

В статье проводится исследование авторского стиля писательницы Элис Манро на базе исследования сборника коротких рассказов «Друг моей юности» (1990). В статье рассматриваются стилистические и синтаксические приемы, свойственные автору. В результате п...

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Проблематика и художественные особенности малой прозы Роалда Дала

В статье проанализированы художественные особенности и проблематика «взрослых» рассказов Роалда Дала, рассмотрены приёмы игры автора с читателем при помощи художественного текста.

Воспоминание как художественный прием в прозе Джумпы Лахири

В статье рассматривается роль фактора воспоминаний в малой прозе американской писательницы Дж. Лахири, на примере рассказа «Толмач» исследуется поэтическая категория «память», определяется роль в повествовании, творческом методе писательницы.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Задать вопрос