The relevance of the development of social intelligence in primary school age during the educational process is substantiated in this article. The author proposes the use of the content of Literature textbooks as one of the development methods in case of adequate perception of this content by students. The main research results of the perception of the empathic-emotional components of literature texts by 4th grade students are presented. The research involved 64 students (35 boys and 29 girls). The research was conducted by the method of survey according to the author's questionnaire as well as a content analysis of Literature textbooks of the 4th grade. According to the research data even the medium level of empathic-emotional content is successfully perceived by students of 4th grade at the age of 9–10 years, regardless of gender. The research results can be used in the practice of primary school teachers and school psychologists.
Keywords: development of social intelligence, primary school students, educational methods, empathy, emotional expressiveness, Literature textbooks.
Развитый социальный интеллект отвечает потребностям нового поколения. Будущее за коммуникабельными, социально активными людьми, демонстрирующими высокий уровень эмпатии и толерантности. Таким образом, одной из главных задач современного общества становится подготовка детей к их полноценной социализации. Такой подход соответствует современным тенденциям в образовании, который выражается в приоритете формирования компетенций и навыков, таких как умение общаться, понимать других людей, решать проблемы и т. д. перед традиционной ориентацией на знания и предметные результаты.
Феномен социального интеллекта был описан Э. Торндайком в 1920 году, но наиболее полное определение новому феномену дали в своих работах Ф. Вернон и, впоследствии, Г. Оллпорт, а измеряемым конструктом социальный интеллект стал благодаря исследованиям Дж. Гилфорда и М. О’Салливен. Наиболее полный анализ теоретических обоснований природы социального интеллекта принадлежит Н. Кантор и Дж. Килстрому, а самое современное исследование по этой теме опубликовал в 2016 году Д. Гоулман. В отечественной науке исследования социального интеллекта получили широкое распространение, начиная с 90х годов прошлого столетия. Отечественные ученые, не только развили концепцию социального интеллекта, каждый в своей парадигме, расширяя понимание природы этого феномена (А. А. Бодалев, М. И. Бобнева, А. Л. Южанинова, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин, Д. В. Куницына, Е. С. Михайлова, Л. А. Ясюкова), но и дали подробное описание оригинальных многокомпонентных моделей социального интеллекта (Д. В. Ушаков, А. И. Савенков).
Теоретические модели Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, исследования Л. А. Ясюковой и О. В. Белавиной дают представления о младшем школьном возрасте как наиболее подходящем периоде для начала развития социального интеллекта.
Значительное расширение круга общения и, как следствие, усложнение межличностных связей, происходит у детей в начальной школе, что дает толчок к развитию эмпатии, сопереживания, расширению эмоционального потенциала, появлению навыков успешного взаимодействия с окружающими. В этом возрасте, согласно культурно-исторической теории, обучение играет основную роль в психическом развитии ребенка. Именно поэтому особое внимание проблеме развития социального интеллекта следует уделять именно в период начального образования.
В то же время для нормального развития необходимо, чтобы образовательные программы соответствовали особенностям как умственной, так и эмоциональной сфер ребенка. Говоря о его развитии в стенах общеобразовательных учреждений, наиболее подходящим материалом видится контент учебников по литературному чтению.
Автором были проведены исследования контента учебников по литературному чтению 4-х классов трех наиболее распространенных учебно-методических комплексов (УМК), а также проведен анализ восприятия обучающимися 4-х классов эмпатийно-эмоциональных компонентов литературных произведений одного из УМК. Исследования проводились в форме контент-анализа 203 литературных произведений, также был применен опрос среди 64 обучающихся (из них 35 мальчиков и 29 девочек) 4-х классов в возрасте 9–10 лет московской школы по авторской анкете.
Категориями в контент-анализе были определены следующие эмпатийно-эмоциональные компоненты, проявляющиеся в литературных произведениях и оказывающие непосредственное влияние на развитие социального интеллекта:
— эмпатия;
— взаимодействие;
— эмоциональная выразительность;
— толерантность.
По каждому литературному произведению было аккумулировано соответствующее количество баллов по принципу подсчета количества проявлений каждого эмпатийно-эмоционального компонента в главной и второстепенной темах. Анализ веса каждого компонента производился по методике статистического анализа, предложенных А. Н. Алексеевым и Ч. Осгудом.
На основе данного исследования общий уровень присутствия эмпатийно-эмоциональных компонентов в литературных произведениях учебников исследуемых УМК можно признать удовлетворительным.
Исследование в форме опроса обучающихся 4-х классов было проведено по авторской анкете. Каждая анкета содержала два или три вопроса по каждому из 6 произведений УМК «Школа XXI века»: «Конек-Горбунок» П. П. Ершов, «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин, «Детство Темы» (в сокращении) Н. Г. Гарин-Михайловский, «Козетта» (отдельные главы) В. Гюго, «Дикие лебеди» (в сокращении) Х. К. Андерсен и «Акула» Л. Н. Толстой. Вопросы составлены таким образом, чтобы ребенок мог продемонстрировать уровень восприятия эмпатии, толерантности, эмоциональной выразительности литературного произведения.
Общим результатом исследований явилось то, что даже при среднем уровне эмпатийно-эмоционально контента учебников, обучающиеся младшего школьного возраста, независимо от гендерной принадлежности, демонстрируют высокую степень восприятия эматийно-эмоциональных компонентов литературных произведений, которые, при наличии развитого понятийного аппарата, служат материалом для формирования структур социального интеллекта.
Данные исследования могут служить отправной точкой для формирования подхода к содержанию учебников начальной школы не только по предмету «Литературное чтение», но и других предметов гуманитарной направленности, таких как «Русский язык», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики».
В той же мере разработанные автором анкеты для опроса обучающихся могут использоваться в качестве методического материала для организации внеучебной деятельности. Раздумывая над ответами на вопросы авторских анкет, дети еще раз анализировали прочитанное, формируя таким образом социально направленное мировоззрение. Подтверждением неравнодушного отношения к прочитанному могут служить эмоциональные комментарии, охотно оставляемые школьниками в специально отведенных местах анкет, при том, что их запись не была обязательной и оставалась на выбор учеников.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Артемьева, О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учебное пособие для вузов / О. А. Артемьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–08999–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ebs.mgppu.ru:5081/bcode/491743 (дата обращения: 05.02.2022).
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. — 351 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=40700.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с.
- Гоулман Д. Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях / пер. с англ. Н. Аллунан, А. Анавера. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. — 576 c.
- Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 266 с.
- Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. — С. 7–15. doi:10.17759/jmfp.2018070201
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН» — 2004. — 176 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239–284.
- Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 181 с.
- Kihlstrom, J., & Cantor, N. (2011). Social Intelligence. In R. Sternberg & S. Kaufman (Eds.), The Cambridge Handbook of Intelligence (Cambridge Handbooks in Psychology, pp. 564–581). Cambridge: Cambridge University Press. doi:10.1017/CBO9780511977244.029
- Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper’s Magazine. 1920. V. 140. P. 227–235.